Среднеазиатская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Среднеазиатская железная дорога
Годы работы 1874-1991
Страна Российская империя, СССР
Город управления Ташкент
Ширина колеи 1520 мм
Состояние ликвидирована, разделена между УТЙ, "Кыргыз темир жолу", TDY и "Рохи охани Точикистон"
Телеграфный код САЗ
Награды Орден Октябрьской Революции


Перейти к шаблону «Среднеазиатская железная дорога» 
Среднеазиатская железная дорога
Туркменбаши
Туркменбаши II
Гюша
Кайлю
Янгаджа
Гаратенгир
Разъезд № 129
Белек-Туркменский
Разъезд № 126
Ягман
Разъезд № 124
Джебел
Разъезд № 123
Балканабад
Балла-Ишем
Разъезд № 121
Айдынг
Аркач
Акджагуйма
Шаумян
В Горган
Акъяйла
Этрек
Акьядепе
Мадав
Балгуйы
Будгайлы
Дёвлетыар
Данеата
В Болашак, Узень, Бейнеу
 Казахстан, Мангистауская область, КТЖ
 Туркмения, Балканский велаят, TDYÚ
Серхетяка
Гызылгая
Берекет II
Берекет
Узынсув
Разъезд № 112
Исгендер
Джанахир
Сердар
Разъезд № 108
Гоч
Разъезд № 105
Бами
Разъезд № 103
Арчман
Разъезд № 100
Бахарден
Разъезд № 97
Келете
Разъезд № 96
Гёкдепе
Безмеин
Бабарап
Гыбджак
Ашхабад
Аннау
Разъезд № 87
Гяверс
Яшлык
Аксув
Бабадурмаз
Лофтабад
 Иран, Хорасан-Резави, شركت راه آهن جمهوری اسلامی ایران
 Туркмения, Ахалский велаят, TDÝU
Артык
Говшут
Кака
Гармансагат
Разъезд № 79
Душак
Разъезд № 76
Каракумский канал
Такир
Говшут
Теджен
Гейксюри
Сапармурат Туркменбаши
В Мешхед, Бендер-Аббас
 Иран, Хорасан-Резави, شركت راه آهن جمهوری اسلامی ایران
 Туркмения, Ахалский велаят, TDÝU
Серахс
Дертгуйы
Гарыбата
Разъезд № 86
Мары
 В Серхетабад 
Каракумский канал, Мургаб
Молланепес
Разъезд № 64
Байрамали
Гурбангала
Каракумский канал
Захмет
Чигаджи
Разъезд № 59
Учаджы
Разъезд № 57
Пески
Разъезд № 54
Репетек
Гаравулгуйы
Балхана
 В Керкичи 
Зергер
Туркменабад I
 В Газоджак 
Фарап
Разъезд № 48
 Туркмения, Лебапский велаят, TDÝU
 Узбекистан, Бухарская область, УТЙ
Ходжадавлет
Алат
Каракуль
Якатут
Шарислан
Мургак
Бухара I
на Кашкадарью
Пролетарабад
Куюмазар
Кызылтепа
Малик
на Учкудук
Тинчлик
Навои
Зиадин
Зирабулак
Каттакурган
на Кашкадарью
Суперфосфатная
Самарканд
Джамбай
Красногвардейская
Богарное
Галляарал
Джизак I
 На Кок-Янгак 
Джизак II
Пахтакор
Дустлик
Ирджарская
 Узбекистан, Бухарская область, УТЙ
 Казахстан, КТЖ
Джетысай
Пахтаарал
 Казахстан, КТЖ
 Узбекистан, Бухарская область, УТЙ
Сырдарьинская
Чиназ
Алмазар
Пахта
Разъезд № 1
Янгиюль
Узбекистан
Уртааул
На Ченгельды
Южный
 На Ангрен 
Тукимачи
Ташкент-Пассажирский
Алматы (Турксиб)

Среднеазиатская железная дорога[1] — совокупность железных дорог в Российской империи и СССР, пролегавших по территории Туркменской, Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР[2].

Среднеазиатская железная дорога (казённая)[1] была образована 1 мая 1899 года путём соединения Закаспийской железной дороги[3] (завершённой в 1888 году) и строящейся Самарканд-Андижанской железной дороги (с ветвями на Ташкент и Маргелан), переименованной 5 ноября 1898 года в Среднеазиатскую железную дорогу и открытой для движения с 1 июня 1899 года. С 1 марта 1901 года открыта железнодорожная линия Мерв — Кушка. Общее протяжение Среднеазиатской железной дороги по состоянию на 1 января 1905 года составляло 2382 вёрст, в том числе: главная линия Красноводск — Ташкент — 1749 вёрст, Черняево — Андижан — 306 вёрст, Мерв — Кушка — 295 вёрст, Каган — Бухара — 11 вёрст, Горчаково — Маргелан — 8 вёрст, линий общего пользования — 12 вёрст. При Среднеазиатской железной дороге действовала, с конца 1890-х годов до 1908 года, Офицерская железнодорожная школа.

История

Станция «Бахми» закаспийской железной дороги, 1890 год

История развития железных дорог на территории Средней Азии берёт начало с 1874 года, когда специальная комиссия признала необходимой постройку железнодорожной линии Оренбург — Ташкент. Однако позже, исходя из стратегических интересов, решение было изменено: первая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря — для обеспечения плотной связи Туркестанского и Кавказского регионов.

Строительство Закаспийской военной железной дороги было начато в ноябре 1880 года. Через пять лет, строители достигли Асхабада, в 1886 году — Чарджоу. В мае 1888 года, когда был возведён деревянный мост через Амударью, открылось движение до Самарканда. В 1899 году от станции Урсатьевская (ныне Хаваст) дорога достигла Ташкента, одновременно оттуда же был проведён и участок в Ферганскую долину. Железнодорожно-морская паромная переправа Красноводск — Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж.д.. С 1 января 1899 года Закаспийская военная железная дорога передана в ведение Министерства путей сообщения[4].

5 ноября 1898 года был Высочайше утвержден всеподданнейший доклад министра путей сообщения «О присвоении Самарканд-Андижанской железной дороге с ветвями на Ташкент и Ново-Маргилан наименования Среднеазиатская железная дорога»[5]. 1 мая 1899 года строящаяся Среднеазиатская железная дорога (бывшая Самарканд-Андижанская) была передана для постоянной эксплуатации Управлению Закаспийской железной дороги с присвоением объединенной дороге названия Среднеазиатская. Государственная комиссия по осмотру и приемке дороги под председательством инженера К. Э. Кетрица разрешила открыть на Самарканд-Андижанском участке правильное движение с 1 июня 1899 года[6].

При Среднеазиатской железной дороге, с конца 1890-х годов до 1908 года, существовала Офицерская железнодорожная школа Железнодорожных войск. Одновременно действовал офицерский курс при Асхабадском железнодорожном техническом училище.

В конце XIX века вновь встал вопрос о строительстве дороги от Ташкента до Оренбурга, к сооружению которой приступили осенью 1900 года одновременно из обоих концов. В январе 1906 Оренбург-Ташкентская железная дорога вступила в строй, соединив Европейскую Россию со Средней Азией. Таким образом, после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. линии[7] Среднеазиатская ж. д. соединилась с густой сетью железных дорог России.

С 1929 по 1934 годы в состав Среднеазиатской железная дороги входила Ташкентская железная дорога. 4 февраля 1927 года станция Гинзбург Среднеазиатской железной дороги была переименована в станцию Каахка. 22 июня 1929 года переименовали станцию Ростовцево Среднеазиатской железной дороги в станцию Красногвардейская. 23 июня 1932 года станция Эмирабад Среднеазиатской железной дороги была переименована в станцию Пролетарабад.

В 1934 году Оренбургская и Ташкентская железная дороги были выделены из состава Среднеазиатской. В состав Оренбургской вошла линия КинельОренбургИлецкКандагачДжусалы, в состав Ташкентской — линия ДжусалыАрысьТашкент.

В 1958 году Ташкентская железная дорога была расформирована. Участок ДжусалыАрысь вошёл в состав Казахской железной дороги (c 1977 года в состав Западно-Казахстанской железной дороги), участок АрысьТашкент возвращён состав Среднеазиатской железной дороги.

С 1958 по 1991 годы Среднеазиатская железная дорога объединяла сеть железных дорог Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, частично Киргизской ССР и Казахской ССР. Эксплуатационная длина 6199 км, или 4,4 % протяжённости всей сети железных дорог СССР (1975). Управление располагалось в Ташкенте. Дорога имела 9 отделений: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское. Граничила с Западно-Казахстанской железной дорогой по станции Бейнеу и с Алма-Атинской железной дорогой по станции Ченгельды.

В советский период был построен ряд новых участков дороги:

После распада СССР в 1991 году, Среднеазиатская железная дорога была разделена на участки по государственной принадлежности: из неё образовались Узбекистанская железная дорога, Туркменская железная дорога, Кыргызская железная дорога и Таджикская железная дорога.

Станции стыкования — Бейнеу , Ченгельды.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Среднеазиатская железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Средне-Азиатская железная дорога Архивировано 6 января 2011 года.
  3. Закаспийская военная железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3-е. Т. XVIII. Отд. 1 (1898). СПб., 1901. П. 16256. С. 1090.
  5. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3-е. Т. XVIII. Отд. 1 (1898). СПб., 1901. П. 16032а. С. 71.
  6. Журнал комиссии по освидетельствованию Самарканд-Андижанской железной дороги с ветвями на Ташкент и Маргилан и по ее передаче в ведение Управления эксплуатации. 13–15 апреля 1899 г. (РГИА. Ф. 273. Оп. 11. Д. 57 (1899)).
  7. В СССР это была часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.

Литература

Ссылки