Тредуэлл, Софи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Софи Тредуэлл
англ. Sophie Treadwell
Род деятельности драматург

Софи Анита Тредуэлл (англ. Sophie Anita Treadwell, 3 октября 1885, Стоктон, Калифорния20 февраля 1970, Тусон, Аризона) — американская журналистка и драматург, автор одной из лучших экспрессионистических драм 1920-х годов — «Машиналь»[1][2][⇨].

Биография

Софи Тредуэлл в 1917 году

Родилась 3 октября 1885 года в Стоктоне в штате Калифорния. Бабушка Софи по отцовской линии жила в Мексике. Бабушка Софи по материнской линии — Анна Грей Фэрчайлд иммигрировала из Шотландии и управляла большим семейным ранчо в Стоктоне после смерти мужа. Брак родителей Софи был проблемным. Между 1890 и 1891 году её отец Альфред ушёл из семьи и переехал в Сан-Франциско, Софи осталась с матерью Нэтти Фэрчайлд, но иногда проводила время с отцом в Сан-Франциско. Во время этих посещений Тредуэлл впервые познакомилась с театром. Она смотрит «Венецианского купца» с Хеленой Моджеевской в роли Порции и «Федру» с Сарой Бернар в заглавной роли. В 1902 году Софи с матерью переехали в Сан-Франциско.

В 1902—1906 годах Софи училась в Калифорнийском университете в Беркли[1], где получила степень по французской литературе. Во время учёбы Софи увлекалась студенческим театром и была корреспондентом газеты San Francisco Examiner[англ.]. Из-за тяжелого финансового положения семьи Софи пришлось работать на нескольких работах, в том числе в газете The San Francisco Call[англ.]. В то же время Софи начала писать. Во время учёбы Софи столкнулась с психическим и нервным расстройствами, которые будут мучить её всю жизнь и неоднократно приводить к длительной госпитализации.

После окончания учёбы Софи переехала в Лос-Анджелес, где некоторое время играла в водевилях. Изучала актёрское мастерство. Её наставницей была польская актриса Хелена Моджеевская, которая наняла Софи Тредуэлл в качестве секретаря[3].

В 1908 году Софи была принята на работу в газету San Francisco Evening Bulletin в качестве журналиста и литературного критика[2]. Брала интервью у Джека Лондона[1], освещала несколько громких судебных процессов по делу об убийствах. Для серии статей Софи представлялась проституткой, чтобы попасть в исправительный дом[1]. В 1910 году Софи вышла замуж за Уильяма Макгихэна[англ.], известного спортивного репортёра San Francisco Evening Bulletin, скончавшегося в 1933 году[1].

Софи ездила во Францию освещать Первую мировую войну, была единственной женщиной-корреспондентом, аккредитованным Государственным департаментом США. Однако Софи не пустили на линию фронта и она работала медсестрой[1].

По возвращении в США в 1915 году Софи вслед за мужем переехала в Нью-Йорк, где работала в газете New York Journal American журналистом и экспертом по Мексике[2]. Софи освящала конец Мексиканской революции 1910—1917 годах, стала единственным иностранным журналистом, взявшим интервью у революционного генерала Панчо Вилья[1]. Это двухдневное интервью принесло Софи известность в области журналистики, а также послужило основой для первой бродвейской пьесы Софи «Гринго» и её более позднего романа «Лусита». В Нью-Йорке Софи присоединилась к Лиге Люси Стоун[англ.] суфражисток и участвовала в борьбе за избирательное право для женщин. Софи жила в свободном браке[1], отдельно от мужа. Софи вошла в круг богатого поэта, коллекционера, мецената и издателя Уолтера Конрада Аренсберга[англ.] и его жены Луизы, а также художника Марселя Дюшана. В 1916—1919 годах у Софи был роман с художником Мейнардом Диксоном[англ.].

В 1923 году Софи училась у Ричарда Болеславского, ученика Константина Станиславского[2], актёра и режиссёра Первой студии МХТ[1]. В это же время Софи стала объектом внимания СМИ из-за судебной тяжбы с Джоном Берримором, который пытался поставить пьесу о Эдгаре Аллане По своей второй жены Мишель Стрейндж[англ.]. Пьеса в значительной степени была заимствована из рукописи, которую Софи написала и поделилась с ней несколькими годами ранее. Софи удалось выиграть суд и остановить постановку, за что она подверглась резкой критике в СМИ.

Между 1922 и 1941 годами на Бродвее были поставлены 7 пьес Софи. Критики часто отрицательно оценивали пьесы Софи. Также у неё были напряжённые отношения с продюсерами.

Софи познакомилась с русским эмигрантом, театральным критиком Александром Койранским. По совету Койранского в 1929 году Софи послала для постановки в СССР свою пьесу «Машиналь» Сергею Бертенсону, который сохранял связи с Владимиром Немировичем-Данченко, директором и художественным руководителем МХАТ и перевёл пьесу на русский язык. Бертенсон отослал перевод Владимиру Немировичу-Данченко, который рекомендовал её для постановки на Малой сцене. Художественный совет МХАТ пьесу отверг, и Немирович-Данченко «рекомендовал её дальше» — в Камерный театр Таирова. С 21 мая по 6 июня 1933 года Софи побывала в Москве, поводом для визита стало приглашение Софи на премьеру 22 мая её пьесы «Машиналь» в Камерном театре Таирова. В ходе визита в Москву Софи 30 мая побывала на спектакле «Дни Турбиных» и 4 июня в гостях у Михаила Булгакова[1]. По возвращении в США Софи Тредуэлл написала драму «Земля обетованная», местом действия которой является коммунальная квартира в Москве[2]. Софи последовательно защищала авторское право и стала первым американским драматургом, получившим гонорар за постановку своей пьесы в СССР.

В 1941 году Софи восемь месяцев прожила в Мехико в качестве корреспондента «New York Herald Tribune». Софи некоторое время жила в Вене, столице Австрии, а также в Торремолинос на юге Испании. Вернувшись в США, жила в Ньютауне в штате Коннектикут, а также в родном Стоктоне и в Мексике.

Софи посетила послевоенную Германию. В 1949 году Софи усыновила мальчика из Германии, которого назвала Уильямом.

Последние годы провела в городе Тусон в штате Аризона. Скончалась в больнице 20 февраля 1970 года.

«Машиналь»

Цита Йохан[англ.] и Кларк Гейбл в оригинальной бродвейской постановке «Машиналь», 1928
Сцена из спектакля «Эллен Джонс» Театра-студии под руководством Р. Н. Симонова, 1933

Вдохновила драматурга реальная история Рут Снайдер[англ.] (1895—1928), судебный процесс над которой Софи освящала в качестве журналиста[1][2].

Премьера пьесы состоялась на Бродвее в 1928 году. Поставил её Артур Хопкинс[англ.].

22 мая 1933 года состоялась премьера пьесы в Москве в Камерном театре Таирова, постановщик Александр Таиров, художник-оформитель Вадим Рындин, с Алисой Коонен в заглавной роли. На премьеру приезжала сама Софи Тредуэлл[2][4]. Одновременно пьеса под названием «Эллен Джонс» шла в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова, постановка Рубена Симонова и Александра Габовича, художники А. Оленев, В. Либсон и Л. Кулага, с Ксенией Тарасовой в заглавной роли. Обе постановки пользовались одинаково большим успехом.

В 1993 году пьеса была поставлена Стивеном Долдри в Королевском национальном театре с Фионой Шоу в заглавной роли. Постановка получила премию Лоренса Оливье за лучший возобновлённый спектакль в 1994 году.

Публикации на русском языке

  • Земля обетованная. Пьеса в трёх действиях // Иностранная литература / пер. с англ. языка и вступление Галины Лапиной. — 2020. — № 12.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Львов, Константин. Страна, которую не жаль. СССР в коммунальной квартире. Радио «Свобода» (29 декабря 2020). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 29 декабря 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Лапина, Галина. «Земля обетованная» // Новый мир. — 2019. — Сентябрь (№ 9). Архивировано 7 августа 2020 года.
  3. James Fisher, Felicia Hardison Londré. Modjeska, Helena // The A to Z of American Theater: Modernism. — 97th edition. — Scarecrow Press, 2009. — P. 326. — 616 p. — ISBN 978-0-8108-6884-7.
  4. Машиналь. Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 24 января 2021 года.