Уичоли
Уичоли | |
---|---|
Современное самоназвание | виррарика |
Численность | ок. 44 тыс. чел. (на 2000 год)[1] |
Расселение | Мексика (штаты Наярит, Халиско, Сакатекас, Дуранго) |
Язык | уичоль |
Религия | синкретизм, смешение традиционных верований (шаманизм) и католичества |
Родственные народы | кора, тепекано, яки, тараумара |
Уичо́ли (исп. huichol, самоназвание wixárika (wirrárika) или во мн. числе wixáritari (wirráritari) — «настоящие люди») — индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Говорят на языке уичоль юто-ацтекской семьи.
Происхождение этнонима «уичоль» до сих пор неясно. Наиболее вероятно, что это искажение индейского слова wixárika, которого не могли правильно расслышать или записать испанские колонизаторы[2][3]. По другой версии, это уничижительное прозвище, которое ацтеки дали уичолям ещё до Конкисты. Существуют и другие версии.
Место расселения
Уичоли населяют область Западной Сьерра-Мадре в штатах Наярит, Халиско, Сакатекас и Дуранго. Делятся на пять крупных автономных общин, имеющих собственную светскую и религиозную власть: Сан-Андрес-Коамиата (Tateikie на языке уичоль), Санта-Катарина-Куэскоматитлан (Tuapurie), Сан-Себастьян-Тепонауастлан (Wautia) и Туспан-де-Боланьос (Tutsipa) в муниципалитетах Мескитик и Боланьос на севере Халиско, Гуадалупе-Окотан (Xatsitsarie) в Наярите. Также уичоли живут в общинах индейцев кора в Меса-дель-Наяр.
Язык
Язык — уичоль юто-ацтекской семьи корачоль-ацтекской ветви, близкой к языку кора. Свой язык уичоли называли tewi niukiyari, что значит «слова людей». Также говорят на испанском языке.
Уичоли не знали письменности, отсюда расхождения в написании учольских слов[4]. Например, x ↔ r или rr, r ↔ l.
Однако уичоли использовали пиктограммы «неарики», что на языке вичолов значит «разрисованная шерсть».[5]
История
Происхождение уичолей достоверно неизвестно, однако на основании лингвистических, мифологических и археологических данных можно предположить, что учиоли являются потомками нескольких этнических групп, населявших когда-то район Сьерры.
Предания уичолей говорят, что они происходят из штата Сан-Луис-Потоси, откуда впоследствии мигрировали на запад, в места теперешнего расселения. Раз в год группа из 20-30 мужчин совершает паломничество на свою историческую родину в Сан-Луис-Потоси за галлюциногенным кактусом пейотлем. Флорентийский кодекс монаха Бернардино де Саагуна описывает теочичимекский ритуал, схожий с ритуалом уичолей, и это позволяет предположить, что среди предков уичолей были племена северных индейцев-теочичимеков. Кроме того, есть вероятность, что они также происходят от племен, населявших побережье: в преданиях рассказывается о том, как боги вышли из моря и совершили паломничество на восток от Сьерры.
Среди историков и антропологов существуют разные теории относительно времени прибытия уичолей в район Сьерры, но их устная история говорит, что они пришли в места, уже занятые другим народом. Устная история тепекано подтверждает, что деревни, где теперь проживают уичоли, в прошлом принадлежали тепекано[6].
Вероятно, уичоли действительно происходят из штата Сан-Луис-Потоси и до миграции в район каньона Боланьос входили в этническую группу гуачичилей. Ключевым пунктом традиционной религии уичолей является пейотль. Его собирают в месте, которое они зовут Вирикута (Wirikuta), оно находится в районе Реал-де-Каторсе в штате Сан-Луис-Потоси. Пейотль не встречается на землях уичолей, но обильно произрастает в Сан-Луис-Потоси, в области, которая до прибытия конкистадоров принадлежала гуачичилям. Маловероятно, что воинственные гуачичили, ревностно охранявшие свою территорию[6], позволили бы чужому племени спокойно приходить на их земли и собирать пейотль, если бы не считали это племя частью собственного народа. Это также подтверждается устными преданиями уичолей[7], как и сходством между языком уичолей и уже мёртвым языком гуачичилей.
Исторические документы свидетельствуют о том, что к XVI веку уичоли уже прибыли в район на севере современного Халиско. Монах Алонсо Понсе де Леон в 1587 году писал, что провинцию Тепеке населял народ, который объединялся с гуачичилями, чтобы нападать на испанские поселения и обозы[8]. Из исторических свидетельств можно сделать вывод, что уичоли прибыли в каньон Боланьос примерно в то же время, что и испанцы, которые привезли с собой болезни, выкосившие коренное население в Сакатекасе и Сан-Луис-Потоси. Индейцы, не умершие из-за эпидемий, подвергались жестокой эксплуатации на энкомьендах, что также отражено в устном предании уичолей[6].
Уичоли пришли в район каньона Боланьос в поисках спасения, где уже находились поселения тепекано. Вероятно, происходило смешение обеих этнических групп, о чём свидетельствует сходство традиций и ритуалов (как, например, использование молитвенных палочек чималей (chimales) или пейотля в обрядах). Есть сведения о восстании, которое подняли оба народа вместе в Эль-Теуле в 1592 году[9].
Во время Конкисты испанскими войсками на этой территории командовал Нуньо де Гусман, который прошёл по Наяриту, сея смерть и разрушения на своём пути. Уцелевшие бежали в труднодоступные районы Сьерры. Вдоль границы завоеванной территории испанцы основали поселки Колотлан, Мескитик, Уахимик, Уэхукилья и Тенсомпа. Окончательно уичоли были завоеваны в 1720 году после упорного сопротивления[10], однако период насилия не закончился. В 1873 году уичоли оказали поддержку восстанию Мануэля Лосады. В 1887 году правительство Порфирио Диаса попыталось снова размежевать землю уичолей, что вызвало новое противостояние.
В настоящее время уичоли продолжают защищать свои права от злоупотреблений тех, кто пытается отнять у них землю.
Образ жизни
Уичоли занимаются сельским хозяйством в трудных условиях засухи, сменяющейся сезоном дождей, выращивают амарант, батат, кофе, кукурузу, перец чили, сахарный тростник, табак, тыквы, фасоль, разводят скот и домашнюю птицу, охотятся, занимаются ремеслами.
Рацион в основном состоит из тортилий, приготовляемых из синей, красной, жёлтой или белой кукурузы, фасоли и риса, изредка мяса птицы или свинины, молочных продуктов и фруктов.
Браки заключаются в возрасте 14-17 лет по предварительному сговору родителей жениха и невесты. Расширенные семьи уичолей селятся небольшими, как правило, эндогамными общинами на нескольких ранчо. Эти общины состоят из отдельных домов, принадлежащих нуклеарной семье. Дома в основном из саманного кирпича и камней с соломенными крышами. Встречаются дома как с несколькими комнатами, так и с одной. Рядом со своими жилищами уичоли строят так называемые «дома бога» (ririki или xiriki), посвящённые божествам и предкам.
Мелкие общины входят в состав более крупных, во главе которых стоит совет старейшин kawiterutsixi, которые обычно также являются шаманами. Они осуществляют светскую и религиозную власть, а также хранят старинные традиции и потому являются самыми уважаемыми людьми сообщества. Уичоли добиваются самоуправления на своей земле, однако помимо местных властей подчиняются и представителям государственной власти.
Народный костюм
Уичоли известны вычурностью своих костюмов. У мужчин это вышитая kamirra (← kamixa ← исп. camisa, рубаха) или kutuni, длинная рубаха, открытая с боков и подпоясанная широким узорным поясом из шерсти. На поясе подвешиваются несколько хлопчатобумажных сумочек с орнаментом, которые называются kuihuame или huaikuri и связаны между собой шнуром. В эти сумочки ничего не кладут, они выполняют исключительно декоративную функцию. Также через плечо носят тканые и вышитые сумки kuchuri. На шею повязывают tubarra, вышитый платок, украшенный по краю красной фланелевой тесьмой. Шляпу, которую называют rupurero (← xupurexu ← *šubureru ← исп. sombrero, шляпа), украшают бисером, перьями, шерстяной нитью, цветами, шипами или кусочками коры. Мужчины народа уичоль всегда ярко одеты, так как их жёны стараются как можно красивее вышить их костюмы.
В отличие от мужского, типичный женский костюм довольно прост и состоит из короткой, широкой блузы в талию, которую называют kutuni, юбки в сборку ihui с широкой узорной каймой и передника с бахромой. Голову покрывают шалью ricuri из полотна с красивой вышивкой. Также женщины носят украшения: ушные подвески и браслеты.
Декоративные мотивы традиционного костюма уичолей чрезвычайно разнообразны и с древних времен сохраняют магический смысл, описанный норвежским антропологом Карлом Лумгольцем в книге «Неизвестная Мексика» ещё в 1896 году. На праздники уичоли по обыкновению раскрашивают лица символическими рисунками, а жрецы maraakates проводят церемонии с muwieris — палочками, украшенными перьями.
Ремёсла и декоративно-прикладное искусство
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения уичолей отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы, музыкальные инструменты.
Также широко известны nierika — своеобразные картины, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи, одновременно являющиеся и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторону смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Такие дощечки можно встретить в домашних святилищах, храмах, священных пещерах и источниках. Ньерика является проводником в мир духов. Она называется зеркалом с двумя лицами, поэтому рисунками покрываются обе стороны. Отверстие в середине — магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.
В последние десятилетия многие учиоли переселились в города, такие как Тепик, Наярит, Гвадалахара и Мехико. Именно они привлекли внимание к богатой культуре своего народа. Чтобы сохранить древние обычаи и верования, они начали изготавливать картины в традиционной «ниточной» технике уичолей, а также написанные красками, но сохраняющие мотивы и колорит, характерные для старинного искусства — своего рода его модернизированный вариант.
Однако для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции шаманизма.
Впервые выставка крупных картин, выполненных в этой технике, прошла в Гвадалахаре в 1962 году. В настоящее время широкий ассортимент разноцветной пряжи позволяет создавать сложные композиции, представляющие собой истинные произведения искусства. Некоторым художникам-уичолям удалось добиться известности и коммерческого успеха: например, художнику Хосе Бенитесу Санчесу, который выставлял свои работы в США.
Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились ещё задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена. Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; чёрный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла. Бисерные изделия также представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.
Религия и мифология
Уичоли сохранили традиционные культы, основанные на шаманизме, нагвализме, анимизме, вере в магию. Они имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей.
Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль представляет собой способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Пантеон уичолей включает более тридцати богов, которые, говоря упрощённо, разделяются на две противоположности: вода (сезон дождей) и огонь (засуха), свет и тьма, мужское начало и женское. Среди водных богинь наша Бабушка-Произрастание Takutsi Nakawé, Мать-Земля, богини кукурузы Kacíwalí и Otuanáka, покровительница рожениц Komatéame и другие. В основном это заботливые, хотя и строгие матери. Боги мужского пола опасны и разрушительны. Среди них выделяются наш Дедушка-Огонь Tatewarí, наш Отец-Солнце Tayaupá, Akaitewarí (бог ветра), Paritzika (бог дома и оленей) и другие.
Альфредо Лопес Аустин[11], цитируя известного исследователя индейских культур Роберта Зингга[12], так описывает космогонические представления уичолей:
«Уичоли полагают, что в мире существуют две противоположные космические силы: огненная, которую представляет Tayaupá, наш Отец-Солнце, и водная, которую представляет Nacawé, богиня дождя». Между ними часто происходит борьба. «Орлы-звёзды, светящиеся создания нашего Отца, устремляются в лагуны и уничтожают водяных змей Nacawé. Поверженные змеи поднимаются в небо, принимая форму облаков. Однако борьба является лучшей созидательной силой, поскольку в схватке противостоящие силы соединяются». Божественным сущностям необходимо смешаться со смертью, чтобы достичь земного существования. Мифы говорят, что «Солнце создало земные существа из своей слюны, которая появилась в виде красной пены на океанских волнах». В ней содержались «сердца» или «сущности». «Само Солнце имеет сердце… Оно принимает вид птицы tau kúkai. Птица вышла из подземного мира и поставила крест на океан. Родился Отец-Солнце, взобрался по кресту… и так убил тьму мира своими ударами».
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается симбиотическое равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы»[13]. Обращаясь к духам за помощью, человек обязан соблюдать установленные правила, которые духи диктуют шаманам в видениях и снах. «Животные и растения говорят с человеком, стрелы доставляют молитвы, змеи приносят дождь или наделяют человека даром вышивания, пумы являются посланниками богов — все это реальность в системе верований уичолей»[13].
Примечания
- ↑ По данным Национальной комиссии по развитию коренных народов [1] Архивная копия от 15 сентября 2019 на Wayback Machine.
- ↑ Подробно этот процесс рассматривается в книге Iturrioz Leza, José Luis, Lenguas y literaturas indígenas de Jalisco. Secretaría de Cultura-Gobierno del Estado de Jalisco, México, 2004.
- ↑ El hostigamiento a «el costumbre» huichol: Los procesos de hibridación social. Авторы: José de Jesús Torres, J. Jesús Torres Contreras. El Colegio de Michoacán A.C., 2000. ISBN 970-679-027-6, 9789706790279.
- ↑ Angela Corelis, Huichol Indians, Their Art & Symbols.
- ↑ Говорящие картинками . Дата обращения: 9 ноября 2013. Архивировано 10 ноября 2013 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Schaefer, Stacy B. y Furst, Peter T., People of the Peyote. Albuquerque, Nuevo México, 1996, стр. 43-49.
- ↑ Thomas, Cyrus. Indian Languages of Mexico and Central America. Washington, DC, 1911, стр. 48.
- ↑ Sauer, Carl O., The Distribution of Aboriginal Tribes and Languages in Northwest Mexico. Berkeley. CA, 1934, стр. 7.
- ↑ Gerhard, Peter, The north frontier of New Spain, Princeton, New Jersey, 1982, стр. 74.
- ↑ Народы и религии мира: Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6.
- ↑ Цитаты по Alfredo López Austin, Tamoanchan, Tlalocan. University Press of Colorado, 1997, стр. 169—171.
- ↑ Robert M. Zingg, Los huicholes. Una tribu de artistas. México : Instituto Nacional Indigenista.
- ↑ 13,0 13,1 Susana Eger Valadez, The Huichols: A Culture in Transition.
Ссылки
- Портал виррарика на сайте Национальной комиссии по развитию коренных народов (Мексика) (исп.)
- Исследовательский центр народа виррарика (англ.) (исп.)
- Портал, посвящённый уичольской культуре (англ.)
- Центр сохранения культуры и традиционных искусств (англ.)
- Уичольская литература на сайте, посвящённом литературе коренных народов (англ.) (исп.) (англ.)
- «Мистическое путешествие», мультфильм по мотивам народного творчества
- Вольперт А. Уичоли на Юкатане