Ужгородская детская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ужгородская детская железная дорога
укр. Ужгородська дитяча залізниця
Общая информация
Город Ужгород
Расположение Ботаническая набережная
Количество станций 2, Молодежная, Парк
Сайт https://www.facebook.com/uzh.railway
Обслуживание
Дата открытия август 1947
Перерывы в работе май 2008 — август 2009, сентябрь 2009 — август 2016, 2020
Протяжённость 1,1
Искусственные сооружения нет
Подвижной состав
Подвижной состав

Тепловоз ТУ2;

Два вагона ПВ-40.
На сайте «ДЖД СССР»

Ужгородская детская железная дорога (укр. Ужгородська дитяча залізниця) — учреждение внешкольного образования для детей в Ужгороде.

Одна из самых коротких детских железных дорог в Европе и самая короткая на Украине (её длина составляет всего 1,1 км).

Детская железная дорога начала строиться в 1945 году, сразу после присоединения Закарпатья к СССР. Строилась два года методом субботников. Открылась узкоколейка в августе 1947 года на день железнодорожника. Путь длиной в 1,1 км растянулся вдоль реки Уж, от центра города до парка "Подзамковый". На дороге были постоены две станции «Сталинская» и «Парк». Изначально на детской железной дороге работали паровоз и два деревянных вагона. Чуть позже дорога получила тепловоз ТУ2 и два польских вагона Pafawag (в замен старым деревянным).

После развенчания культа личности Сталина, станция «Сталинская» была переименована в «Пионерскую». В то же время, дорогу оборудовали полуавтоматической блокировкой. В конце 60-х годов на узкоколейку прибыл тепловоз ТУ3, ещё один тепловоз ТУ2 и два вагона ПВ40. После чего паровоз и два вагона Pafawag списали.

В 90-х годах станция «Пионерская» сменила своё название на «Молодёжную». Так же были списаны тепловоз ТУ3 и один из тепловозов ТУ2. С тех пор и по сей день на Ужгородской ДЖД работают один тепловоз ТУ2 и два вагона ПВ40.

Время от времени дорога страдала от наводнений, так как находится вблизи реки Уж. Именно поэтому, начиная с 2000-х годов, её неоднократно пытались закрыть.

В 2008 году, за несколько дней до начала сезона, было объявлено о закрытии дороги, аргументируя тем, что на ДЖД очень маленькое количество учеников. Однако, подвижной состав (тепловоз ТУ2 и два вагона ПВ40) так и остались стоять на станции «Молодёжная». Летом 2009 года детскую железную дорогу начали реанимировать - отремонтировали тепловоз, а так же вагоны и железнодорожное полотно. 1 августа 2009 года узкоколейка вновь была открыта. Но уже в 2010 году движение по участку снова было прекращено.

В июле 2011 года на встрече начальника Львовской ЖД и председателя Закарпатской ОГА было принято решение про передачу Ужгородской ДЖД[1] на баланс области, чего так и не произошло.[2] С тех пор над дорогой нависла угроза полной ликвидации.

К 25-летию Независимости Украины было принято решение восстановить Ужгородскую детскую железную дорогу.

В 2016 году был обновлен и капитально отремонтирован рельсовый путь, стрелочные переводы и тупики, а так же реставрированы платформы станций «Молодежная» и «Парк». Проведен капитальный ремонт тепловоза ТУ2-098 и двух вагонов ПВ40. Восстановлено лакокрасочное покрытие состава и заменены механические узлы.

24 августа 2016 года в День независимости Украины, дорога была торжественно открыта. В открытии принимали участие сотни горожан и гостей города, а так же мэр Ужгорода Андреев, Богдан Евстафьевич и губернатор Закарпатской области Москаль, Геннадий Геннадиевич, которые приложили немало усилий для восстановления детской железной дороги.

В августе 2017 года Ужгородская ДЖД отпраздновала свой 70-ый день рождения.

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, ДЖД приостановила свою работу. Но уже через год, 1 мая 2021 года, ее работа была снова возобновлена, но спустя пару недель работа прекратилась до сегодняшнего дня

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Шпали гниють, колія іржавіє (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июля 2011. Архивировано 26 ноября 2011 года.
  2. В Ужгороде хотят восстановить детскую железную дорогу. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 3 июля 2015 года.