Трус (рассказ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Трус
Жанр рассказ
Автор Александр Иванович Куприн
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1903

«Трус» — рассказ Александра Куприна, опубликованный в 1903 году.

История создания и публикации

Рассказ «Трус» был опубликован в «Журнале для всех», в первом номере за 1903 год[1].

Куприн не вносил существенных изменений в последующие издания «Труса», ограничиваясь лишь мелкими стилистическими исправлениями, как это было сделано при работе над выходом третьего тома рассказов писателя в издании «Мир божий», а также при подготовке собрания сочинений Куприна, выпущенного «Московским книгоиздательством»[1].

Сюжет

В винном погребе Айзика Рубинштейна выступают двое бродячих актёров. Один из них — старый артист Герш Цирельман, который из-за своего алкоголизма не задерживался надолго ни в одной театральной труппе. Закончив выступление и расплатившись со своим помощником, он присел за столик, ожидая Мойше Файбиша, местного балагулу (владельца или ямщика одноимённого экипажа для дальних переездов). Тот имеет репутацию смелого и предприимчивого физически крепкого контрабандиста, о чём открыто конечно не говорили. На встречу с ним Цирельмана сподвигла его супруга Этля, желавшая, чтобы тот прилично заработал, поучаствовав в деле контрабанды с Файбишем. Тот берёт его на дело. Контрабандисты нарываются на засаду, а трусость и панический страх, охвативший Цирельмана, едва не стоят жизни ему и Файбишу. В итоге, получивший груду ударов кнутом и ругани от Файбиша, Цирельман пробирается домой, прячется под одеяло к Этле, радуясь, что ночное приключение закончилось:

Когда же тепло окончательно проникло в его грудь и живот и он вспомнил сегодняшнюю дорогу, и острый блеск в глазах Файбиша, и выстрел с плотины, и печальную луну над лесом, и солдата, мчавшегося, точно библейское видение, на огромной лошади с вытянутой шеей, – то ему показалось невероятным, что это именно он, а не кто-то другой, посторонний ему, испытал все ужасы этой ночи. Вспомнилось ему также, как он убеждал самого себя, что должна когда-нибудь окончиться и эта ночь и эта поездка… и, с удовольствием ощущая живую теплоту, шедшую от тела Этли, он сжался в комочек и засмеялся под бебехом тихим, радостным смехом[2].

Критика

Филолог Фёдор Батюшков отмечал в рассказе новаторскую для Куприна психологическую контрастность его героев, совмещение в них высоких побуждений и низких свойств, комизма и трагизма, пафоса и изобличений, что в свою очередь привлекает читателя, заставляя его переживать разнообразные чувства к героям рассказа: от жалости до негодования[3]. Писатель Антон Чехов в письме Куприну, рассказывал о том, что гостивший у него писатель Викентий Вересаев очень нахваливал его «Труса»[4]. Критик Ангел Богданович восхищался характерами Цирельмана и Файбиша, особенно в сравнении друг с другом: нервной и тонкой натуры первого с грубым и смелым Файбишем, который делается таким благодаря тупости, с которой он относится ко всем происходящим явлениям вокруг него[5]. В этом рассказе Куприн едва ли не впервые обращается к людям, находящимся вне обычных общественных связей и которые вскоре займут важное место в его творчестве (воры, шулера, контрабандисты, проститутки и другие). Критик Вацлав Воровский отмечал, что эти люди с одной стороны «счастливые дети природы», а с другой — «отверженные мира сего»[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 А. И. Куприн Собрание сочинений в 6 тт., Т. 3, Примечания. — С.560—561.
  2. А. И. Куприн Собрание сочинений в 6 тт., Т. 3, стр. 67-87.
  3. «Речь», 1906, № 253, 28 декабря
  4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений, том XX, стр. 87
  5. «Мир божий», 1903, № 4, стр. 10
  6. Воровский В. Литературно-критические статьи, Гослитиздат, 1956, стр. 280—281

Литература

  • Куприн А. И. Собрание сочинений в шести томах. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — Т. III. — 584 с.
  • Воровский В. В. Литературно-критические статьи. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956.