Торопецкая икона Божией Матери
Торопецкая икона Божией Матери | |
---|---|
![]() | |
Дата появления | первая половина XIV века |
Иконографический тип | Одигитрия |
Местонахождение |
Государственный Русский музей. Временно передана в храм святого Александра Невского в Княжьем Озере |
Торо́пецкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Богоматерь Торопецкая и Никола) — древняя икона Богородицы с Иисусом Христом, происходящая из Корсунско-Богородицкого собора города Торопца, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Относится к иконописному типу Одигитрия. Датируется первой половиной XIV века[1].
По торопецкому преданию, получила отождествление с чтимой Корсунской иконой. Известны попытки отождествить её также со знаменитой Эфесской иконой Божией Матери Евфросинии Полоцкой.
Описание
Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 см. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.
История
История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. В Торопце икона была очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады города[2]. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой[1].
Теории происхождения
Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого мнения, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку[2]. Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения[2].
Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой[2]. Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в первой половине XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители[2].
Согласно «Сказанию о Корсунской иконе», датируемому XVII веком, в 1239 году Александра, дочь Полоцкого князя Брячислава, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла икону в Торопец, отчего получила наименование «Торопецкой»[1]. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону»[2].
Музейный период
После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.
По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы».[3] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером[4].
По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина[5]. По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге Младенца… относятся к невосполнимым фрагментам»[2].
Временная передача иконы Русской православной церкви
Оригинал иконы до 3 декабря 2009 года находился в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге[6].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Church_of_Saint_Alexander_Nevsky_%28Knyazhe_Ozero%29_02.jpg&width=300)
В ноябре 2009 года Министерство культуры Российской Федерации решило временно передать икону из Государственного Русского музея (ГРМ) в церковь Александра Невского в Княжьем Озере, только что построенную в Истринском районе Московской области[7]
Письмо патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя министра культуры Александра Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции и уже в полдень 25 ноября 2009 года в адрес Русского музея факсом отправлено руководящее письмо директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева, который информировал директора ГРМ, что возглавляемый им департамент «считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год». В размещённом на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы „Богоматерь Одигитрия“ — Корсунская» заявлено, что «30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении её оптимальных условий хранения и возможность её транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности».
В ночь со 2 на 3 декабря 2009 года икона на специальном климатическом микроавтобусе была перевезена в храм Святого Александра Невского в Княжьем Озере[8]. Дата перевозки держалась в тайне во избежание возможных провокаций и с целью соблюдения необходимых предосторожностей. Перевозка прошла успешно. В храме были созданы идеальные условия для хранения иконы; было смонтировано оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники Русского музея имели возможность круглые сутки получать видеокартинку святыни, данные о влажности и температуре[9]. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более 300 тысяч долларов США, созданной на средства Сергея Шмакова[10].
23 декабря 2009 года экспертиза авторитетной комиссии пришла к заключению, что «условия экспонирования Торопецкой иконы Богородицы соответствуют нормативным требованиям. Все пункты договора временной передачи принимающей стороной соблюдаются. Система безопасности нижнего придела храма, где расположена икона, соответствует музейным нормам»[11].
Около 30 тысяч человек смогли увидеть Торопецкую икону Богородицы за время её хранения в храме Александра Невского в Княжьем Озере[12].
14 января 2011 года министр культуры Александр Авдеев высказал мнение, что возможна временная передача иконы в Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, откуда её изъяли в 1933 году, и который даёт прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Он отметил, что, по мнению специалистов, во время хранения в храме Александра Невского икона стала «выздоравливать»[13].
В начале ноября 2011 года Георгий Полтавченко написал, что после реставрации икону «поместят туда, откуда в своё время изъяли, — в Торопецкий монастырь».
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Корсунская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXVIII : «Коринф — Крискентия». — С. 169-188. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-029-5.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Шергина Н. «Икона — живой организм». Архивная копия от 22 ноября 2011 на Wayback Machine. // Огонёк. — 2011. — 21 ноября.
- ↑ Павлова А. Святыне место в подвале? Архивная копия от 1 июля 2013 на Wayback Machine // Смена. — 2007. — 20 дек.
- ↑ Шалина И. Историческая справка о Корсунской-Торопецкой иконе Божьей Матери // ГРМ. — 2009. — 26 ноября.
- ↑ Дмитрий Абрамов. Возвращение чудотворной Торопецкой иконы Богородицы. Русская линия, 07.12.2009.
- ↑ Маркина Т., Сидельникова М., Коробов П. Святых распорядились выносить. Архивная копия от 19 ноября 2010 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 2009. — 26 ноября.
- ↑ Комментарий Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы «Богоматерь Одигитрия» — Корсунская на сайте Министерства культуры Российской Федерации.
- ↑ Торопецкая икона доставлена в подмосковный храм на специальном климатическом микроавтобусе. Архивная копия от 8 сентября 2014 на Wayback Machine. Интерфакс-Религия, 3.12.2009.
- ↑ Торопецкая икона Божией Матери доставлена в храм Александра Невского под Москвой . Дата обращения: 7 декабря 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Скойбеда У. Б. Скандал вокруг передачи иконы из Русского музея в церковь при элитном поселке в Подмосковье. // Комсомольская правда. — 03.12.2009.Архивная копия от 7 декабря 2009 на Wayback Machine
- ↑ Экспертиза не выявила ухудшения состояния Торопецкой иконы Пресвятой Богородицы. Седмица.Ru, 25.12.2009.
- ↑ Выставленную в Подмосковье Торопецкую икону уже увидели 30 тыс. человек. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine. Интерфакс-Религия, 03.02.2010.
- ↑ Министр Авдеев не исключает временной передачи Торопецкой иконы в тверской монастырь. Архивная копия от 10 марта 2012 на Wayback Machine. Интерфакс-Религия, 14.01.2011.
Ссылки
- Шалина И. А. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» : Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. — СПб., 1995. Кат. № 105. С. 180—181.
- Рыбакова С. Н. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в XX веке. — М., 2008.
- Торопецкая икона возвращается Церкви (недоступная ссылка). Видео на 5-м канале, 01.12.2009. Видео на Youtube.