Калеки (картина)
Питер Брейгель Старший | |
Калеки. 1568 год | |
нидерл. De kreupelen | |
дерево, масло. 18,5 × 21,5 см | |
Лувр, Париж |
«Калеки» (нидерл. De kreupelen) — картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1568 году маслом по дереву. Находится в парижском Лувре.
Описание
Брейгель увлекался тератологией (наукой о врождённых пороках развития). На этой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих с костылями с деформированными лицами в солнечном дворе больницы из красного кирпича. Они одеты в гротескные костюмы, на которые повешены лисьи хвосты. Похоже, они собираются отправиться в разные стороны, чтобы попрошайничать, как и женщина на заднем плане, которая держит чашу для подаяний[1].
Картина датируется концом карьеры Брейгеля, когда он проявил живой интерес к миру природы. Крошечный пейзаж, видимый через просвет между стенами, купается в тонком свете, который кипит как роса на листве.
На обороте картины две надписи, которые датируются 16 веком. Одна на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни и выражает восхищение, которое некоторые гуманисты чувствовали к Брейгелю, чьё «искусство превосходит саму Природу»[2].
Интерпретация
Выдвигалось множество гипотез, чтобы интерпретировать картину. Особенно это касалось вопроса о том, что символизируют лисьи хвосты, свисающие с одежды нищих. Сцена может быть намёком на голландский праздник Коппермаандаг (нидерл. Koppermaandag), день праздника нищих, который проводился ежегодно в понедельник после Богоявления, когда нищие пели, прося милостыню на улицах. Композиция также может быть примером карнавальной традиции изображения перевёрнутого мира. Действительно, в этом случае работа была бы сатирической пародией с нищими, представляющими различные классы общества, символизируемыми их головным убором: картонная корона для короля, кивер для армии, берет для буржуазии, кепка для крестьянства и митра епископа для церкви.
Предполагается также, что картина содержит аллюзию на политическую обстановку того времени и восстание нищих против испанской оккупации. В 1566 году кальвинистские лорды пытались сплотить мелкое дворянство и верхушки буржуазии, чтобы сформировать некое национальное единство, объединённое лозунгом «Vive le gueux» («Да здравствует нищий!»). Считается, что лисий хвост был символом, который они использовали, чтобы показать, что они принадлежали к движению. Таким образом, барсучьи или лисьи хвосты на их одежде могло быть намёком на гёзов, повстанческую партию, сформированную против правительства испанского короля Филиппа II и его первого министра Гранвеля. Однако подобные персонажи встречаются на картине Брейгеля «Битва Масленицы и Поста», датированной 1559 годом, находящаяся в настоящее время в Музее истории искусств в Вене. Картина «Калеки» явно имеет сатирическое значение, которое до сих пор не поддаётся интерпретации. Возможно, физические недостатки должны символизировать моральную слабость, которая может затронуть всех людей независимо от класса[3].
См. также
Литература
- Bonn, Robert L. Painting Life: The Art of Pieter Bruegel, the Elder (англ.). — Robert Bonn, 2006. — ISBN 978-1-884092-12-1.
- Richardson, Todd M. Pieter Bruegel the Elder: Art Discourse in the Sixteenth-century Netherlands (англ.). — Ashgate Publishing[англ.], 2011. — ISBN 978-0-7546-6816-9.
Примечания
- ↑ The Beggars . Louvre: Department of Paintings: Flemish painting. Дата обращения: 12 апреля 2020. Архивировано 10 марта 2018 года. (англ.)
- ↑ R. H. Marijnissen, Bruegel, tout l'oeuvre peint et dessiné, Éditions Albin Michel (1988), pp. 354-358
- ↑ V. Barker, Pieter Bruegel the elder: A study of his paintings, Arts Publishing Corp. (1926); see also W. S. Gibson, Bruegel, Thames & Hudson Ltd (1977).
Ссылки
- The Beggars . Louvre: Department of Paintings: Flemish painting. Дата обращения: 12 апреля 2020. (англ.)
- «Калеки», Питер Брейгель Старший — описание картины . Музеи мира. Дата обращения: 12 апреля 2020. (рус.)
- 99 works by Pieter Bruegel the Elder
- Complete list of paintings which includes all of the 100 proverbs from the painting, with explanation (in French). Архивная копия от 13 августа 2020 на Wayback Machine
- Creativity Brueghel laid the foundation of the Netherlands School
- Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints, a full text exhibition catalog from The Metropolitan Museum of Art, which includes material on The Beggars (see Crippled Beggars)
- Картина на сайте Лувра
- «Калеки (картина)» в базе данных Лувра (фр.)