Т-410 (тральщик, 1938)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Базовый тральщик Т-410
Служба
 СССР
Класс и тип судна базовый тральщика проекта 58 типа "Фугас"
Организация ЧФ ВМФ СССР
Изготовитель ССЗ № 201
Строительство начато 1937
Спущен на воду 1938
Введён в эксплуатацию 25 января 1939
Выведен из состава флота 15 сентября 1944
Статус 2 сентября 1944 торпедирован и затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 459 т
Длина 62 м
Ширина 7.2 м
Высота 19 м
Осадка 2.13 м
Мощность 2 х 1500 л.с.
Движитель 2 вала
Скорость хода 18 узлов (максимальная)
Дальность плавания 5300 миль при 14 узлах
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 44 человека
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас ГУ-I,
3 × магнитных компаса,
лаг ГО III,
лот Томсона,
радиопеленгатор Градус-К
Артиллерия 1 100-мм пушка Б-24
Зенитная артиллерия 1х1 45-мм орудие 21-К,
3х1 12,7-мм пулемёта ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1,
2 бомбосбрасывателя,
20 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 27 якорная мина образца 1926 года

Базовый тральщик Т-410 «Взрыв», БТЩ-410 «Взрыв» — советский базовый тральщик скорректированного проекта 58 типа «Фугас» Черноморского флота ВМФ СССР. Участвовал в Великой Отечественной войне на Чёрном море, обороне Севастополя и битве за Кавказ. 2 сентября 1944 года на траверзе Констанцы был торпедирован германской подводной лодкой «U-19».

Характеристики

  • Водоизмещение: 459 т.
  • Размеры: длина — 62 м, ширина — 7,2 м, осадка — 2,13 м.
  • Скорость полного хода: 18 узлов.
  • Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах.
  • Силовая установка: 2х1500 л. с., 2 вала.
  • Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.
  • Экипаж: 44 чел[1].

Строительство

На ССЗ № 201 третья серия тральщиков строилась по скорректированному проекту 58.

  • проект 58: Т-5, Т-6, Т-408 — Т-410, Т-412, Т-413.

Тральщик «Взрыв» был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе весной 1937 года (заводской № 191), спущен на воду в конце 1938 года, сдан в эксплуатацию 25 января 1939 года. 1 апреля 1939 года на корабле был поднят флаг ВМФ. Он получил бортовой номер «25». 25 июля 1939 года по общей классификации кораблю дан тактический номер «Т-410» («БТЩ-410»)[1].

Служба

Вошёл в состав дивизиона тральщиков Бригады кораблей охраны водного района Черноморского флота. В период Великой Отечественной войны участвовал в защите морских коммуникаций и баз, в обороне Одессы и Севастополя.

Т-401 «Трал», Т-404 «Щит», Т-410 «Взрыв», Т-411 «Защитник» и Т-412 принимали участие в Керченско-Феодосийской десантной операции в конце декабря 1941 — начале января 1942 года[1].

Снабжение и эвакуация Севастополя

30 января 1942 года в 20.10 транспорт «Пестель» с маршевым пополнением в количестве 506 человек, боезапасом и продовольствием в охранений базового тральщика «Взрыв» прибыл из Туапсе в Севастополь[2].

15 февраля 1942 года транспорт «Чехов» (650 человек маршевого пополнения и продовольствие) в охранении базового тральщика «Взрыв» прибыл из Новороссийска в Севастополь. Вечером, приняв на борт 152 раненых, транспорт покинул главную базу[2].

11 апреля 1942 года в 04.17 танкер «Москва» в охранении эскадренного миноносца «Дзержинский», базовых тральщиков «Взрыв» и N 27 и двух сторожевых катеров прибыл из Туапсе в Севастополь[2].

13 апреля в 04.00 транспорт «А. Серов» в охранении эскадренных миноносцев «Бойкий», «Незаможник», базовых тральщиков «Якорь», «Гарпун» и двух сторожевых катеров прибыл в Севастополь. У подходной точки военного фарватера N 3 транспорт встретили базовые тральщики N 25 (Т-410 «Взрыв») и N 27 (Т-413) из Севастополя[2].

11 июня 1942 года блокаду Севастополя прорвал транспорт «Белосток» который сопровождали Т-401 «Трал» и Т-410 «Взрыв», в тот же день Т-401 «Трал» и Т-410 «Взрыв» вели огонь по немецким войскам в районе Севастополя[3].

15 июня 1942 года из Новороссийска прибыл крейсер «Молотов» (командир капитан 1-го ранга М. Ф. Романов) в охранении эскадренного миноносца «Безупречный» (командир капитан-лейтенант П. М. Буряк), базовых тральщиков «Защитник» (командир старший лейтенант В. Н. Михайлов) и «Взрыв» (командир старший лейтенант Н. Ф. Ярмак)[2].

В связи с выходом противника к Северной бухте 19 июня, тихоходный «крейсер» «Коминтерн» в охранении базовых тральщиков «Мина», «Взрыв», «Защитник» и трех сторожевых катеров, по приказанию командования флота возвратился в Новороссийск[2].

28 июня 1942 года из Новороссийска в Севастополь прибыли базовые тральщики Т-410 «Взрыв» и Т-411 «Защитник», доставив 330 человек маршевого пополнения, боезапас и продовольствие[2].

В ночь с 1 на 2 июля 1942 года тральщики Т-410 «Взрыв», Т-411 «Защитник» и морские охотники занимались эвакуацией людей из Севастополя. Вместе они приняли на борт до 700 человек и сумели прорваться в Новороссийск[3]. Тральщики подошли в район 35-й батареи. Увидев их, воины хлынули на пристань, и она не выдержала тяжести людей. Посадку осуществляли катерами и шлюпками, а многие добирались вплавь. Приняв на борт 419 человек, в 03.30 тральщики вышли из района главной базы и в 20.20 уже ошвартовались в Новороссийске[2].

На лето 1942 года в составе 2-го дивизиона тральщиков: Т-406 «Искатель», Т-407 «Мина», Т-408 («Якорь», ремонт), Т-409 («Гарпун», ремонт), Т-410(«Взрыв»), Т-411(«Защитник»)[2].

В битве за Кавказ

14 августа 1942 года при эвакуации из Анапы личного состава и имущества учебного отряда погранохраны НКВД , в районе устья реки Озерейки, тральщик был атакован тремя самолётами Ю-88, авиация противника сильно повредила Т-410 «Взрыв», и его с большим трудом буксир «Симеиз» привёл в Новороссийск. Многие члены команды, включая командира корабля Н. Ф. Ярмака, погибли[3][4].

В 1943 году в составе Бригады траления и заграждения ЧФ[5].

16 января танкер «Вайян Кутюрье», сопровождаемый сильным эскортом из четырёх БТЩ «Взрыв», «Гарпун», «Трал», «А. Расскин» и 10 СКА МО, половина из которых шла в завесе, совершал переход из Батуми в Туапсе. В 18.35 в 30 кабельтовых к западу от мыса Анакрия немецкая подводная лодка «U-20» (командир оберлейтенант Карл Графен) добилась попадания одной торпеды в кормовую часть судна. С тонущего «В. Кутюрье» корабли и катера спасли 60 членов экипажа, пропало без вести четверо. Танкер затонул на глубине 50 м[3][6].

12 апреля 1944 года канонерские лодки «Красный Аджаристан», «Красная Абхазия» и «Кубань», под конвоем БТЩ «Щит», «Гарпун», «Трал» и «Взрыв», 10 сторожевых катеров и 24 самолётов совершили переход Туапсе — Новороссийск[3].

Гибель

В конце августа 1944 года для занятия портов вышедшей из войны Румынии был сформирован отряд в составе БТЩ «Щит», «Искатель» и «Взрыв» в охранении охотников БО-105, БО-103 и МО-360. На борту кораблей находились десантники из 83-й бригады морской пехоты для занятия порта, а также экипажи для трофейных румынских кораблей. 1 сентября 1944 года отряд вышел из Одессы к Тендре и оттуда в Констанцу. В 06.22 следующего дня на подходной точке фарватера корабли застопорили ход, ожидая встречающий румынский минный заградитель «Адмирал Мурджеску». В этот момент концевой базовый тральщик «Взрыв» был атакован германской подводной лодкой «U-19» (командир обер-лейтенант цур зее Вилли Оленбург). Две торпеды попали в носовую часть корпуса под ходовым мостиком, в носовом погребе произошла детонация боезапаса. Тральщик быстро затонул кормой вверх, по немецким данным в точке43°31′ с. ш. 29°07′ в. д.HGЯO[1].

Погиб весь офицерский состав корабля, в том числе — командир капитан-лейтенант С. Грабильников, командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант В. Ф. Соловьев. Погибли 53 матроса и 22 человека из состава десанта. Спасти удалось несколько моряков и раненного в обе ноги комбата десантников — Героя Советского Союза майора Н. В. Старшинова. Пока катер подбирал моряков, большие охотники безуспешно преследовали германскую субмарину[1].

«Взрыв» стал последним боевым кораблем Черноморского флота, погибшим в ходе войны[1][3].

Период в составе действующей армии: 21.06.1941 — 15.09.1944[7].

Командиры

  • старший лейтенант Н. Ф. Ярмак[2][4]
  • капитан-лейтенант С. С. Грабильников[1][8]

Память

Имя тральщика увековечено на «Мемориале героической обороны Севастополя 1941—1942 гг.», сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 году[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Базовый тральщик "Взрыв". Черноморский флот. Информационный ресурс (2022).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 А. Неменко. Черноморский флот 1941-44. Кто выиграл войну на море? Часть 3. Military Крым (2014).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Царьков А. Черноморские «Фугасы» (рус.) // журнал «Оружие». — 2011. — № 2. — С. 52—62.
  4. 4,0 4,1 Ярмак Николай Федорович. ОДБ Память народа (2022).
  5. Приказ командующего ЧФ №45с 18.06.1943. ОБД Память народа (2022).
  6. Танкер "Вайян Кутюрье". Черноморский флот. Информационный ресурс (2022).
  7. Тральщик "Т-410" (ТЩ "Т-410"). ОБД Память народа (2022).
  8. Грабильников Сергей Семенович. ОБД Память народа (2022).
  9. Мемориал славы героям обороны Севастополя 1941—1942 гг. // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М. : Политиздат, 1980. — С. 142—144. — 318 с.

Литература

  • Воронин К. И. На черноморских фарватерах. — М.: Воениздат, 1989. — 175 с. — 30 000 экз. — ISBN 5–203–00223–1.
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: Полигон, 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Костриченко В. В., Кулагин К. Л. Быстроходные тральщики типа «Фугас». — М.: Моделист-конструктор, 1997. — 72 с. — (Морская коллекция, 2005, № 2).
  • Царьков А. Черноморские «Фугасы» (рус.) // журнал «Оружие». — 2011. — № 2. — С. 52—62.