Шкаф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Тумба (мебельное изделие)»)
Шкаф для одежды, 1800 год
Написание слова «шкаф» в 1821 году

Шкаф (устар. шкапъ[1]) — мебельное изделие (преимущественно с дверками, с ящиками или без них) для хранения предметов различного функционального назначения[2].

Слово происходит от швед. Skap или нем. Schaff, от нем. Schaffen — приводить в порядок[3].

История

История шкафа началась в XVII—XVIII веке.

Прототипы

Сундук св. Беуно, из цельного дерева, VI—VII вв.

Самый простой и естественный прототип шкафа — это объёмное углубление в относительно твёрдых материалах — стене или полу пещеры, в дереве (дупло), место для хранения различных припасов и полезных вещей. Научившись обрабатывать древесину, человек использовал полую часть срубленного ствола как готовое хранилище. Позже он научился выдалбливать в стволах нужную ему для складирования нишу. Ещё позже человек научился делать полые ящики и ящики с крышкой. По сути получился первый «шкаф»[4]. Наиболее раннее свидетельство об использовании в быту деревянных ящиков с крышкой найдено в Египте и датируется III веком до н. э.[5]

У развитых цивилизаций Востока, предположительно, ящик с крышкой переняли и хорошо освоили жители Древней Греции и Рима, откуда впоследствии он начал своё распространение ко всем остальным народам Европы[6]. Однако римляне изобрели ещё один вид «протошкафа» — «armarium» (от лат. arma — оружие). Первоначально это было место для хранения в доме оружия и оно было сакральным, как связанное с тайной жизни и смерти. Другое сакральное место, где хранились особо почитаемые римлянами изображения богов-покровителей домашнего очага — лары и пенаты — называлось «ларарий» (лат. lararium). Ларарий тоже являлся «протошкафом», он представлял собой или нишу в стене, часто с дверцами, которые открывались во время трапез и празднеств, или небольшой шкафчик, имитирующий своей формой храм[7]. В ларарии хранились не только изображения богов, но и прочие сакральные предметы, к примеру, пучки волос, состриженные во время посвящения юношей в мужчины или детские куклы девушек, выданных замуж.

Постепенно и «armarium» развился в некое подобие шкафа в виде полок, располагавшихся обычно в нише, иногда с дверцами, для хранения домашнего скарба, ремесленных изделий, пергаментных и папирусных свитков и восковых табличек. От латинского «armarium» произошли современные итальянские, испанские и французские слова, обозначающие «шкаф» — armario, armadio и armoire соответственно, хотя долгое время так именовались преимущественно открытые шкафы для рукописных и позже печатных книг[5]. От этого же слова происходит название специальной ниши или отдельного шкафчика в алтарной части католических храмов — «almery», где священники хранили предметы культа (чаши, судки, блюдца, подносы, священное масло и священнические облачения)[8][9].

Средневековье

Вплоть до позднего Средневековья, кроме армариев в храмах и монастырях, функцию хранения временно неиспользуемых предметов обихода, — функцию шкафа, — выполняли разнообразные по форме и размерам ящики с крышкой. В России они получили название «ларь», от шведского (варяжского) слова «larr». После монгольского нашествия их стали чаще назвать «сундук» (от тюрк. сандық — ящик). Понадобились сотни лет, чтобы грубо сколоченный ящик обрёл ножки, ручки с торцов, усиленный металлическими углами и полосами корпус, замок, внутренние отделы и обивку.

К эпохе Возрождения лари и сундуки использовались повсеместно. Помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия, для денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги (особенно в храмах) и даже сундуки-троны. Сундуки исполняли и роль кровати, стола, скамьи или стула. Размеры сундуков варьировались от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать. Развиваясь и варьируясь всё больше, сундуки стали превращаться в особые предметы мебели в современном смысле этого слова. Для этого сундук поставили на торец и снабдили полками и выдвижными ящиками. Произошло это, по всей вероятности, в Голландии[5], но долгое время этот вариант шкафа сосуществовал и развивался одновременно с другими формами мебели для хранения.

В парижском Музее декоративного искусства представлен грубоватый, похожий на сторожевую будку, экспонат. Табличка гласит, что это — редчайший дошедший до нас образец шкафа XIII века[10].

Ренессанс

К XIV веку в Италии, с благосостоянием горожан грубый сундук преобразился в помпезное, изысканное кассоне, — особый сундук, делавшийся специально для свадебного приданого из дорогих пород дерева, с резьбой, инкрустацией и росписью. В Италии из сундука изготавливался специальный столик с двумя ножками, опиравшийся на стену — креденца (от ит. credenza — вера, уверенность), на котором пробовали, не отравлено ли блюдо, перед тем, как подать на стол. Позже в Италии креденца обзавелась вторым ярусом и дверцами и стала использоваться не только в сервировочных, но и в гостиных, и в комнатах для переодевания[4].

Из креденцы или параллельно с ней во Франции развился особый вид шкафа — дрессуар (фр. dressoir), на втором ярусе которого расположились открытые полки. На полках выставлялись напоказ ценные наборы столовой посуды и прочие предметы роскоши. Королю пришлось законодательно ограничить количество полок, разрешённое тому или иному лицу. Так, барону по статусу полагалось две, графу три, а герцогу четыре полки[5]. Хорошо зная об этом указе французского короля, невесте английского короля Генриха VIII Анне Болейн к свадьбе подарили дрессуар, в котором было двенадцать полок[4]. Дрессуар, предназначенный для экспозиции наиболее ценной посуды в доме, соответственно украшался и был сам по себе весьма дорогим предметом мебели. С удешевлением производства стекла дрессуар превратился в современные горки, буфеты (серванты).

Из небольших сундуков, предназначенных для хранения важных документов, драгоценностей, редких книг и письменных принадлежностей развился другой тип мебели — кабинеты. Эти изящные шкафы и шкафчики, которые могли составляться или изготавливались сразу ярусами, со множеством выдвижных ящиков, появились в Италии в XVI веке и выполняли важную функцию в жизни дворянина — хранение переписки. В XVII веке европейские правители ставили кабинеты в комнатах, которые часто были настоящими ювелирными изделиями. Своим правителям в меру своих средств подражали и подданные[11]:

В эту пору кабинет-шкаф превратился в весьма затейливое сооружение. Он нередко снабжался откидной или выдвижной доской для письма. Фасады напоминали красивые здания, они украшались колонками, карнизами и даже балкончиками. На дверцах и ящиках выполняли настоящие картины из различных материалов. Кабинеты, сделанные мебельщиками разных стран, имели свои особенности. Например, испанские мастера украшали наружные стенки прорезными металлическими накладками, под которые наклеивали цветной бархат, а дверцы и ящики инкрустировали слоновой костью. Флорентийские мебельщики любили делать кабинеты из чёрного дерева и украшали их самоцветами. На ящиках изображались объёмные цветы, птицы и фрукты. В немецком Аугсбурге, славившемся резчиками по дереву, обязательным атрибутом была богатая резьба.

Постепенно название столь дорогого предмета интерьера перешло к названию комнаты, в которой он располагался.

Новое и Новейшее время

Самым плодотворным для истории мебели оказался XVIII век. Именно в это время складываются основные современные формы мебели. В Англии под франкоязычным названием гардероб (от французских слов garde — «хранить», rоbе — «одежда») появился самый популярный вид шкафа — платяной шкаф. Вместе с гардеробом изобрели и вешалку-«плечики». В Англии же стали выпускать специальные книжные шкафы со стеклянными дверцами. Во Франции знаменитый придворный мебельщик Людовика XV Андре-Шарль Буль, объединив итальянские кассетоне с сундуком, изготовил для своего покровителя то, что позже стало называться комодом[4][5]. Обычными стали бюро и секретеры, соединявшие в себе функции удобных шкафчиков с письменным столом.

На протяжении XIX века формы всех шкафов искали оптимальное сочетание размеров, материалов и функциональности, становясь всё более простыми в изготовлении и относительно доступными по цене. Шкафами стали обзаводиться семьи среднего и ниже достатка. Обычным в XIX веке стало употребление в шкафах зеркал.

В XX веке широко распространились шкафы-купе. Дверцы у них открываются не настежь, а в сторону, экономя при этом пространство комнаты. По мнению одних, идея таких дверец для шкафа пришла из Японии, где в домах многие внутренние стены — это смещаемые перегородки[4]. По мнению других, идея принадлежит Наполеону, приказавшему скрыть беспорядок в казармах с помощью подвижных ширм, а жители Калифорнии в 1950-е только лишь заменили ширму дверью на колёсиках[5]. По мнению третьих, шкафы-купе изобрели итальянские дизайнеры в 1950-е, когда разрабатывали «социальное жильё» для бедных слоёв населения[10].

В 1926 году датский инженер Кристиан Стинструп[англ.] представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильный шкаф, открыв новую специализацию в развитии шкафов для хранения пищи[5][12]. А в 1945 году французский дизайнер Поль Кадовис представил модель шкафа, совмещавшую в себе функции гардероба, буфета и книжного шкафа одновременно, — в России эта модель стала чрезвычайно популярна под названием «стенка»[4][5][10].

История в России

В России до XVIII века применялось несколько разновидностей шкафа (шкапа): казёнка, поставец, шаф, рундук, книгохранительница. Шкафы изготавливали из липовых досок.

Казёнка предназначалась для хранения казны, то есть посуды и других дорогих вещей. Казёнка наглухо крепилась к стене.

Поставец — большие ящики с полками без дверец. Навешивались на стену на железные петли. Завешивались тканевыми занавесками. Поставец и шкаф — упрощённая разновидность шкафа. Высота от 2 до 4 аршин, с дверями. Имели выдвижные ящики.

Поставец, наглухо прикреплённый к стене, назывался рундук. Рундуки зачастую устраивали под лавками, особенно под коником[13].

Шаф состоял из двух частей: в нижней части устраивали выдвижные ящики, в верхней части — полки с дверцами. Шафы устанавливались на ножках. Шаф ничем не отличался от «поставца и шафа».

Книгохранительница — поставец или шаф, предназначенный для хранения книг[14].

Внутренности шкафов обивались тканями. Поверхности окрашивались под малахит или мрамор, сверху "чернились в глянс" — лакировались. Лицевая часть могла быть расписана цветами и фруктами[15].

Классификация

По расположению

  • Отдельно стоящий (стационарный) — предмет мебели в форме параллелепипеда, располагающийся независимо от строительных элементов помещения.
  • Встраиваемый — встраивается в помещение. Имеет связь со строительными элементами помещения (стенами, полом, потолком), которые являются неотъемлемой частью шкафа[16]

По устройству дверей

По функциональному назначению

Согласно ГОСТ 20400—80 «Продукция мебельного производства. Термины и определения», шкафы могут быть следующего назначения[2]:

  • Шкаф для одежды (гардероб, шифоньер, платяной шкаф) — шкаф обычно имеет отделение со штангой для хранения одежды на вешалках, отделение с полками для одежды, может иметь выдвижные ящики, зеркала как для отражения человека в полный рост, так и по пояс. Также могут быть укомплектованы галстукодержателями, выдвижными корзинами и пр.
  • Шкаф для белья (бельевой шкаф) — шкаф для хранения белья.
  • Шкаф для посуды — шкаф для хранения посуды.
  • Шкаф для книг (книжный шкаф, библиотечный шкаф) — шкаф для хранения книг.
  • Шкаф коллекторный — шкаф для установки оборудования теплого пола и узлов учёта.
  • Кухонный шкаф — шкаф для хранения предметов кухонного и хозяйственного назначения.
  • Кухонный шкаф-стол — шкаф с рабочей плоскостью для приготовления пищи.
  • Шкаф под мойку — кухонный шкаф для установки мойки.
  • Шкаф с витриной — шкаф с остеклёнными отделениями для экспонирования различных предметов.
  • Шкаф-перегородка — шкаф для разделения помещения на отдельные зоны.
  • Настенный шкаф — шкаф для хранения предметов различного назначения, навешиваемый на стену.
  • Комбинированный шкаф — шкаф с отделениями и ящиками для хранения предметов различного назначения.
  • Секретер — шкаф с откидной дверью или выдвижной доской для письменных работ.
  • Буфет — шкаф для посуды и столового белья, верхняя плоскость которого предназначена для сервировочных работ.
  • Тумба — шкаф пониженной высоты.
  • Комод — шкаф пониженной высоты с ящиками для белья.
  • Туалетная тумба — шкаф пониженной высоты с зеркалом и емкостями для туалетных принадлежностей.
  • Тумба для постельных принадлежностей — шкаф пониженной высоты с отделением для постельных принадлежностей.

Материалы и отделка

Традиционным материалом для изготовления шкафов является дерево. За всю историю развития шкафов в качестве материала для изготовления были перепробованы почти все породы древесины. В Средневековье мебель часто делали из пихты, груши или яблони, но предпочтение всегда отдавалось дубу. Лучшую мебель с XVI века оклеивали эбеном. В отделке широко использовались слоновая кость, черепаший панцирь, перламутр, золото, серебро, кованные элементы. Нередко использовались инкрустации самоцветами и драгоценными камнями. Большое значение имел лак, секрет которого мог быть и главным секретом мастера[4][11]. На изготовление качественного шкафа с резьбой и отделкой уходило до нескольких лет. Мебель этого класса долгое время была дорогой.

В 1720-е годы в Лондон с Ямайки было случайно завезено «красное дерево», — на пути из колонии в Англию капитан взял партию неизвестной тропической древесины на борт в качестве балласта. Сначала из этой древесины получились хорошие ящики для свечей. Через некоторое время выдающийся английский мастер-мебельщик Чиппендейл попробовал делать из красного дерева мебель, положив начало целой эпохе красных пород в мебельном искусстве. В России XVIII века красное дерево было известно под названием «мегагень» или «магонское»[4].

Постепенно натуральные материалы стали заменять синтетическими или суррогатными на основе древесины. Со времени после Второй мировой войны всё больше и больше шкафы изготавливаются из ДСП, МДФ и фанеры, которые затем декорируются пластиковым шпоном. Фасады современных шкафов декорируют и другими материалами: стеклом (обычным, матовым, цветным, гранёным, наборным, зеркальным и т. п.); кожей, акрилом и прочими.

При изготовлении шкафов учитывается их назначение. Современные технологии позволяют изготавливать долговечные и удобные шкафы для помещений с большой влажностью и другими неблагоприятными условиями, к примеру, для ванной или сауны применяется особо влагостойкое ДСП. Гораздо чаще, чем раньше, для изготовления технических и некоторых видов служебных шкафов применяется металл.

Плоскости современных шкафов могут быть покрыты лаком, либо отполированы.

Шкафы специального назначения (специализированные шкафы)

За последнее столетие под влиянием прогресса шкаф как предмет и как понятие стал применяться в новых областях человеческой деятельности, частично утрачивая или изменяя свою мебельную функцию. Там, где дерево не подходит по условиям эксплуатации, стали применяться другие материалы, в частности — металл, стекло (оргстекло).

Дальнейшим развитием шкафа с витриной является полностью стеклянный шкаф, возможно на лёгком металлическом каркасе. Применяется как витрина в магазинах, музеях, на выставках.

Шкафы из металла обладают рядом замечательных свойств, таких как пожаробезопасность, устойчивость к впитыванию запахов, малая толщина стенок по сравнению с деревом, значительная прочность и устойчивость к механическим повреждениям. Это позволяет применять металлические шкафы в самых разных областях:

  • лабораторные шкафы для хранения различных агрессивных жидкостей, химреактивов, газовых баллонов
  • шкафы для спецодежды
  • оружейные шкафы (в том числе сейф)
  • инструментальные шкафы и тумбы (шкафы для хранения инструмента и принадлежностей на заводах, ремонтных зонах и др.)
  • электротехнические шкафы для размещения силового электрооборудования и автоматики
  • монтажные шкафы для размещения коммуникационного оборудования и серверов

Также шкафом называется выемка или ниша в стене здания, закрытая дверью. В этом случае стенкой шкафа служит кирпичная или бетонная стена здания. Так оформляются пожарные шкафы с пожарными кранами и огнетушителями, сантехнические шкафы, кроссовые шкафы для разводки телефонии[источник не указан 1216 дней].

Шкафы в культуре

Библиотека Ватикана: книжный шкаф

Специальных работ, посвящённых изучению шкафа в культуре немного[источник не указан 1218 дней]Шкаф оказал глубокое и всестороннее воздействие на социально-культурологическое пространство, закрепился в культурно значимых областях знания и познания на самых разных языках мира. Как самый крупный и даже неизбежный предмет типичного интерьера, шкаф проник во все зрительные виды искусства — в литературу, поэзию, драматургию, кинофильмы, живопись. Шкаф обрёл особую значимость в психологии. Очень показателен для многих культурных реминисценций шкафа эпизод из «Мещан» Горького:

Петр: По вечерам у нас в доме как-то особенно… тесно и угрюмо. Все эти допотопные вещи как бы вырастают, становятся ещё крупнее, тяжелее… и, вытесняя воздух, — мешают дышать. (Стучит рукой в шкаф.) Вот этот чулан восемнадцать лет стоит на одном месте… восемнадцать лет… Говорят — жизнь быстро двигается вперед, а вот шкафа этого она никуда не подвинула ни на вершок… Маленький я не раз разбивал себе лоб о его твердыню… и теперь он почему-то мешает мне. Дурацкая штука… Не шкаф, а какой-то символ… чёрт бы его взял!


В книгах «Хроники Нарнии» через шкаф дети попадали в сказочную страну Нарния; в не менее известной серии книг «Гарри Поттер» два шкафа образовывали нечто вроде магического коридора (аттракцион «Исчезательный шкаф»); в романе Джона Краули «Маленький, Большой» герой, как и герои «Хроник Нарнии», попадает в лес тоже из шкафа. Мотив «шкаф — это дверь в удивительный мир» нужно признать как архитипический сюжет сказок. В XIX-м веке в сказке «Щелкунчик» его использовал Э. А. Гоффман[17]:

Он подал руку Мари, и они ступили на порожек платяного шкафа. Щелкунчик дёрнул за рукав отцовской лисьей шубы, мохнатой и пушистой, как рождественская ёлка, и оттуда тотчас опустилась лёгкая кедровая лесенка. Спустя мгновение Мари очутилась на лугу, сверкающем разноцветными каменьями.

В русской аудитории известен монолог Гаева из пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»[18]:

Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

Утверждают, что в уста Гаева Чехов вложил обращение к своему собственному шкафу — «великолепному шкафу-поставцу павловской работы», бывший с ним с детства, и который он забрал из родительского дома и возил за собой, куда бы не переезжал, вплоть до последнего пристанища в Ялте[5].

Одно из самых ранних воспоминаний своего детства основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда связано с его старшим братом, его матерью и шкафом. Позже Фрейд уверенно отнесёт шкаф к «универсальным символам женских половых органов» и будет учить психологов расшифровывать сны, в которых пациенту снились какие-либо манипуляции со шкафом. Часто можно встретить ненаучные рассуждения о сновидениях, развившиеся, однако, непосредственно из знаменитого учения Фрейда о подсознательном, к примеру, такие[19]:

Шкаф — это символ женщины, а иногда — символ её половых органов. Если в шкафу много хороших, аккуратно сложенных вещей, то женщина здорова и отличается высоким сексуальным темпераментом. Если шкаф пуст, то вполне возможно, что женщина фригидна. Если шкаф сломан, значит, женщина страдает от каких-либо заболеваний, не обязательно связанных с её половой сферой. В то же время, если в шкафу сломались ящики или его дверь, значит не в порядке именно её половые органы. Если женщине приснилось, что она что-то ищет в шкафу, то её беспокоит собственное здоровье. Если мужчине приснилось, что он копается в своём шкафу, значит он не получает сексуального удовлетворения. Открывать шкаф — для мужчины это желание секса, для женщины — стремление к однополым отношениям. Если приснился шкаф с открытыми дверцами, значит, сновидца не оставляет обида на партнёра за его прошлые интимные связи. Ремонт шкафа, в том числе его покраска, свидетельствует о том, что сновидец безудержно ревнив. Если у вас возникли проблемы с тем, чтобы открыть свой шкаф, потому что, например, вы потеряли ключи от него, то ваши отношения с партнёром будут серьёзно испорчены. Наиболее вероятной причиной этого могут быть проблемы в половой сфере. Если приснился опрокинутый шкаф, значит, сновидец мечтает об анальном сексе. Трёхстворчатый шкаф может говорить о бисексуальности сновидца и даже о его желании изменить свою половую принадлежность.

Подсознательно-эротическая интерпретация шкафа Фрейдом перекликается со знаменитым устойчивым выражением англичан «скелет в шкафу», породившем целый пласт литературных реминисценций, самой известной из которых является роман Сомерсета Моэма «Скелет в шкафу, или Пироги и пиво», героиня которого легкомысленная красавица. Сюда же следует отнести известный в России мем «любовник в шкафу», служивший конструктом для смешного рассказа уже в начале XX века.

Фильмы так или иначе поддерживают заданное психологией ребёнка и, как следствие, литературой восприятие шкафа, хотя встречаются и самостоятельные, построенные не на литературе, а на собственном опыте кинорежиссёров интерпретации.

В России шкаф называют «Святая святых храма повседневной жизни»[5], — символом, своеобразно отражающим отношение своих хозяев к прошлому, настоящему и будущему.

См. также

Примечания

  1. Севергин В. М. Краткая опись минеральному кабинету имп. Академии наук. — Б.м., 1821. — 24 с.
  2. 2,0 2,1 ГОСТ 20400-80 Продукция мебельного производства. Термины и определения // М.: Стандартинформ. — 2008. — С. 5-6. — 23 с.
  3. Михельсон А. Д. «Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». 1865.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Буровик, К. А. Колода, выдолбленная из дерева — это самый древний прототип шкафа // «Родословная вещей». — М.: Знание; Издание 2-е, перераб. — 1991—232 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Многоуважаемый шкаф. История первая, ИАТВ программа «Обыкновенная история», выпуски №№7-8, 2008, Телеканал: 365 дней ТВ. Дата обращения 8 декабря 2015.
  6. Иван Саторин. История сундука. Мебель. История вещей (9 ноября 2014). Дата обращения: 9 декабря 2015.
  7. Patrick Faas. Around the Roman Table. — Pan Macmillan, 2013. — 384 с.
  8. The Free Dictionary by Farlex — англ.
  9. Almery // Encyclopædia Britannica, 1911, Volume 1, p. 714 — англ.
  10. 10,0 10,1 10,2 Владимир Гаков. (недоступная ссылка — [//web.archive.org/web/*/http://kp.vedomosti.ru/article/2008/04/16/180 история) История вещи: Глубокоуважаемый шкаф]. Интерьеры и дизайн. ЗАО Бизнес Ньюс Медиа. Дата обращения: 9 декабря 2015. (недоступная ссылка)
  11. 11,0 11,1 Светлана Попова, Валерий Богданов. Дорогой, многоуважаемый шкаф!, История вещей, СПб.: Журнал "Костёр", №4, 2007 (апрель 2007). Дата обращения 9 декабря 2015.
  12. Industrial Designe History Com — электронный ресурс на английском языке
  13. А. В. Арциховский, А. М. Сахаров. Очерки русской культуры XVII века. — М. : Изд-во Московского университета, 1979. — С. 199.
  14. Иван Забелин. Домашняя жизнь российских монархов. — М. : Эксмо, 2007. — С. 115. — 445 с.
  15. Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005. стр. 181, 182. ISBN 5-9578-2773-8
  16. ГОСТ 20400-2013 ПРОДУКЦИЯ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Термины и определения. п.2
  17. Э. А. Гоффман «Щелкунчик и мышиный король»
  18. А. П. Чехов. «Вишнёвый сад»
  19. К чему снится шкаф // сайт Сонник онлайн. Толкование снов. — Проверено 10 декабря 2015


Литература