Устойчивость бюджета

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Устойчивость бюджета — состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование экономического агента.

Определение

Согласно «Финансово-кредитному энциклопедическому словарю» устойчивость бюджета — это состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование экономического агента, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности экономического агента[1].

Финансовая устойчивость vs бюджетная устойчивость

Понятие бюджетная устойчивость соответствует понятию финансовой устойчивости для хозяйствующего субъекта в части общих принципов: принцип полного покрытия текущих расходов; принцип эффективности и экономности расходования средств; принцип обязательности осуществления инвестиционных вложений; принцип страхования непредвиденных расходов и рисков. Понятия различаются по своему характеру, содержанию принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости и другого[1].

Методы оценки устойчивости бюджета

Устойчивость бюджета может быть определена по любому уровню бюджета: от высшего до низового. При этом чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более точной является оценка того, насколько эффективно и рационально осуществляется деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития экономического агента. Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета используются расчетно-аналитические методы[1]:

Количественные характеристики (числовые показатели) показывают финансовое положение экономического агента за определённый период при данном состоянии экономики. Качественные характеристики выявляют способность экономического агента приспосабливаться к изменениям во внешней экономической среде, добиваться мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, позволяют проводить сравнение с другими экономическими агентами[1].

Устойчивость бюджета оценивается следующими характеристиками и показателями[1]:

  • бюджетная самостоятельность (способность экономического агента самому мобилизовать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи) — соотношение собственных доходов бюджета и его расходов;
  • сбалансированность бюджета (обеспеченность балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, неделям)) — величины внутригодовых кассовых разрывов не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов;
  • платёжеспособность (способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам);
  • денежный характер расчетов;
  • эффективность расходования бюджетных средств;
  • размер и структура долга;
  • качество бюджетного управления;
  • и другое.

Анализ устойчивости бюджета

Устойчивость бюджета позволяет[1]:

  • оценивать финансово-экономическое положение экономических агентов и на этой основе строить им обоснованную бюджетную политику;
  • оценивать инвесторам риск вложений капитала в хозяйственную деятельность экономических агентов;
  • учитывать в процессе вынесения решения о несостоятельности экономического агента и принятия мер ответственности.

См.также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Устойчивость бюджета//Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред. А.Г. Грязновой — М.: Финансы и статистика, 2002 — 1168с. — ISBN 5-279-02306-X