Надира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Надира
Почтовая марка Узбекистана, 1992 годПочтовая марка Узбекистана, 1992 год
Имя при рождении Махларайим Надира
Псевдонимы Надира, Макнуна
Место рождения Кокандское ханство
Место смерти Кокандское ханство
Язык произведений

фарси ,

узбекский
Современный портрет Надиры
Монумент на кладбище в Коканде

Махларайим Надира (1792, Андижан — 1842, Коканд) — узбекская поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана (Омара), правителя Коканда, поэта, покровителя поэтов и ученых. Наряду с Увайси и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии. В её честь назван кратер Надира на Венере.

Краткая биография

Надира-хон родилась в 1792 году в семье правителя Андижана из узбекского рода минг.

В юности получила прекрасное образование в области истории и литературы, блестяще владела не только родным - узбекским, но и персидско-таджикским языками. Будучи женой правителя Кокандского ханства Умар-хана (Омара) большую часть жизни поэтесса провела в Коканде в придворных кругах, в среде любителей и покровителей литературы, участвуя в поэтических состязаниях со своим мужем — поэтом, писавшим под тахаллусом Амири. Умар-хан(Омар) умер в 1822 году, когда Надире было тридцать лет. Она стала опекуном своего 12-летнего сына Мадали-хана (Мухаммед-Али), вступившего на престол. В это время Кокандское ханство занимало наибольшую площадь.

Надира писала под тахаллусами (псевдонимами) Надира — на узбекском языке, Камила или Макнуна — на персидско-таджикском языках. В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств. Надира оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов. Особым её доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница её детей. Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к угнетенным, заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль литературы в духовной жизни общества.

Творчество

В своем творчестве, как и другие поэты того времени, Надира во многом опиралась на гуманистическое наследие основоположника узбекской литературы Алишера Навои.

Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидско-таджикском языках. В её рукописных диванах встречаются различные жанры лирики — газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько «Песен разлуки». Её стихотворный диван — гимн любви, верности и честности. Находясь под определенным влиянием суфийских кругов, для своего времени Надира была весьма прогрессивна, она ощущала себя прежде всего Человеком, активно призывала видеть в женщине не только красоту, но и ценить её ум, чувства, достоинство. В её стихотворных диванах высокая любовь воспевалась как символ человеколюбия, как основа нравственности.

Надира писала: «Человек без любви — не человек,// Если ты человек — предпочти любовь». Основные произведения Надиры получили широкую известность в народе и включались во многие сборники XIXXX веков.

Смерть

Жизнь Надиры оборвалась трагически. В результате похода бухарских войск в 1842 году поэтесса, вместе со своими сыновьями — Мухаммед-Али и Султан-Махмудом была зверски убита бухарским эмиром или эмиром-мясником Насруллой, присоединившим Кокандское ханство к Бухарскому эмирату.

Примечания

Ссылки