Уланова, Любовь Михайловна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Любовь Михайловна Уланова
Герой Социалистического Труда Л. М. Уланова в форме с планками наградГерой Социалистического Труда Л. М. Уланова
в форме с планками наград
Дата рождения 27 июля 1917(1917-07-27)
Место рождения Золотоноша,  Россия
Дата смерти 7 сентября 2007(2007-09-07) (90 лет)
Место смерти Рига,  Латвия
Род деятельности КВС гражданской авиации, лëтчица
Награды и премии
Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почёта» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»

Любовь Михайловна Уланова (27 июля 1917, Золотоноша7 сентября 2007, Рига) — советская лётчица, и мировая рекордсменка, Герой Социалистического Труда (1966).

Биография

Родилась 27 июля 1917 года в городе Золотоноша, окончила среднюю (вечернюю) школы, работала бухгалтером. После окончания школы поступила в лётное училище в Тамбове. Работала лётчиком в Хабаровске.

Во время Великой Отечественной войны в составе санитарной авиации, базировавшейся в Вильнюсе (1944), вывозила на У-2 раненых в тыл, награждена медалью «За Победу над Германией». После войны работала в Уральском управлении гражданской авиации в Свердловске. Стала первой в мире женщиной — пилотом турбовинтовых самолетов[источник не указан 3318 дней] и первой советской женщиной-командиром турбовинтового лайнера Ил-18[1].

Л. М. Уланова у самолета Ил-18

Была командиром эскадрильи в Литовском отряде гражданской авиации, заместителем командира отряда Свердловского, затем Уральского управлений гражданской авиации. 27 апреля 1960 года Уланова была проверяющей во время катастрофы самолета Ил-18. Благодаря настойчивости Улановой была выявлена истинная причина катастрофы — конструктивный недостаток, связанный с углами выпуска закрылков и внесены соответствующие изменения в руководство по лётной эксплуатации данного типа самолета.

Надгробие Улановой на Плявниекском кладбище в Риге

С 1962 года работала в Латвийском управлении гражданской авиации пилотом-инструктором, командиром эскадрильи (Ил-18, Ту-134), создала женский экипаж Ил-18, установила ряд мировых рекордов, в том числе рекорд дальности — в октябре 1967 года экипаж под её руководством впервые[источник не указан 3318 дней] в истории советской авиации совершил на самолёте Ил-18Д беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Магадан расстоянием 6270 км за 10 часов 17 минут.


16 октября 1967 года под её руководством был установлен мировой рекорд дальности полёта для женских экипажей по кратчайшей линии между двумя точками земного шара. Из Симферополя на Сахалин экипаж преодолел расстояние в 7661 км за 12 часов 12 минут.

5 июня 1969 года Ил-18 под её руководством установил рекорд высоты — 13 513 метров[1].

В 1973 году Уланова окончила Ленинградскую академию гражданской авиации[2].

В 1976—1988 годах работала пилотом-инструктором единственного в СССР комплексного тренажёра самолëта КТС-134Б, располагавшегося в здании учебно-тренировочного отряда (УТО) латвийского управления гражданской авиации (ЛаУГА) в аэропорту «Рига». Дополнительно проводила занятия на тренажере самолета Ту-134Б с курсантами Клуба юных лётчиков имени Ф. А. Цандера, обучая азам полета и руководя полетами на тренажере курсантов клуба во время их тренажерной практики.

Умерла 7 сентября 2007 года в городе Риге (ныне Латвия) в возрасте 90 лет и была похоронена на Плявниекском кладбище.

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Хозяйка заоблачных высот Архивная копия от 23 июня 2015 на Wayback Machine.
  2. Дебердеев В. Аэропорт Кольцово: терра инкогнито // Уральский следопыт. — 2000. — № 9—12.

Ссылки