Три музыканта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пабло Пикассо
Три музыканта. 1921 год
фр. Les trois musiciens
Холст, масло. 200,7 × 222,9 см
Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк
инв. 55.1949
Пабло Пикассо
Три музыканта. 1921 год
фр. Les trois musiciens
Холст, масло. 204,5 × 188,3 см
Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
инв. 1952-61-96

«Три музыканта» (фр. Les trois musiciens) — картина Пабло Пикассо в стиле синтетического кубизма. Написана маслом на холсте в 1921 году и известна в двух вариантах. Один из них находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, его размер — 200,7 × 222,9 см[1]. Второй вариант хранится в Филадельфийском художественном музее, его размеры — 204,5 × 188,3 см[2]

Летом 1921 года в Фонтенбло Пикассо написал две версии «Трёх музыкантов». Одна из них, декоративно детализированная, хранится в Художественном музее Филадельфии, США[3], другая, в менее детальном исполнении, находится в Нью-Йорке.

На картине изображены персонажи комедии дель арте. Слева, за столом, сидит Пьеро в маске. Он играет на кларнете. В центре находится Арлекин, играющий на гитаре. Справа — поющий монах в чёрном капюшоне. Монах держит в руках ноты. Считается, что в этой работе художник отобразил своих друзей и самого себя[4]. Арлекин — это автопортрет Пикассо. С начала XX века художник часто представлял себя в этом образе. Пьеро, играющий на кларнете, указывает на Гийома Аполлинера, умершего в 1918 году от «испанки». Кларнет для Аполлинера символизирует трубку, которую тот постоянно курил. Монаха Пикассо ассоциирует с аскетом Максом Жакобом, уединившемся в монастыре незадолго до написания «Трёх музыкантов». В 1915 году Жакоб перешёл из иудаизма в католицизм, и Пикассо стал для него крёстным отцом. Однако в последние годы они отдалились друг от друга[4]. На картине почти незаметно присутствует собака. Из-под стола торчат её лапы, голова и острый хвост. Самые светлые цветовые пятна сосредоточены в центре композиции. Их окружают тёмные цвета, создавая сумрачную мистическую атмосферу.

«Три музыканта» — последнее большое произведение в стиле синтетического кубизма.

Первый вариант в 1949 году стал частью постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Её передал музею фонд Саймона Гуггенхайма[1]. Второй вариант находился в коллекции А. И. Галлатина и в 1952 году поступил в собрание Филадельфийского художественного музея.


Примечания

  1. 1,0 1,1 Pablo Picasso. Three Musicians. Fontainebleau, summer 1921. MoMA. Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2018 года.
  2. Philadelphia Museum of Art. — Pablo Ruiz y Picasso. Three Musicians.
  3. Three Musicians. Philadelphia Museum of Art. Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 19 мая 2020 года.
  4. 4,0 4,1 Matisse and Picasso: The Story of Their Rivalry and Friendship. Books. Google.ru. Дата обращения: 26 марта 2020.