Спящий младенец Сервий Туллий

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ангелика Кауфман
Спящий младенец Сервий Туллий. 1785 год
Холст, масло. 257 × 317 см
Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
инв. Ж-171

«Спящий младенец Сервий Туллий» — картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман из собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

Картина иллюстрирует популярный античный сюжет, описанный Титом Ливием в «Истории Рима от основания города». Однажды Сервий Туллий, малолетний сын пленницы римского императора Луция Тарквиния, уснул и над его головой появилось пламя, вызвавшее сильный переполох во дворце. Однако жена Тарквиния Танаквиль запретила будить ребёнка, объяснив , что божественное знамение говорит о его избранности. Когда мальчик проснулся, то огонь пропал сам собой. Это было воспринято как знамение того, что «когда-нибудь, в неверных обстоятельствах, он будет светочем, оплотом униженного царского дома»[1]. После этого мальчика стали воспитывать как царского сына. Изображён момент, когда Тарквиний запрещает служанкам лить воду на чудесный огонь; рядом с ним стоит Танаквиль, указывающая рукой на спящего мальчика.

Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 257 × 317 см. Справа внизу подпись художницы: Angelica Kauffman Pinx: Roma. 1785. Хранится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств; в музейные описи внесена под инвентарным № Ж-171[2].

Картины Ангелики Кауфман (слева) в зале Музея Академии художеств

Согласно «Журналу записей заказов» Ангелики Кауфман картина была написана в Риме в феврале 1785 года по заказу агента Императорской Академии художеств И. Ф. Рейфенштейна для Екатерины II (сам заказ состоялся в 1782 году)[3], сюжет картины был оставлен на выбор художницы. Сама императрица в письме Мельхиору Гримму от 3 апреля 1785 года писала: «получила великолепную картину от г-жи Ангелики Кауфман; это очень, очень красивая вещь»[4]. В. Ф. Левинсон-Лессинг в своём исследовании об истории картинной галереи Эрмитажа спутал «Спящего младенца…», с другой, парной, картиной А. Кауфман: «написанное лишь в 1785 году произведение — „Ахилл среди дочерей Ликомеда“ — вызвало чрезвычайное восхищение Екатерины, и в 1785 году через Н. Б. Юсупова ей была заказана вторая картина»[5]. На самом деле парная картина «Узнанный Ахиллес» была заказана Юсуповым в 1787 году, и работу над ней Кауфман закончила в 1789 году[6].

Большой эскиз этой картины в апреле того же 1785 года был продан художницей герцогу Курляндскому и с тех пор его судьба в литературе не прослеживается.

Первоначально картина предназначалась для Эрмитажа, но вместе с парной «Узнанный Ахиллес» была отправлена в Таврический дворец, а затем и в Гатчинский. В 1926 году картина из Гатчины была передана в Музей Академии художеств, но уже в 1931 году оказалась в Эрмитаже, где, впрочем, не задержалась и в 1935 году вновь поступила в запасники Музея Академии художеств[7]. Поскольку в эрмитажных публикациях и описях картина не была упомянута, то долгое время большинству исследователей об её судьбе ничего не было известно. В. Ф. Левинсон-Лессинг с горечью писал, что до 1941 года картина находилась в Гатчине «и, по-видимому, погибла во время войны»[8]. Первая публикация картины состоялась лишь в 1990 году, тогда же она и была показана широкому зрителю. С тех пор находится в постоянной экспозиции Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

Примечания

Литература

  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л.: Искусство, 1986. — 426 с.
  • Немцы и Академия художеств / Научно-исследовательский музей РАХ, Галерея искусств Зураба Церетели. — М., 2003. — 169 с.
  • Русское и западноевропейское искусство XVII – начала XX века / Научно-исследовательский музей РАХ. — СПб.: Художник России, 1993. — 72 с.
  • Сборник Императорского Русского исторического общества. — СПб., 1878. — Т. 23: Письма императрицы Екатерины II к Гримму (1774—1796). Изданные с пояснительными примечаниями Я. Грота. — 734 с.