Узбекистон темир йуллари

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «УТЙ»)
Узбекистанские железные дороги
Полное название Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари»
Годы работы с 7 ноября 1994 года[1]
Страна Республика Узбекистан
Город управления Ташкент
Состояние действующая
Подчинение автономная
Телеграфный код УТИ[2]
Протяжённость 7400 км
Сайт http://railway.uz/ru/
Внешние изображения
Схема Узбекистанской железной дороги на сайте
АО «Узбекистон темир йуллари»

Узбекистанские железные дороги (узб. O‘zbekiston temir yo‘llari или Ўзбекистон темир йўллари) — оператор сети Узбекских железных дорог, образованной 7 ноября 1994 года на базе линий бывшей Среднеазиатской железной дороги, расположенных на территории Республики Узбекистан. Это железнодорожное предприятие управляет железными дорогами на территории Узбекистана.

Общая развернутая длина главных путей акционерного общества по состоянию на 1 января 2022 года составила 7400 километров, 2500 километров из них электрифицированы. В акционерном обществе работает 91 тысяча человек.

Годовой грузооборот железной дороги составляет около 25 % от суммарного грузооборота всех видов транспорта страны (в 2015 году общий объём грузооборота всех видов транспорта по Узбекистану 88,9 млрд т·км, железной дороги Узбекистана — 22,9 млрд т·км).

Узбекская железная дорога второй в СНГ (после линии Москва — Санкт-Петербург с поездами Сапсан в России) запустила высокоскоростное движение пассажирских поездов с поездами Afrosiyob на специальной перестроенной для этого линии из столицы Ташкента до третьего по величине города Узбекистана — Самарканда. Позже линия была продлена до Бухары.

История Узбекистанской железной дороги

До 1993 года

Постсоветский период

  • После распада бывшей Среднеазиатской железной дороги остро встал вопрос о соединении участков железных дорог, ставших анклавными в результате провозглашения независимости Таджикской и Туркменских железных дорог. Наиболее крупные анклавные части, не связанные с основной сетью Узбекистанских железных дорог, управляемых из Ташкента, образовали железные дороги в Каракалпакстане, Хорезмской и Сурхандарьинской областях; проезд в которые был возможен только через Туркмению, а также крупный куст в Ферганской долине, до 2016 года соединявшийся с основной сетью только через Согдийскую область Таджикистана.
  • Начиная с 1993 года, силами Узбекистанских железных дорог развёрнуто строительство новых магистральных линий, которые позволили к 2018 году воссоединить все анклавные части железнодорожной системы Узбекистана. Данная мера позволила к 2018 году практически полностью освободить внутригосударственные пассажирские и большую часть грузовых перевозок. Наиболее проблемная ситуация складывалась с транзитом пассажирских поездов таджикского формирования - до 2017 года все таджикские поезда имели на территории Узбекистана исключительно технические остановки, а их маршрут следования, несмотря на открытие линии Ташгузар — Кумкурган, по-прежнему частично пролегает по Туркменским железным дорогам. После введения официальных пассажирских остановок данной категории поездов в Термезе и Карши этим воспользовались частные таксисты, которые предлагают услуги интермодального сообщения (высадка из поезда с последующим обгоном туркменского участка маршрута на такси по шоссе Карши — Гузар — Термез и посадкой обратно в поезд после обратного пересечения последним туркмено-узбекской границы) пассажиром данных поездов в связи с затруднительным оформлением туркменской транзитной визы.
  • В 2020 году международное железнодорожное сообщение с Россией, Таджикистаном и Казахстаном было прервано в связи с распространением COVID-19. В 2021 году назначались разовые вывозные поезда из Волгограда до Нукуса без промежуточных остановок на территории России и Казахстана, после въезда на сеть УТЙ эти поезда значились в графике как внутриузбекистанские. После возобновления в 2022 году пассажирского сообщения с Таджикистаном и Россией поезда таджикского формирования следуют по линиям КудуклиКумкурганТашгузарКарши; пассажирские движение по линии ТермезШаартуз и транзит через Туркменские железные дороги окончательно прекращены.
Схема Узбекистанской железной дороги

В июле 2013 года было начато строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап, протяжённость которой составляет 129 км, включая 19-километровый Кимчакский туннель и шесть раздельных пунктов. Грузовое движение было открыто в июле 2016 года[7].

В сентябре 2015 года высокоскоростная железная дорога была продлена от Самарканда до Карши.

22 июня 2016 года АнгренПап (129 км)[8]

В сентябре 2016 года высокоскоростная железная дорога была продлена от Самарканда до Навои и Бухары.

В 2016 году было начато строительство новой железнодорожной линии Канимех—Мискин протяжённостью 397 км, однако уже в процессе строительства в марте 2017 года было решено изменить начальный пункт, и строительство началось со станции Бухара[9]. 1 сентября 2017 года была завершена прокладка железнодорожной линии Бухара—Мискин протяжённостью 355 км[10].

В 2017 году в феврале начато строительство железнодорожной линии УргенчХива[11]. В ноябре 2018 года строительство было окончено, также построено новое здание вокзала Хивы [12].

В 2017 году в сентябре начата реконструкция и электрификация железнодорожной линии КаршиКитаб, с сентября 2018 года на данной линии организовано движение скоростного поезда «Afrosiyob» (Ташкент-Китаб)[13]

В феврале 2021 года открыто пассажирское движение поездов из Ташкента в Андижан через город Наманган[14].

На 2022 год происходит электрификация по направлению Бухара-Ургенч-Хива, по которому в дальнейшем планируется пустить скоростные поезда[15].

18 января 2023 г. в Бишкеке (Киргизия) открылся совместный Проектный офис по координации строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан с участием представителей Министерства транспорта Республики Узбекистан и АО Узбекистон темир йуллари[16][17].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 1994 года № УП-982 «Об образовании Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари»
  2. Устав АО «Узбекистон темир йуллари». Дата обращения: 16 июня 2018. Архивировано 16 июня 2018 года.
  3. Началось строительство железной дороги «Хайратон — Мазари-Шариф» (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 ноября 2010. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  4. Завершено строительство железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф. Дата обращения: 17 ноября 2010. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  5. Ж/д линия Тукимачи-Ангрен электрифицирована. Дата обращения: 27 февраля 2011. Архивировано 18 декабря 2010 года.
  6. Сдана в эксплуатацию электрифицированная железнодорожная линия Тукимачи-Ангрен (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 февраля 2011. Архивировано 14 октября 2010 года.
  7. По линии «Ангрен-Пап» начали ходить грузовые составы. Дата обращения: 25 августа 2016. Архивировано 26 августа 2016 года.
  8. Ао «Узбекистон Темир Йуллари» — Электрифицированная Железная Дорога «Ангрен-Пап» — Весомый Результат Стратегического Сотрудничества. Дата обращения: 25 июня 2016. Архивировано 10 июля 2016 года.
  9. Президент изменил параметры проекта «Строительство железнодорожной линии Навои-Канимех-Мискен». Дата обращения: 3 сентября 2017. Архивировано 3 сентября 2017 года.
  10. Завершена прокладка ж/д линии «Бухара-Мискин», далее — электрификация. Дата обращения: 3 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  11. Начато строительство железной дороги «Ургенч-Хива». Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано 15 февраля 2017 года.
  12. В Хорезме открыты новая железнодорожная линия и вокзал. Дата обращения: 5 декабря 2018. Архивировано 27 июля 2021 года.
  13. Электрификация ж/д линии Карши-Китаб завершена. Дата обращения: 5 декабря 2018. Архивировано 6 декабря 2018 года.
  14. Новое сообщение: Ташкент - Наманган - Андижан. Дата обращения: 15 февраля 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  15. Из Ташкента в Нукус — за 7 часов, в Ургенч — за 6?. Газета.uz (28 ноября 2022). Дата обращения: 3 декабря 2022.
  16. В Бишкеке открыли офис координации строительства дороги из Узбекистана в КНР |Информационное агентство| Красная весна
  17. Китай укрепляется в Средней Азии с помощью новой магистрали | ИА REGNUM | Дзен