Улица Баумана (Казань)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
улица
Баумана
Общая информация
Страна Россия
Город Казань
Район Вахитовский
Прежние названия Проломная, Большая Проломная, Богоявленская
55°47′16″ с. ш. 49°07′15″ в. д.HGЯO

Улица Баумана (тат. Бауман урамы, Bauman uramı) — пешеходная улица в историческом центре Казани, Вахитовском районе, ядро Казанского посада.

География

Улица начинается около Казанского кремля от Площади Тысячелетия и продолжается на юго-восток, пересекая улицы Профсоюзная, Чернышевского, Мусы Джалиля, Кави Наджми, Астрономическая, Университетская, и заканчивается на площади Тукая, где пересекается с улицей Пушкина. Ранее (до начала 2000-х годов) пересекалась с улицами Кремлёвская и Ташаяк.

Административная принадлежность

В дореволюционное время и первые годы советской власти административно относилась к 1-й части города; после введения в городе административных районов относилась к Бауманскому (до 1994) и Вахитовскому (с 1994 года) районам.[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12]

История

Улица Баумана — одна из самых старых улиц Казани. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля московскими войсками Ивана Грозного, обе его стены южнее и севернее улицы были проломлены взрывами, а улица была названа сначала Проломной, а затем Большой Проломной. В XVI веке, продолжая уже имевшуюся застройку северной части улицы, в её южной части возникла Новая слобода, получившая позже название Богоявленской по названию сооружённой здесь церкви. В 1930 году, улица была переименована в честь выходца из Казани революционера Баумана. Это название сохранилось до настоящего времени, хотя в постсоветское время предлагалось её переименовать в улицу Шаляпина.

Улица была красиво благоустроена и декорирована в начале 1990-х годов, а первой в городе пешеходной зоной стала в 1996 году. До этого по улице по проложенной в 1948 году первой в городе линии троллейбуса ходили его маршруты № 1,4 (ранее также 7) и несколько маршрутов автобуса, до 1935 года — трамвай, до 1899 года — конка. Транспортная доступность улицы осуществляется с расположенных в её начале и конце двух станций метро, а также с площади Тукая (троллейбус и автобус), с соседних улиц Островского и Кремлёвская (автобус), Право-Булачная (троллейбус и автобус).

На протяжении квартала в северной части улицы сооружена в конструкциях, но пока не отделана и не открыта (ввиду организационно-технических проблем с реконструкцией примыкающего здания гостиницы «Казань») торгово-развлекательная подземная галерея, из которой есть несколько отдельных выходов на улицу, а также предусмотрен выход в южный вестибюль станции метро «Кремлёвская».

Современное состояние

Улица Баумана является районом торговли и развлечений, на ней находятся множество магазинов, ресторанов и предприятий быстрого питания, а также памятники, фонтаны, скамейки, навесы, фонарные столбы и прочие элементы благоустройства. На улице традиционно проводятся массовые народные гуляния в День республики и города, празднования Дня смеха, музыкальные, танцевальные и театрализованные представления, прочие мероприятия и акции, в том числе неформальных сообществ, а также на улице неизменно предлагают свои услуги уличные художники и играют уличные музыканты. Многолюдная в любое время года до поздней ночи, улица является одной из основных городских достопримечательностей, посещаемых в Казани туристами.

Протяженность улицы составляет 1885 метров.[13]

Примечательные здания и сооружения

Транспорт

Трамвай

В 1875 году по улице была проложена «Проломная» линия конно-железной дороги («Толчок» — «Суконная слобода»).[18] Несмотря на то, что формально конченой остановкой обеих существовавших («Волжской», и «Проломной») на тот момент линий конки был «Толчок», фактически их конечная остановка находилась на углу современных улиц Баумана и Чернышевского.[18] В 1899-1900 годах конка была заменена электрическим трамваем, и к 1905 году по разным участкам улицы проходили Волго-Проломная («Дальнее Устье»«Суконная слобода»), Воскресенская («Кремль» — «земская учительская школа»), Екатерининская («Кремль» — «завод Крестовниковых») и Круговая линии трамвая.[19] В годы Гражданской войны многие из линий перестали работать; в результате в 1922 году по улице ходил лишь один маршрут, получивший № 1.[20] С 1925 года по улице стал ходить и маршрут № 4 («вокзал» — «Суконная слобода», по направлению к вокзалу), а в 1930 году к нему добавился маршрут № 5 («Суконная слобода» — «Ягодная слобода»). Они ходили по улице Баумана до 1933 и 1932 годов соответственно.[20][21] С 1933 года по улице начал ходить безномерной маршрут «Казмашстроя» (позже № 9). В 1935 году трамвайное движение по южной части улицы было прекращено, однако по её северной части (между улицами Чернышевского и мостом) ещё некоторое время ходили трамваи № 7[22] и № 9.

Троллейбус

Троллейбусное движение на улице открылось в 1948 году, когда через улицу Баумана по маршруту «трамвайное депо № 3» — «площадь Куйбышева» стал ходить троллейбус № 1. В 1960-х годах к нему добавились три маршрута: кольцевые 4а и 4б, и № 6 («вокзал» — «ВДНХ»), который вскоре был укорочен до площади Куйбышева. В 1986 году троллейбусная линия была перенесена с улицы Баумана на улицы Островского и Профсоюзная.[23]

Фотогалерея

Примечания

  1. План Казани 1914 г. издания Горуправы. ЭтоМесто.ru. Дата обращения: 3 ноября 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
  2. Народный комиссариат внутренних дел Татарской АССР. Приложение: План г. Казани со слободами // Справочник-путеводитель по городу Казани с приложением плана города со слободами / Успенский В. А.. — Казань: типография «Печать», 1926. — 93 с. Архивная копия от 30 октября 2020 на Wayback Machine
  3. Сутанбеков Б. Ф.[тат.]. Не навреди: размышления историка: историко-публицистические очерки, новые открытия. — Казань: Татарское книжное издательство, 1999. — 180 с. — ISBN 5298007996.
  4. Постановление Президиума Казанского городского Совета о разукрупнении Бауманского района г. Казани // История Казани в документах и материалах. XX век / Амирханов, Равиль Усманович. — Казань: Магариф, 2004. — С. 426. — 711 с. — ISBN 5-7761-1323-7.
  5. Список посёлков, слобод и улиц, входящих в черту г. Казани // Вся Казань: Справочная книга по городу Казани / Сост.: М. Бубеннов, Н. Козлова, А. Никольский, Р. Левин, И. Ефремова, В. Никольский, В. Берлянд, Н. Соколов, В. Мартынов. — Казань: Редакция газеты «Красная Татария»«Кызыл Татарстан», 1940. — С. 265. — 286 с. — 4250 экз.
  6. Список улиц и переулков Бауманского и Дзержинского районов г. Казани по состоянию на 15 июня 1942 г. (фонд Р1583, опись 4, дело 23). — Государственный архив Республики Татарстан. — 15 с.
  7. Схематическая карта районов Казани 1957 года. www.etomesto.ru. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 4 декабря 2021 года.
  8. Казанский почтамт Министерства связи СССР. Справочник для сортировки входящих почтовых отправлений и печати в городе Казани / Н. П. Буяновский. — Казань, 1965. — 68 с.
  9. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР; Татарское Транспортное Управление. Справочник для определения расстояний между различными пунктами по гор. Казани / А. М. Камалеев. — Казань: Комбинат печати имени Камиля Якуба, 1970. — 470 с. — 5000 экз.
  10. Справочник по сортировке письменной входящей корреспонденции, периодической печати и телеграмм в городе Казани / В. И. Малышева, Т. В. Невретдинова. — Казань, 1981. — 111 с.
  11. Амиров, Кафиль Фахразеевич. Казань — где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. — Казань: «Казань», 1995. — 320 с. — ISBN 9785859030125. Архивная копия от 30 июня 2022 на Wayback Machine
  12. Справочник почтово-телеграфных индексов г. Казани. — 1996. — 52 с.
  13. Улица Баумана в Казани. Дата обращения: 5 июля 2017. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  14. 14,00 14,01 14,02 14,03 14,04 14,05 14,06 14,07 14,08 14,09 14,10 14,11 14,12 14,13 14,14 14,15 14,16 14,17 14,18 14,19 14,20 14,21 14,22 14,23 14,24 14,25 14,26 14,27 14,28 14,29 14,30 14,31 14,32 14,33 14,34 14,35 14,36 14,37 14,38 14,39 14,40 14,41 14,42 14,43 14,44 14,45 14,46 14,47 14,48 14,49 14,50 14,51 14,52 14,53 14,54 14,55 14,56 14,57 14,58 14,59 14,60 Республика Татарстан: памятники истории и культуры (каталог-справочник) / Ю. И. Смыков, М. З. Закиев, М. М. Таишев[тат.], Р. М. Валеев и др. — Казань: Издательство «Эйдос», 1993. — 453 с. — ISBN 5858760023. Архивная копия от 5 ноября 2021 на Wayback Machine (рус.)
  15. https://okn.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1593903.pdf
  16. Решение исполкома Казанского городского Совета народных депутатов № 401 от 10 мая 1989 года «Об итогах выполнения плана капитального строительства г. Казани за 1 квартал 1989 года и задачах по выполнению плана текущего года»
  17. Время и стекло. Пять казанских зданий-аквариумов, которых больше нет. Инде. Дата обращения: 15 июля 2022. Архивировано 6 декабря 2021 года.
  18. 18,0 18,1 Алексей Клочков. Глава 1. Конка. Казань из окон трамвая. Сайт Николая Решетникова. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 24 декабря 2021 года.
  19. Алексей Клочков. На Волге полный ледоход. Казань из окон трамвая. Сайт Николая Решетникова. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 28 декабря 2021 года.
  20. 20,0 20,1 Алексей Клочков. Часть II. Между двумя войнами. Казань из окон трамвая. Сайт Николая Решетникова. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 24 декабря 2021 года.
  21. Алексей Клочков. Глава 7. В годы первых пятилеток. Казань из окон трамвая. Сайт Николая Решетникова. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 3 декабря 2021 года.
  22. Карта Казани 1939 года. www.etomesto.ru. Дата обращения: 21 февраля 2022. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  23. КАЗАНЬ - ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ - летопись. k-metro.ru. Дата обращения: 21 февраля 2022. Архивировано 17 июля 2019 года.

Источники

Ссылки