Уанка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уанка среди Андских цивилизаций в XIII—XV вв.

Уанка или Ванка (кечуа Wanqa, исп. Huanca, Wanka, Wanca) — народ, проживающий в регионе Junin центрального Перу. Предположительно образовывал доколумбово государство, покоренное инками. Центром проживания является долина Мантаро.

Среди местного населения используются два близких наречия: Jauja Wanka Quechua и Waylla Wanka Quechua. Вместе наречия объединяются термином диалект Уанка (Wanka Quechua).

История

Доиспанский период (до испанского завоевания)

Народ Уанка зафиксирован впервые испанскими конкистадорами в 1530-х годах. В момент контакта с испанцами Уанка находились в подчиненном положении в государстве инков.

Сведения о предшествующей 1530-м годам истории Уанка основываются на трех источниках: устная история инков, археология, лингвистика.

Устная история инков, записанная испанскими хронистами

Инки вели историю инкской империи как историю правящей семьи государства. Это снижает ценность данного источника, искажающего древность, значительность и развитости покоренных народов, поскольку сохранение подобных характеристик противоречило официальной идеологии инкской империи, направленной на всемерное превознесение достоинств инков и принижение покоренных народов.

Испанскими исследователями составлена таблица упоминаний хронистов об истории Уанка (изображение справа).

Существуют предположения, что:

  • в IXXII веках в Уанка правила династия Пома;
  • в XII веке Уанка распалось на мелкие владения;
  • возможно, Уанка пало под натиском племен аймара;
  • остатки государства (?) Уанка продолжали существовать вплоть до завоеваний инков.

Не подвергается сомнению тот факт, что Уанка были покорены Инкой Пачакутеком Юпанки примерно в 1460 г. н. э.

Археология

Археологические объекты содержат данные о культурном стиле, не могут однозначно свидетельствовать об этнической принадлежности создателей и свидетельствуют о социальных структурах только предположительно.

На месте проживания Уанка в исторический период обнаружены наиболее многочисленные свидетельства культуры Уари. Существует недоказанное предположение, что Уанка могли быть потомками доминирующей народности Уари. Если предполагать, что культура Уари соответствовала государству, то Уари/Уанка занимали территорию всего Северного, Центрального Перу вплоть до границ современного государства Боливия. Таким образом, если Уари/Уанка существовали, то могли быть государством, предшествующим инкам.

Лингвистика

Для людей Уанка зафиксирован свой диалект (Кечуа-уанка) языка кечуа. Данный диалект сильно отличается от других диалектов (в основном южного кечуа и кусканского кечуа), вплоть до взаимного непонимания.

Данная характеристика кечуа-уанка используется в качестве доказальства в двух научных теориях а) предположение о существовании отдельного языка в доинкский период, б) о возможном происхождении языка кечуа из районов Центрального Перу и территории проживания Уанка в частности. Научная теория б) на момент написания статьи имеет большее количество сторонников.

Согласно реконструкции развития языка кечуа распространение по Перуанскому нагорью и появление диалектов приходится на I—V в.н. э., что значительно древнее государства инков официальным языком которых был кечуа.

герб Уанка, пожалован испанским королём Филлипом II, отражает союз испанцев и уанка.

Исторический период. Испанское завоевание.

Народ Уанка выступил основным союзником испанцев как при завоевании Перу, так и в ходе дальнейшей испанской колонизации.

Считается, что только с помощью Уанка были успешно выдержаны осада Куско 1536 года[англ.], осада Лимы, ведение действий против Ново-Инкского государства[англ.].

Колониальный период

Вследствие ценной помощи, оказанной ими испанцам, Уанка очень долго, в период с 1540-х по 1780-е Уанка пользовались целым рядом привилегий со стороны испанской короны ( они не облагались налогами, главы общин — кураки были выборными и т. д.).

С 1780-х в качестве реакции на восстание Тупак Амару II Уанка были лишены всех прежних привилегий и к ним были применены все те же меры, что и ко всем другим индейским народам колонии Перу, включая:

  • запрет на публичное использование родного языка,
  • запрет школ на родном языке,
  • запрет печатных текстов на родном языке,
  • персонально к Уанка: переименование региона со «страны Уанка» (исп. Huancomayo) на «долина Матаро[исп.]» (исп. Valle de Mataro) и лишение всех привилегий

и т. д.

Республиканский период

После некоторого возрождения в 1820-х язык и культура Уанка продолжили тенденцию колониального периода.

Язык и культура остается крестьянско-пастушеской, литература практически отсутствует.

В настоящее время в представлении у местных жителей социальный статус испанского языка и европейской культуры в целом настолько выше индейских, что число носителей языка и культуры Уанка постоянно сокращается.

С 1960-х годов в Перу большинство населения не владеет местными языками, еще меньше живет в традиционной культурной среде.

См. также

Ссылки