Узнанный Ахиллес
![]() | |
Ангелика Кауфман | |
Узнанный Ахиллес. 1789 год | |
Холст, масло. 277 × 330 см | |
Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург | |
инв. Ж-170 |
«Узнанный Ахиллес» — картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман из собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Картина иллюстрирует популярный сюжет, распространённый в античной литературе, описанный в том числе и Овидием в «Метаморфозах»: Ахиллу судьбой было предсказано пасть под стенами Трои. Его мать Фетида решила изменить судьбу сына и, переодев его в женскую одежду, отправила Ахилла на остров Скирос к тамошнему царю Ликомеду, где он скрывался в обществе царских дочерей. Улисс в поисках Ахилла явился на Скирос под видом торговца. Изображён момент, когда Одиссей (слева с жезлом в руках указывает на Ахилла), разложив перед девушками свои товары — ткани, украшения и оружие, дал сигнал тревоги, услышав который царевны бросились в бегство, а Ахилл (в центре) схватил щит и меч и тем самым обнаружил своё присутствие.
Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 277 × 330 см. Слева внизу подпись художницы: Angelica Kauffman Pinx. Roma 1789. Хранится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств; в музейные описи внесена под инвентарным № Ж-170[1].
В 1782 году через посредство агента Императорской Академии художеств в Риме И. Ф. Рейфенштейна у А. Кауфман была заказана для Екатерины II картина на любой выбранный художницей сюжет. Весной 1785 года картина «Спящий младенец Сервий Туллий» прибыла в Санкт-Петербург и привела российскую императрицу в полный восторг, в письме к Мельхиору Гримму от 3 апреля 1785 года писала: «получила великолепную картину от г-жи Ангелики Кауфман; это очень, очень красивая вещь»[2]. В. Ф. Левинсон-Лессинг в своём исследовании об истории картинной галереи Эрмитажа спутал «Узнанного Ахиллеса» с картиной А. Кауфман «Спящий младенец Сервий Туллий»: «написанное лишь в 1785 году произведение — „Ахилл среди дочерей Ликомеда“ — вызвало чрезвычайное восхищение Екатерины, и в 1787 году через Н. Б. Юсупова ей была заказана вторая картина»[3]. Князь Юсупов, находившийся в то время в Риме, тут же оформил заказ. В 1789 году картина была закончена и через Анкону и Триест была отправлена в Россию. В мае 1791 года картина была доставлена в Санкт-Петербург и вызвала смешанные впечатления, о которых Екатерина сообщила М. Гримму в очередном письме. Она отметила «богатую композицию», но при этом сочла ошибочным мнение И. Ф. Рейфенштейна, что это «лучшее творение Кафман»: «мы ясно видим, что он не видел её рядом с другой картиной»[4].

Первоначально картина предназначалась для Эрмитажа, но вместе с парной «Спящий младенец Сервий Туллий» была отправлена в Таврический дворец, а затем и в Гатчинский. В 1926 году картина из Гатчины была передана в Музей Академии художеств, но уже в 1931 году оказалась в Эрмитаже, где, впрочем, не задержалась и в 1935 году вновь поступила в запасники Музея Академии художеств[5]. Поскольку в эрмитажных публикациях и описях картина не была упомянута, то долгое время большинству исследователей об её судьбе ничего не было известно. Первая публикация картины состоялась лишь в 1990 году, тогда же она и была выставлена на широкое обозрение. С тех пор находится в постоянной экспозиции Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств [6].
В. Ф. Левинсон-Лессинг, описывая картину «Спящий младенец Сервий Туллий», упоминает о существовании снятой с неё гравюры Г. Скородумова[7]. Однако, стипендиат Петербургской Академии художеств Г. И. Скородумов посетил мастерскую А. Кауфман, которая в то время жила и работала в Лондоне, около 1781 года и свою гравюру, датируемую 1782 годом, снял с находящейся там картины «Гектор призывает Париса на битву», ошибочно её подписав на английском языке «Ulyses having by craft discovered Achilles» («Улисс с помощью хитрости обнаруживает Ахилла»). Один из сохранившихся оттисков этой гравюры есть в собрании Государственного исторического музея (бумага, гравюра пунктиром; 34,5 × 41 см; инв. № ДК 1069)[8]; вариант гравюры с подписью на французском языке находится в собрании Пушкинского музея (бумага, пунктир; 28,8 × 35,8 см; инв. № ГР-42369)[9]. Сама эта картина хранится в Государственном Эрмитаже (холст, масло; 137 × 178 см; инв. № ГЭ-6472)[10].
Примечания
- ↑ Музей Академии художеств. — Кауфман Мария-Анна-Анжелика. Узнанный Ахиллес.
- ↑ Сборник РИО, т. 23, 1878, с. 328.
- ↑ Левинсон-Лессинг, 1986, с. 105.
- ↑ Сборник РИО, т. 23, 1878, с. 527.
- ↑ Русское и западноевропейское искусство, 1993, с. 53.
- ↑ Немцы и Академия художеств, 2003, с. 54.
- ↑ Левинсон-Лессинг, 1986, с. 385.
- ↑ Государственный исторический музей. — Скородумаов Г. И. (гравёр), Кауфман А. (автор оригинала). Улисс открывает Ахилла.
- ↑ Госкаталог. РФ. — Скородумов Г. И., Кауфман А.-М.-А.-К. Одиссей находит Ахиллеса среди дочерей царя Ликомеда.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Кауфман, Ангелика. «Гектор призывает Париса на битву».
Литература
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л.: Искусство, 1986. — 426 с.
- Немцы и Академия художеств / Научно-исследовательский музей РАХ, Галерея искусств Зураба Церетели. — М., 2003. — 169 с.
- Русское и западноевропейское искусство XVII – начала XX века / Научно-исследовательский музей РАХ. — СПб.: Художник России, 1993. — 72 с.
- Сборник Императорского Русского исторического общества. — СПб., 1878. — Т. 23: Письма императрицы Екатерины II к Гримму (1774—1796). Изданные с пояснительными примечаниями Я. Грота. — 734 с.