Перейти к содержанию

Семья комедиантов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пабло Пикассо
Семья комедиантов. 1905 год
фр. La famille de saltimbanques
Холст, масло. 212,8 × 229,6 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
инв. 1963.10.190

«Семья комедиантов» (фр. La famille de saltimbanques) — картина испанского и французского художника Пабло Пикассо, написанная маслом на холсте в 1905 году. Находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне. Размер картины — 212,8 × 229,6 см[1].

Описание

Полотно знаменует собой переходную фазу между голубым и розовым периодами, когда Пикассо возвращается к классическим принципам красоты, и его полотна приобретают более естественные оттенки преимущественно розовых и красных цветов. В это время художник жил в общежитии Бато-Лавуар неподалёку от цирка Медрано на Монмартре, где он много рисовал и писал своих друзей артистов.

На картине изображена семья странствующих цирковых комедиантов на фоне пустынного пейзажа и синего неба, покрытого облаками. В левой части холста расположилась группа из пяти статичных фигур: молодой Арлекин, держащий за руку маленькую девочку, толстый мужчина в красном костюме шута и два юных акробата. Справа на переднем плане в одиночестве сидит грустная молодая женщина. У неё отстранённый взгляд. Кажется, она устала и не в силах продолжать путь. Семья, уже готовая отправиться в дорогу, смотрит на неё с укором.

Группа из пяти фигур и женщина психологически изолированы и противопоставлены друг другу. Они смотрят в разных направлениях, что вызывает чувство опустошённости и тревоги. И хотя комедианты призваны нести радость и веселье, для Пикассо они символизируют нищенское существование, создают ощущение грусти и потери места в жизни.

Изначальная тональность этой картины была сине-голубой. Научное исследование выявило три других состояния этого изображения. В них Пикассо изменил фигуры и композицию и переключился с синей тональности на розовую, сознательно позволяя тёмной краске проступать сквозь верхние слои. Таким образом, он создал контур, а также сумрачную завуалированную атмосферу[2].

История владения

Работа была приобретена в 1905 году ассоциацией коллекционеров «La Peau de l'Ours» (Медвежья шкура) за относительно высокую в то время цену — 1000 франков. Пикассо считался многообещающим модернистом, но был еще далёк от славы. 2 марта 1914 года картина была продана с аукциона «Отель Друо» в рамках продажи 145 работ. Это был первый аукцион, посвященный модернизму. Сам Пикассо уже вступил в «кубистический период», что сделало его картину главной работой раннего периода. «Семья комедиантов» была продана Генриху Таннхаузеру за очень высокую цену в 11 500 франков. Это означало победу новой живописи во Франции[3].

В 1915 году Герта Кёниг приобрела картину в галерее Таннхаузер в Мюнхене и владела ею до 1931 года. Затем полотно купил американский предприниматель Честер Дейл, торговец произведениями искусства в Ольденбурге. Он был благотворителем и пожертвовал свою коллекцию Национальной галерее искусства в Вашингтоне[4].

Примечания

  1. Pablo Picasso. Family of Saltimbanques. National Gallery of Art. Дата обращения: 22 декабря 2019. Архивировано 22 декабря 2019 года.
  2. Pablo Picasso. Family of Saltimbanques. National Gallery of Art. Дата обращения: 22 декабря 2019. Архивировано 22 декабря 2019 года.
  3. ZEITGENÖSSISCHE KUNST. Das Syndikat vom Bärenfell. Frankfurter Allgemeine Zeitung. Дата обращения: 22 декабря 2019. Архивировано 22 декабря 2019 года.
  4. Nationalgalerie der Kunst in Washington, DC. Frederickesn. Дата обращения: 22 декабря 2019. Архивировано 22 декабря 2019 года.