Триумф смерти (картина)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Питер Брейгель Старший
Триумф смерти. 1561—1563 годы
нидерл. De Triomf van de Dood
Дерево, масло. 117 × 162 см
Прадо, Мадрид, Испания

«Триумф смерти» — картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в период с 1561 по 1563 год[1].

Картина представляет собой панораму выжженной бесплодной земли, на которой армия скелетов сеет ужас, хаос и смерть, подвергая мирных жителей всевозможным пыткам. Обречённые в страхе разбегаются, кто-то пытается дать отпор, а кто-то просто играет на лютне, предпочитая не замечать происходящее. Скелет в центре картины верхом на коне яростно косит людей огромной косой, и обезумевший люд беспорядочной толпой стремится в убежище, которое оказывается огромной ловушкой в форме гроба. Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти[2]. Мир гибнет под похоронный бой колоколов, раскачиваемых скелетами в верхнем левом углу картины.

Изобилие элементов на картине отражает многие аспекты повседневной жизни XVI столетия — от деталей одежды до популярных развлечений, таких как игральные карты и нарды. Брейгель изобразил различные музыкальные инструменты, старинные механические часы, сцену охоты и похоронный обряд, а также разнообразные казни — колесование, повешение, обезглавливание, и даже утопление с привязанным к шее жёрновом.

В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище Кампо-Санто в Пизе[3].

Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что в «Триумфе смерти», как и в других работах схожей тематики — «Безумной Грете» и «Падении мятежных ангелов» Брейгель выразил общественные настроения тревоги и неопределённости, царившие в суровой атмосфере Испанских Нидерландов накануне Нидерландской революции.

История картины прослеживается до 1614 года, когда она впервые достоверно упоминается в описи имущества Филипса ван Валкениссе из Антверпена. К 1745 году, сменив нескольких владельцев, картина оказывается в собственности Изабеллы Фарнезе. До 1827 года она остаётся во дворце Ла-Гранха, после чего передаётся в музей Прадо, где и хранится по сей день.

Примечания

  1. Pieter Bruegel (I) (нид.). rkd.nl. Дата обращения: 2 июля 2020. Архивировано 1 марта 2021 года.
  2. Woodward, Richard B. Death Takes No Holiday (англ.) (14 February 2009). Архивировано 18 июня 2013 года. Дата обращения 22 декабря 2011.
  3. P. Thon, Bruegel’s "Triumph of Death" Reconsidered, Renaissance Quarterly Vol. 21, No. 3, Autumn, 1968. (англ.)

Ссылки