Транспорт в Туркменистане
Транспорт в Туркменистане имеет важнейшее значение. Большие территории страны 491 200 км², низкая плотность населения, разобщённость центров промышленности и сельского хозяйства, а также удалённость от мировых рынков, делает обладание развитой транспортной системой — жизненно необходимым для Туркменистана.
Железнодорожный транспорт
Значение железнодорожного транспорта в Туркменистане очень велико.
Протяжённость железных дорог в Туркменистане превышает 3550 км. Электрифицированных дорог нет.
Афганская граница
Железнодорожный подъездной путь длиной менее 10 км достроен в 1960 году от Кушки (Марыйский велаят) до Торагунди (Гератский вилоят). Реконструкция этой линии советской постройки началось в 2007 году.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт в Туркменистане играет большую роль и зачастую не имеет альтернативы. В Туркменистане имеется семь крупных аэропортов, из которых шесть обслуживают международные перевозки. Большинство аэропортов недозагружены. Большое значение для отрасли имеет транзит грузовых и пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией. Крупнейшей и единственной авиакомпанией Туркменистана является «Туркменские авиалинии». В воздушном пространстве страны предоставляется магистральный коридор для крылатых машин около 40 авиакомпаний мира. Обслуживание и координацию этих полётов обеспечивает автоматизированный центр управления воздушным движением, созданный в Туркменистане при содействии французской компании «Талес».
Последние крупные инвестиционные проекты:
- строительство нового аэропортового комплекса в городе Туркменбаши[1]
- строительство нового аэропортового комплекса в городе Мары
- строительство нового аэропортового комплекса в городе Дашогуз
- строительство нового аэропортового комплекса в городе Ашхабад
- строительство нового аэропортового комплекса в городе Туркменабад
- строительство нового аэропортового комплекса в городке Керки
Автотранспорт
Строительство новых и модернизация уже существующих автомобильных дорог играет важную роль в развитии страны. В связи с увеличением транспортного потока корректируются уже возведенные дороги, а также планируется строительство новых автомагистралей[2]. Для развития автотранспорта и укрепления материально-технической базы президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал Постановление, согласно которому Государственный концерн «Туркменавтоеллары» приобретет автотранспорт «МАЗ» по контракту с ООО "Торговый дом «Ярав» — официальным представителем завода «МАЗ»[2]. Также заключён контракт с российской фирмой на строительство развязки на автомагистрали города Туркменбаши[3].
Строительству дорог и автотранспорту всегда уделялось большое внимание. Так, в 2004 году был снят с должности министр автомобильного транспорта и автодорог Туркменистана Баймухамет Келов за хищение госсредств и недостатки в работе[4]
В октябре 2017 года начато строительство первой в Туркменистане автомагистрали Ашхабад — Туркменбаши на запад страны до побережья Каспия. Должен быть введён в строй через три года[5].
В апреле 2019 года было объявлено, что Туркменистан построит новую автомобильную дорогу Туркменбаши (бывший Красноводск) — Гарабогаз — Казахстан на север вдоль побережья Каспийского моря. Эта трасса будет продолжением строящейся автомагистрали Ашхабад-Туркменбаши[6].
Морской транспорт
Правительственной регулирующей организацией является Государственная служба морского и речного транспорта Туркменистана. Служба занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты.
Паромные переправы
Составной частью транспортной системы Туркменистана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Баку — Туркменбаши, Туркменбаши — Астрахань. Первая из них, Баку — Туркменбаши (тогда ещё — Красноводск) начала действовать в 1963 году. Паромы являются железнодорожными и железнодорожно-автомобильными, перевозящие не только железнодорожные составы, но и автомобили, а также пассажиров.
Речные линии
1873 год считается официальным началом организованного судоходства на Амударье. В 1890 году на Амударье основывается военная плотина. В 1917 на Амударье трудились 20 самоходных и 50 несамоходных судов, а также около 1500 лодок. В 1923 году в Чарджоу было создано Среднеазиатское пароходство. 15 августа 1992 года было образовано Туркменское речное пароходство, преобразованное в 2003 году в Производственное объединение «Деряеллары». В пределах территории Туркменистана объединение обслуживает судоходную часть Амударьи протяжённостью 813 километров, а также Каракумский канал протяжённостью 200 километров[7].
Галерея
-
Боинг 757-200 Туркменских авиалиний в полёте
-
Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана
-
Тепловоз CKD9A китайского производства
См. также
Примечания
- ↑ Новый аэропорт города Туркменбаши принял первые международные рейсы
- ↑ 2,0 2,1 От проекта до эксплуатации. Автодороги — визитная карточка страны (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 27 апреля 2019 года.
- ↑ Русские строят дороги в Туркменистане
- ↑ Туркменистан: Ниязов решил добить уволенного министра транспорта ~ Ukraine Daily ~ События (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 15 ноября 2011 года.
- ↑ Первый в Туркменистане автобан Ашхабад — Туркменбаши будет введён в строй в сентябре 2020 года
- ↑ Туркменистан построит вдоль Каспийского побережья новую автодорогу до Казахстана
- ↑ РЕЧНЫЕ ЛИНИИ ТУРКМЕНИСТАНА (недоступная ссылка)