Унион (компания)
Русское электрическое общество «Унион» | |
---|---|
![]() | |
Тип | акционерное общество |
Основание | 1898 г. |
Расположение |
|
Отрасль | электроэнергетика, машиностроение |
Продукция | электромашины, электрообрудование, комплектующие для электрожнергетики и пр. |
Русское электрическое общество «Унион» — российская компания. Штаб-квартира компании находилась в Санкт-Петербурге.
Главное управление и заводы — в Риге, технические бюро — в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Перми и Владивостоке[1]. Рижский завод стал предшественником знаменитого ВЭФа.
Предтеча
Генрих Детман построил на окраине Риги кустарную электротехническую мастерскую в начале 1880-х годов. Для расширения дела в конце 1887 года владелец небольшого предприятия и купец 2-й гильдии приобрёл у купцов Камариных участок земли в 1200 квадратных саженей у Псковского шоссе, где были построены первые заводские помещения «Русско-Балтийского электротехнического завода», как с 1888 по 1898 год именовалась фирма Детмана. Она занималась изготовлением и монтажом электрооборудования для военно-морских судов[2].
История

Основанное в 1898 г. с участием бельгийского капитала, Русское электрическое общество «Унион» в 1898-1904 гг. владело существовавшим с 1888 г. в Риге «Русско-Балтийским электротехническим заводом». Помимо изготовления и монтажа электрооборудования для военно-морских судов, предприятие выпускало динамо-машины, агрегаты для электрических трамваев, электрические счетчики и т. п.[2]
В 1904 году завод АО «Унион» оказался в собственности концерна «AEG», а годом позже стал составной частью его филиала — русского общества «Всеобщей компании электричества».[4]
В июле 1915 г. в ходе I мировой войны с началом наступления немцев и приближением линии фронта к Риге из города вглубь России начали эвакуировать промышленные предприятия. В числе первых вывезли и оборудование ВКЭ вместе с работниками, для чего потребовалось 1470 вагонов. Основная часть оборудования и персонала завода бывшего Русского электрического общества «Унион» оказалась в Харькове, куда были перевезены около 3000 работников завода и примерно столько же членов их семей[2].
20 ноября 1916 г. состоялось торжественное открытие нового завода «Всеобщей компания электричества», с 20 декабря 1917 г. получившего название «Электросила № 1».
С 1925 года предприятие называется «Харьковский электромеханический завод» и работает как многопрофильное объединение, производящее комплектное электрооборудование для разных отраслей[2].
В конце 1920-х годов в цехах бывшего «Униона» в Риге разместился «VEF» — самое известное латвийское предприятие в XX веке.[2]
Проекты
Одним из осуществленных обществом «Унион» проектов было строительство по договору со Смоленской городской Думой электрической станции для освещения и электрической железной дороги (так в ту пору именовался трамвай) — первой в этом губернском городе. Договор также предусматривал установку нескольких электрических фонарей на улицах города. Работы были осуществлены с марта 1898 по август 1901 г.
За этот период в Смоленске было построено два участка трамвайных путей длиной в 6 верст (6,4 км). Оборудование возведенной электростанции состояло из двух паровых машин мощностью 190 и 260 л. с., а также двух генераторов постоянного тока 460 и 700 вольт.[5]
В 1901—1902 гг. велась переписка об устройстве трамвайных линий в Харькове; о постройке электростанции в Витебске; в 1903 г. — об устройстве электрического трамвая в Санкт-Петербурге; в 1902—1907 гг. — об устройстве трамвайной линии Петербург — Ораниенбаум и т. д. Обществом был разработан проект гидростанции «Кивиниеми» (Финляндия).[1]
Здание
В 1899 году рижский архитектор Генрих Шель создал проект и построил главное здание электротехнической фабрики «Унион»[6] на Александровской улице в стиле неоренессанса[7]. Идеи зодчего Генриха Шеля реализовал архитектор-каменщик Кришьянис Кергалвис (Христиан Кергалв). Увидев творение мастера, император Николай II пригласил старейшину «скамьи каменщиков» Рижской малой гильдии воплощать идеи «промышленного модерна» в других губерниях России[2].
При сооружении этого корпуса был применен внутренний металлический каркас и железные перекрытия стропильных ферм с вмонтированными окнами верхнего этажа, что обеспечило долговечность постройки[2].
Фигуру Громовержца, помещённого в обрамленную колоннами нишу фасада, выполнил известный рижский скульптор Август Фольц[8]. Бог изображен со сжатыми в руках стрелами молний. У его ног - орел как мифологический символ небесной силы и огня[2].
Заводские корпуса, обращённые к улице Унияс, по проекту Петера Беренса построил в 1913 году архитектор Фридрих Шеффель[9]. Здесь также были использованы металлические каркасные конструкции, позволившие создать рациональную планировку цехов с чётким ритмом колонн и большепролётными перекрытиями[2].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Книжные знаки в собрании Политехнической библиотеки | Русское электрическое общество «Унион» . Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 1 декабря 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Русские Латвии. Завод «Унион» . Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 1 декабря 2016 года.
- ↑ Scripophily.ru Старинные ценные бумаги . Дата обращения: 25 ноября 2016. Архивировано 26 ноября 2016 года.
- ↑ Харьковский завод «Электросила» № 1. История предприятия . Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 26 ноября 2016 года.
- ↑ Смоленское трамвайно-троллейбусное предприятие. История предприятия . Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 22 декабря 2017 года.
- ↑ Heinrihs Šeļs (Генрих Шель) . Югендстиль в Риге. www.jugendstils.riga.lv. Дата обращения: 17 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ Николай Сурин, Олег Язев. Здание завода «Унион» в Риге . Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). - Рига, 2010.. Русские Латвии (2010).
- ↑ Римша, Рената. Символика скульптурных образов . offtop.ru. Средневековые замки Латвии (18 сентября 2004). Дата обращения: 5 апреля 2021. Архивировано 12 мая 2013 года.
- ↑ Grosa S. Būvbirojs H. Šēls un F. Šefels (латыш.). Latvijas mākslas vēsture (14 апреля 2009). Дата обращения: 20 октября 2018. Архивировано 27 октября 2019 года.