Тотлебен (форт)
Памятник истории | |
Форт Тотлебен | |
---|---|
Первомайский | |
Координаты: 60°05′09″ с. ш. 29°50′55″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город |
Кронштадт, к северу |
Тип здания | форт |
Строитель | инженер А.А. Шишкин |
Строительство | 1898—1913 годы |
Статус | ОКН |
Состояние | |
Объект всемирного наследия | |
Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Defensive installations of the Fortress of Kronstadt. Forts of the Island Kotlin. Fort «Totleben» («Pervomaysky») (Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Оборонительные сооружения и форты Кронштадта. Форты на острове Котлин. Форт «Тотлебен» («Первомайский»)) |
|
Ссылка | № 540-003b2 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | i, ii, iv, vi |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1990 (14-я сессия) |
Форт «Тотле́бен» (форт «A», форт «Первома́йский») — одно из долговременных оборонительных сооружений, входящих в систему обороны Кронштадта. Административно территория форта относится к муниципальному образованию город Кронштадт.
Строительство форта
Строительство форта было начато в 1896 году в ходе реконструкции Кронштадтской крепости. Основой реконструкции было строительство двух насыпных островов для размещения на них крупных артиллерийских фортов с бетонными казематами и снарядными погребами. Форты получили названия «А» и «В». Форт «А» располагался на отмели в 4 километрах западнее Сестрорецка и в 10 километрах от острова Котлин. Глубины здесь колебались от 2 до 4 метров. Форт «В» планировался в 7 километрах к юго-западу от форта «А» и в 4 километрах от острова Котлин. Глубины здесь достигали 4—5 метров. Северный фарватер, идущий к столице, проходил между фортами. Форт «Б» было принято решение не строить из соображений экономии: строительство новых фортов обошлось казне в 13,5 миллионов золотых рублей («Тотлебен» — 6,5 млн, «Обручев» — 7 млн)[1].
Изыскательские работы в районе строительства фортов были закончены в 1896 году и с января 1897 года началось непосредственное строительство, которое намечалось закончить в 1903 году.
К 1903 году было закончено только строительство насыпных островов и гаваней, а строительство артиллерийских батарей и размещение на фортах орудий продолжалось вплоть до 1913 года, когда форты были переданы в ведение начальника крепостной артиллерии. Длительное строительство фортов было связано с качественным изменением артиллерии, которое проектировщики не могли предвидеть в 1895 году, когда закладывались проекты фортов.
Форт «А» в 1910 году был переименован в форт «Тотлебен» в честь выдающегося русского военного инженера Э. И. Тотлебена, который принимал участие в строительстве Кронштадтской крепости.
Форт Тотлебен имеет вид буквы «С» фасом на запад. Он состоит из трёх фронтальных и двух коротких фланговых фасов общей протяжённостью 700 метров и шириной 50 метров. Тыльная часть представляла собой военную улицу. Команда форта состояла из 700 человек.
История строительства
1896 год — заготовка материалов и составление проектов.
1897 год, 27 января — утверждение проекта императором Николаем II.
1897 год, 3 февраля — под воду ушёл первый ряж. До весеннего ледохода необходимо было установить все ряжи под стенку набережной и горжевого волнолома. К лету на месте будущей гавани установили помещения для рабочих и администрации строительства. Проектировщик форта капитан Инженерного управления Шишкин А. А. являлся и главным производителем работ.[2]
1897 год, март — установлены все ряжи.
1898 год — сформирован ряжевый обвод по всему периметру форта, забивались сваи, круглые под пристань и эскарповую стену форта и шпунтовые для крепления ряжей.
1898 год, 4 ноября — шторм, наводнение: уничтожено многое из построенного.
Начало XX века — отсыпка грунта в тело острова.
1901 год — сформирован узкий, длинный остров, возвышающийся над ординаром на 2,7 метра. На острове разместили рабочий городок и бетонный завод. Начали кладку фундаментов батарей.
1903 год — построили фронтальную стенку форта на свайном основании, из бетонных блоков.
1903—1908 годы — бетонирование батарей форта.
1909 год — закончена постройка собственно форта и началась установка орудий.
1910 год — модернизация форта с учётом опыта военных действий в обороне Порт-Артура. Перестроили мортирные батареи на новых «высоких» станках Р. А. Дурляхера для придания большего угла возвышения.
1915 год — построили дальномерные павильоны для новых горизонтально-базных дальномеров Лауница. Устроили колодцы для прожекторов системы «Шуккерт» с диаметром зеркала 1,5 — 2 м. На форте были шесть дизель-генераторов в 100 л.с., система опреснения и очистки воды, водопровод, канализация, хлебопекарня, баня, склады, ледник, аптека, казармы на 800 человек, церковь, синематограф, телеграф, телефонная станция с индикаторными кабелями, флигеля и отдельное здание для офицеров. Дальность стрельбы достигала 18 км.
Во время первой мировой войны форт оставался в глубоком тылу. В событиях 1917 года активных действий не принимал.
Советский период
После Великой Октябрьской Социалистической Революции форт был переименован в «Первомайский».
1923 год — перевооружение с использованием 203-мм башен крейсера «Рюрик». Дальность огня увеличилась до 20 км.
1930-е годы — капитальный ремонт, постройка пулемётных капониров. Артиллерия форта принимала участие в советско-финской войне 1939—1940 годов, поддерживая наступление войск на Карельском перешейке.
Во время ВОВ — поддерживал огнём 23-ю армию, оборонявшую Сестрорецк. На форту были построены пулемётные ДОТы. Форт вёл огонь по войскам противника от Белоострова до Терийоки. Гарнизон форта участвовал в отражении финского десанта на Сестрорецк. В июне 1944 года участвовал в артподготовке накануне решительного наступления советских войск.
1950—1954 годы — последний ремонт и модернизация. Смена электрооборудования, строительство убежища химзащиты, ремонт фасадов, гидроизоляция сводов.
1955 год — снята артиллерия в боезапас, расформирован гарнизон.
1957 год — приказ Главкома ВМФ о снятии форта со всех видов учёта.
1958 год — форт покинули военные.
1960—1963 годы — демонтаж металлоконструкций Вторчерметом.
1985 год — форт перешёл на баланс Исполкома Ленсовета.
1988 год — форт передали управлению «Спецтранс» под стоянки спецтехфлота, базу отдыха и реставрацию памятника.
С 1990 года — входит в список ЮНЕСКО.
В 1992 году форт переходит под юрисдикцию Кронштадтской администрации.
С 1999 года на форту размещается опорный пост МЧС РФ. Посещение форта допускается при наличии документов; по согласованию с начальником Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС либо в составе организованной экскурсионной группы.
В XXI веке выставлен на продажу.
С 2010 года форт общедоступен.
XXI век
Более 20 лет, до событий в 2008 году, за фортом присматривал Владимир Ткаченко. Он называл себя внештатным комендантом. Владимир вычистил и обустроил форт, устроил там импровизированный музей истории. Экспонаты собирались на территории форта в течение долгого времени.
В 2008 году по льду на форт пришли вандалы и устроили большой погром. Взломали замки, выбили все стекла в жилых казематах, сожгли матрасы, одежду, книги, расплющили керосиновые лампы, исписали стены. Досталось и музею, он был разграблен, а некоторые экспонаты безвозвратно уничтожены.
Сейчас, вследствие погрома, контроль усилен ещё и поисково-спасательным подразделением «Берег», а также добровольным поисково-спасательным подразделением. Здесь же, проходят их учения.
Региональная общественная организация "Добровольная морская спасательная служба «Кронштадт» организует и проводит ежегодные молодёжные учебно-тренировочные сборы добровольных морских спасателей на форте Тотлебен. Основными задачами сборов являются подготовка и обучение молодёжи навыкам спасения на воде, самоспасению и выживанию на море, элементам высотной подготовки, привитие умений в организации палаточного лагеря и обустройстве быта, патриотическое воспитание молодёжи путём ознакомления с памятником архитектуры и истории, казематами форта Тотлебен, привитие молодёжи морских навыков, развитие воли и умения преодолевать трудности, отвлечение молодёжи от наркотиков и алкогольных напитков, привитие любви к здоровому образу жизни. Участниками сборов является преимущественно кронштадтская молодёжь, 25 обучаемых. Инструкторский состав в количестве 11 человек состоит из инструкторов РОО "Добровольная морская спасательная служба «Кронштадт», инструкторов-спасателей СПб ГКУ «Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга», ЦентроСПАС МЧС России. Мероприятиями предусмотрены показательные выступления общественных спасателей, кинологической группы Объединения добровольных спасателей «Экстремум», водолазных групп Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга. Одновременно на форту работает группа радиолюбителей Санкт-Петербурга и организовывает дальнюю связь с радиолюбителями по всему миру.
Подход опасен даже катерам и маломерным судам. Будьте бдительны, многочисленные мели из острых камней, сброшенного железа, тросов и тд. Посещение форта допускается только по согласованию с начальником Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС или с общественным поисково-спасательного отрядом (См. выше). Самостоятельный подход без знания просто опасен для жизни.
Фотогалерея
-
Вид на форт Тотлебен с шоссе на Териоки (Зеленогорск)
-
Мол форта Тотлебен
-
Ковш форта Тотлебен
-
Форт Тотлебен со стороны моря
-
Вид на берег Сестрорецка
-
бастионы
-
Главный портик
-
Грузовая пристань
-
Знамя на форте
-
Бастионы
-
Боевая сторона
-
Памятник погибшим
-
Тотлебен с востока
-
Примечания
- ↑ Форты «Тотлебен» и «Обручев» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 мая 2012. Архивировано 14 ноября 2010 года.
- ↑ Шишкин Аполлон Алексеевич . Дата обращения: 21 июня 2015. Архивировано 21 июня 2015 года.
Литература
- Ткаченко В. Ф. Ключ от Северных ворот. СПб, «Галея Принт», 1999