Туран (мифология)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Туран
Бальзамарий, предположительно изображающий богиню Туран. Художественный музей Уолтерс, Балтимор.Бальзамарий, предположительно изображающий богиню Туран. Художественный музей Уолтерс, Балтимор.

Туран — этрусская богиня любви и женской красоты, материнства, покровительница влюблённых; первоначально богиня плодородия как такового. Входит в пласт непосредственно этрусских по происхождению божеств. Приблизительно соответствует древнегреческой Афродите и древнеримской Венере[1]. Её имя переводят как «хозяйка»[2] или «дающая»[3]. В аллегорической скульптуре Туран иногда была представлена нагнувшейся над открывающимся коробом, что позволяет предполагать взаимосвязь Туран с древнегреческим сюжетом о ящике Пандоры[4].

Туран вместе с Уни и Менврой входила в тройку важнейших этрусских богин. Её именем был назван июль (в латинской передаче traneus), в котором проводился главный праздник, посвященный богине[5]. Вместе с этими богинями является одно из великих матерей этруссков[2]. Несмотря на важную роль, которую играла Туран у этруссков, её имя не встречается ни на печени, ни в каких-либо текстах о толковании молний[2]. Витрувий также пишет, что в этрусских городах её храм размещался за городом, «чтобы молодые люди и замужние женщины не приучались в городе к любовным соблазнам» (1.7.1)[6].

Изображение

Туран (в центре), Атунис (слева) и Лаза (справа)

Изображалась в виде молодой прекрасной девушки, нарядно одетой и богато украшенной, — либо обнаженной; также и в виде матроны. На архаичных изображениях Туран предстает в образе крылатой женщины в богатом облачении. Атрибут — ветка или цветок (символы роста и расцвета), священные птицы — лебедь (её лебедь носил имя Тусна, что означает «лебедь Туран»[7]) и голубь, спутник — юный бог любви Атунис[8]. Туран сопровождали Лазы[9], богиня невест Малависх, олицетворение юности Тална, бог чистой любви Аминту и бог страсти Свутаф (соответствующие Эроту и Потосу в свите Афродиты)[8].

Туран — одна из самых часто изображаемых фигур на бронзовых зеркалах[10]. Её легко узнать по надписям, богатой одежде замужней женщины или сосудам с благовониями и духами, которые она часто держит в руках. Начиная с IV века до н. э. Туран часто изображается одной на зеркалах или в мифических сюжетах. Так в IV—III веках до н. э. сюжет суда Париса, на котором Туран соревнуется в красоте с Менврой и Уни, стал невероятно популярным[11]. В этом сюжете Туран предстает как богато наряженной и задрапированной в дорогие одежды, так и почти полностью обнаженной с дорогими украшениями.

Туран также изображалась обнаженной, выступая в роли покровительницы плодородия, размножения и любви. Часто её окружают лазы, крылатые фигуры.

На бронзовом зеркале около 500 года до н. э. Туран изображена с парой крыльев обутой в крылатые сандалии. Она предстает в виде культовой фигуры, к которой обращаются два куроса, сильно уступающих ей в росте.

На бронзовых зеркалах также встречается изображение Туран в виде матери с ребёнком на руках[12] или в окружении нескольких её детей. Например, на зеркале из Больсены Туран изображена в виде богато украшенной и нарядно одетой женщины в окружении Менвры, Ларана и других богов, а также троих детей, тянущих к Туран руки. Богато одетая и нарядная блистательная Туран с большой семьей как бы является божественным примером для владелицы этого зеркала[12].

Туран также часто изображается на бронзовых зеркалах рядом с другим возлюбленным, Лараном, юным богом войны[3].

В Грависке были обнаружены ритуальные надписи в честь Туран, датированные серединой VI века до н. э. В этом поселении совместно с Туран почитался также Атунис, юный сметрный возлюбленный богини, с которым её разлучила смерть.

С Туран была связана Тесан, богиня рассвета, которая также любила молодого смертного и часто изображалась крылатой. Обе богини покровительствовали влюбленным и матерям. Обе богини перестали изображаться крылатыми с IV века до н. э.[5]

Примечания

  1. Demetriou, D. Negotiating Identity in the Ancient Mediterranean: The Archaic and Classical Greek Multiethnic Emporia (англ.). — Cambridge University Press, 2013. — P. 100—102. — ISBN 1-107-01944-3. — ISBN 978-1-107-01944-7.
  2. 2,0 2,1 2,2 Nancy Thomson de Grummond. Etruscan Myth, Sacred History, and Legend (англ.). — UPenn Museum of Archaeology, 2006. — 294 p. — ISBN 978-1-931707-86-2.
  3. 3,0 3,1 Friedhelm Prayon. Die Etrusker: Geschichte - Religion - Kunst (англ.). — C.H. Beck, 2010. — P. 74—75. — ISBN 978-3-406-59812-8.
  4. Mooney T. A history of Ireland, from its first settlement to the present time. Vol. 1 (англ.). — Boston: P. Donahoe, 1853. — P. 38.
  5. 5,0 5,1 Erika Simon. Schriften zur etruskischen und italischen Kunst und Religion (нем.). — Franz Steiner Verlag, 1996. — 278 S. — ISBN 978-3-515-06941-0. Архивная копия от 9 апреля 2016 на Wayback Machine
  6. Глава VII. Расположение общественных зданий | Книга I | Десять книг об архитектуре. Витрувий | История античной архитектуры. antique.totalarch.com. Дата обращения: 5 мая 2017. Архивировано 23 апреля 2017 года.
  7. Larissa Bonfante, Judith Swaddling. Etruscan Myths. — British Museum Press, 2006-01-01. — 80 с. — ISBN 978-0-7141-2238-0.
  8. 8,0 8,1 Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М.: Аст, Астрель, 2000. — С. 50, 486. — ISBN 5-17-003989-1. — ISBN 5-271-01195-X.
  9. Fischer J. C. More Than Mere Playthings: The Minor Arts of Italy (англ.). — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2016. — P. 24. — ISBN 1-4438-9040-5. — ISBN 978-1-4438-9040-3.
  10. Vedia Izzet. The Archaeology of Etruscan Society. — Cambridge University Press, 2007. — 227 с. — ISBN 978-1-107-32091-8.
  11. Alexandra Ann Carpino. Discs of Splendor: The Relief Mirrors of the Etruscans (англ.). — Univ of Wisconsin Press, 2003. — 308 p. — ISBN 978-0-299-18990-7.
  12. 12,0 12,1 Erika Simon. Schriften zur etruskischen und italischen Kunst und Religion (нем.). — Franz Steiner Verlag, 1996. — S. 36—37. — ISBN 978-3-515-06941-0.