Толстая, Софья Андреевна
Софья Андреевна Толстая | |
---|---|
Имя при рождении | Софья Андреевна Берс |
Отец | Андрей Евстафьевич Берс |
Супруг | Лев Толстой |
Графиня Со́фья Андре́евна Толста́я (урождённая Берс, 22 августа (3 сентября) 1844[1] — 4 ноября 1919) — супруга, ближайшая помощница и сохранительница наследия Льва Толстого.
Биография
Семья и происхождение
Софья Андреевна — вторая дочь врача Московской дворцовой конторы действительного статского советника Андрея Евстафьевича Берса (1808—1868), происходившего по отцу из немецких дворян[2][3], и Любови Александровны Иславиной (1826—1886), относившейся к купеческому сословию[~ 1]. В молодости отец служил врачом у московской барыни Варвары Петровны Тургеневой и имел от неё ребёнка, Варвару Житову, которая таким образом оказалась единокровной сестрой Софье Толстой и единоутробной — Ивану Тургеневу.
Другими детьми супругов Берс были дочери Елизавета Андреевна Берс (1843—1919) и Татьяна Андреевна Кузминская (1846—1925)[~ 2] и пять сыновей: орловский вице-губернатор Александр Андреевич (1845—1918), статские советники Пётр Андреевич (1849—1910) и Степан Андреевич (1855—1910), а также Владимир (1853—1874) и Вячеслав (1861—1907)[5]. Софья — правнучка первого министра просвещения П. В. Завадовского.
Софья родилась на даче, которую снимал её отец, близ усадьбы Покровское-Стрешнево. Вплоть до замужества Софьи Берсы проводили там каждое лето.
Получив хорошее домашнее образование, Софья в 1861 году сдала экзамен в Московском университете на звание домашней учительницы, причём выделилась русским сочинением, поданным профессору Тихонравову, на тему «Музыка».
Как отмечал впоследствии зять Софьи Андреевны М.С. Сухотин, она страстно любила музыку, но играла скверно: «И для того, чтобы удовлетворить свою страсть к «запузыриванию» на фортепиано, С. А. выжидает время, когда дом пустеет или все сидят в дальних комнатах, запирает двери и начинает играть много и долго, но, действительно, очень плохо. Так что Л. Н. не вполне был прав, когда на днях после шумного хвастовства С. А., что она прекрасно играет в винт (в сущности отвратительно), проговорил мне a parte** вполголоса: «И так всегда и во всем; воображает, что она все делает превосходно; и стараться разубедить ее в этом бесполезно».[6]».
Замужество
В августе 1862 года она с семьёй ездила к деду Исленьеву Александру Михайловичу в имение его законной жены Софьи Александровны (урожд. Ждановой) в селе Ивицы Одоевского уезда Тульской губернии и по дороге гостила у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 16 сентября того же года Толстой сделал Софье Андреевне предложение; через неделю, 23 числа, состоялась их свадьба[7], после которой Толстая на девятнадцать лет сделалась жительницей деревни, изредка выезжая в Москву.
Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми[8]. Толстой в дневнике после женитьбы писал: «Неимоверное счастье… Не может быть, чтобы это всё кончилось только жизнью»[9]. Приятель Толстого И. П. Борисов в 1862 году о супругах заметил[источник не указан 1863 дня]:
Она — прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна — в ней должно быть и много характера, то есть воля её у неё в команде. Он в неё влюблен до Сириусов. Нет, всё ещё не успокоилась буря в его душе — притихла с медовым месяцем, а, там наверно, пронесутся ещё ураганы и моря сердитого шума.
Софья Андреевна была отягощена постоянными беременностями. Из первых тридцати лет супружеской жизни она в общей сложности была беременна 10 лет. Одиннадцать из тринадцати своих детей она вскормила грудью[10].
Разлад
Слова И.П. Борисова оказались пророческими: в 1880—1890-е годы, вследствие изменения взглядов Толстого на жизнь, в семье произошёл разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, всё же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Андреевна писала:
…Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести её в жизнь, сломить её, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно.
На протяжении многих лет Софья Андреевна оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарём, издателем его произведений.
Художник Леонид Пастернак, близко знакомый с семьёй Толстых, заметил о Софье Андреевне: «…Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком — в пару Льву Николаевичу… Софья Андреевна сама по себе была крупной личностью». Обладая тонким литературным чутьём, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят как о заметном и своеобразном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Её увлечениями были музыка, живопись, фотография.
О «материальной жизни и заботах» Софьи Андреевны можно судить по её дневникам. 16 декабря 1887 года она писала[источник не указан 1863 дня]:
Этот хаос бесчисленных забот, перебивающих одна другую, меня часто приводит в ошалелое состояние, и я теряю равновесие. Ведь легко сказать, но во всякую данную минуту меня озабочивают: учащиеся и болящие дети, гигиеническое и, главное, духовное состояние мужа, большие дети с их делами, долгами, детьми и службой, продажа и планы Самарского именья…, издание новое и 13 часть с запрещённой «Крейцеровой сонатой», прошение о разделе с овсянниковским попом, корректуры 13 тома, ночные рубашки Мише, простыни и сапоги Андрюше; не просрочить платежи по дому, страхование, повинности по именью, паспорты людей, вести счёты, переписывать и проч. и проч. — и всё это непременно непосредственно должно коснуться меня.
Зная о том, что её роль в жизни Льва Толстого оценивалась неоднозначно, она писала:
…Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение — быть женой гения и великого человека.
Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна, не могла забыть, что перед его кончиной не видела мужа в сознании. 29 ноября 1910 года она писала в «Ежедневнике»:
Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу… Жить не могу.
После смерти Толстого Софья Андреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания сочинений писателя.
Последние годы жизни Софья Андреевна провела в Ясной Поляне, где скончалась 4 ноября 1919 года. Похоронена в семейном склепе Толстых возле храма Николая Чудотворца в Кочаках, недалеко от Ясной Поляны.
Дети
От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 13 детей, пять из которых умерли в детстве:
- Сергей (28 июня 1863 — 23 декабря 1947), композитор, музыковед.
- Татьяна (4 октября 1864 — 21 сентября 1950), в 1917—1923 годах — хранитель музея-усадьбы «Ясная Поляна»; с 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным.
- Илья (22 мая 1866 — 11 декабря 1933), писатель, мемуарист. В 1916 году покинул Россию и уехал в США.
- Лев (20 мая 1869 — 18 октября 1945), писатель, скульптор. В эмиграции во Франции, Италии, затем в Швеции.
- Мария (12 февраля 1871 — 23 ноября 1906), с 1897 замужем за князем Николаем Леонидовичем Оболенским (1872—1934).
- Пётр (13 июня 1872 — 9 ноября 1873).
- Николай (22 апреля 1874 — 20 февраля 1875).
- Варвара (ноябрь 1875 — ноябрь 1875, прожила два часа).
- Андрей (6 декабря 1877 — 24 февраля 1916), чиновник особых поручений при тульском губернаторе.
- Михаил (20 декабря 1879 — 19 октября 1944). В 1920 году эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко.
- Алексей (31 октября 1881 — 18 января 1886).
- Александра (18 июня 1884 — 26 сентября 1979), помощница отца.
- Иван (31 марта 1888 — 23 февраля 1895).
Библиография
Имена некоторых героев романа «Война и мир», в том числе Наташи Ростовой, и описание семейных сцен Ростовых Л. Н. Толстой взял из неопубликованной повести Софьи Андреевны «Наташа», написанной до свадьбы летом 1862 года[11].
Повести
- «Наташа» (лето 1862). Описывала жизнь семьи Берс накануне выдачи дочерей замуж и создаёт поэтический образ музыкальной, жизнерадостной, вечно влюбленной и устраивающей милые шалости девочки Наташи, основанный на личности Тани Берс. Умная и серьёзная героиня Елена вынуждена была выбирать между верным другом детства Смирновым и зрелым, «необычайно непривлекательной наружности», но харизматичным и интеллектуальным князем Дублицкого (основан на образе Толстого). От необходимости пожертвовать чьими-то чувствами она впадала в отчаяние и даже хотела закончить свою жизнь в монастыре. Повесть известна по подробному изложению Татьяны: «Жалко, что сестра сожгла свою повесть, потому что в ней ярко выступал как бы зародыш семьи Ростовых: матери, Веры и Наташи»[12]. По её же свидетельству, сцены из повести вошли в «Войну и мир», например, сцена целования куклы Мими. Толстой высоко оценил повесть в своём дневнике за «энергию правды и простоты»[13], однако был задет своим изображением в образе некрасивого Дублицкого[14]. Автору он сказал, что читал повесть бегло, был холоден, не порекомендовал её опубликовать[14]. Повесть была сожжена Софьей перед свадьбой.
- «Чья вина? (По поводу „Крейцеровой сонаты“ Льва Толстого)» (1881, издана в 1985). Повесть автобиографична в мельчайших деталях, вплоть до разговоров из реальной жизни, увлечении Софьи живописью и изумрудных украшений героини. Автор полемизирует с Толстым, который в «Крейцеровой сонате» считал воздержание единственным решением проблемы несчастных браков, и задаёт новаторские вопросы об архаичном устройстве общества и месте женщины в нём. В образе женщины с трехмерным, близком к современному психологизмом описаны и анализируются её самовосприятие и сексуальность. В деталях отражена психология жертвы в созависимых отношениях. Повесть известна описанием изнасилования невесты в карете вскоре после венчания.
- «Песня без слов». Не опубликована. Посвящена глубокой и тихой платонической любви автора к пианисту С. Танееву.
Стихотворения в прозе
- Цикл «Стоны», опубликованный под псевдонимом «Усталая», куда вошли 9 стихотворений: «Река», «Видение», «В монастыре», «В пещерах», «Осень», «Иней», «Тоска», «Поэт», «Ребенок» («Журнал для всех»1904 № 3).[15] Цикл обнаруживает влияние И. С. Тургенева и представляет собой лирический дневник автора. Как и в поздних дневниковых записях С. А. Толстой, в её стихотворениях в прозе рефреном звучит мотив усталости. Выбранные название и псевдоним очень точно характеризуют тип повествования и общий эмоциональный настрой. В основу структурного и сюжетного построения всех стихотворений положен принцип антитезы. Религиозная тематика — одна из основных, противопоставление жизни земной (грешного мира) и жизни небесной (безгрешного мира) проходит через весь цикл. Лейтмотив «Стонов» — тяготение земной бренной жизнью, стремление к Богу — определяет и пространственно-временную организацию текстов. Лес, монастырь, пещера — это места уединения человека, ощущающего потребность отстраниться, оградить себя от внешнего мира. Художественное время цикла — осень, зима — сопряжено с процессами засыпания и умирания[16].
Мемуары
- «Поездка к Троице» (1860)[17].
- «Моя жизнь» (1904-1916).
- «Дневники» (1862-1910).
- «Русская библиотека. IX. Граф Лев Николаевич Толстой». (Спб.,1879).
Сборники
- Сборник рассказов для детей «Куколки-скелетцы» (1910). Произведения рисуют мир воображения ребёнка и освещают тонкие, душевные вопросы воспитания. Мир детства становится для автора опорой и универсальной ценностью: «Где счастье? Где спокойствие? Где радость? В мире детей, куда я только что заглянула, съездив к внукам в Гриневку, где делала елку, где вникала в этот милый, серьёзный мир детей, которые невольно заставляют верить в жизнь, её важность и значительность»[15].
Общественная публицистика
- «Призыв к обществу о помощи голодающим» в «Русских ведомостях» № 303 за 1891 г.. Ярко и сострадательно описывает картины голода в деревне. Вызвало многочисленные пожертвования деньгами, хлебом и мануфактурой. Трижды С. А. Толстая помещала в печати отчеты о пожертвованиях («Неделя» 1891, № 47, 50 и 1892 № 30)[14]. Текст письма С.А. приводит в «Моей жизни».
- Открытое письмо к митрополиту Антонию об отлучении Толстого от церкви («Церковные ведомости» 1901, № 7).
- "Опровержение гр. С. А. Толстой слухов об аресте гр. Л. Н. Толстого, 1892 г. «Неделя» (№ 13).
- Сообщение о состоянии здоровья Толстого («Русские ведомости» 1902, № 342).
- Письмо-протест против произведений Леонида Андреева («Новое время» 1903, № 9673 от 7 февраля).
- «Из Ясной поляны», ответ на статью Я. Г. Буланова"Толстой и освободительное движение", (Московские ведомости, 1905 г.).
- Протест против высылки В. Г. Черткова из Тульской губернии (1909 г., 12 марта, несколько газет).
Переводы
- На французский язык: сочинение Толстого «О жизни».
- С немецкого языка «Учение 12 апостолов».
- С английского языка «О секте бехаистов».
Киновоплощения
- В нашумевшем фильме Якова Протазанова «Уход великого старца» (1912) роль Софьи Андреевны сыграла американская актриса, которая использовала русский псевдоним Ольга Петрова. Фильм был запрещён к показу в России по просьбе семьи Толстого.
- В фильме Сергея Герасимова «Лев Толстой» (1984) Софью Андреевну Толстую сыграла Тамара Макарова.
- Британская актриса Хелен Миррен исполнила роль Софьи Андреевны в биографической ленте «Последнее воскресение» в 2009 году, а Льва Толстого в картине сыграл Кристофер Пламмер. Оба актёра за свои роли получили номинации на премию Американской киноакадемии «Оскар»
- В драматическом фильме «История одного назначения» (2017) роль Софьи Андреевны исполнила актриса Ирина Горбачёва.
Литература
- Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / Гл. ред. Е. Шубина. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 636 с. — (Литературные биографии Павла Басинского). — ISBN 978-5-17-067699-9.
- Пащенко М. В. Толстая Софья Андреевна (энциклопедическая статья). — Русские писатели. 1800—1917. [1].
- Толстая С. А. Моя жизнь. Журнал Октябрь, 1998[18].
- Толстая С. А. Моя жизнь. Полное издание. 2011.
- Толстая С. А. Чья вина? По поводу Крейцеровой сонаты Льва Толстого. Журнал Октябрь, 1994[19].
Комментарии
- ↑ Л. А. Иславина родилась в семье капитана гвардии А. М. Исленьева и княгини С. П. Козловской (1795—1829; урожд. графини Завадовской — дочери П. В. Завадовского)[4]. Поскольку брак этот был заключён без развода Софьи Петровны с князем В. Н. Козловским (1790—1847) и при его жизни, венчание было признано недействительным, рождённые в этом браке дети (3 сына, в том числе Владимир, и 3 дочери) получили вымышленную фамилию Иславиных и записаны в купечество.
- ↑ Некоторые[кто?] толстоведы считают этих сестёр частичными прообразами Наташи Ростовой и Веры Берг в «Войне и мире».
Примечания
- ↑ Родословная книга дворянства Московской губернии / под ред. Л. М. Савёлова. — М.: Изд. Московского дворянства, [1914]. — [Дворянство жалованное и выслуженное : А — И]. — С. 123.
- ↑ Сафонова О. Ю. Род Берсов в России Архивная копия от 30 октября 2016 на Wayback Machine. — М., 1999. — ISBN 5-89673-011-X.
- ↑ Anne Edwards. Sonya. The Life of Countess Tolstoy. — N. Y.: Simon & Schuster, 1981. — P. 33.
- ↑ Декабристы. Биографический справочник / Под редакцией М. В. Нечкиной. — М.: Наука, 1988. — С. 75. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-009485-4.
- ↑ Родословная книга дворянства Московской губернии / под ред. Л. М. Савёлова. — М.: Изд. Московского дворянства, [1914]. — [Дворянство жалованное и выслуженное : А — И]. — С. 128.
- ↑ Кузина Л.Н: Из дневника М.С. Сухотина. 1901-1910. Ясная Поляна. 16 марта 1910 года . Прожито. Толстой в последнее десятилетие своей жизни. По записям в дневнике М. С. Сухотина // Лев Толстой / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Изд-во АН СССР (1961).
- ↑ Басинский, 2018, с. 167.
- ↑ Басинский, 2018, с. 200—202.
- ↑ Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. — М.: Гослитиздат, 1952. — Т. 48. — С. 46.
- ↑ Басинский, 2018, с. 214.
- ↑ Басинский, 2018, с. 164—167.
- ↑ Lib.ru/Классика: Кузминская Татьяна Андреевна. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне . az.lib.ru. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
- ↑ Дневник 1862 г. . tolstoy-lit.ru. Дата обращения: 1 апреля 2022.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 9 сентября 1862 г. . tolstoy-lit.ru. Дата обращения: 1 апреля 2022.
- ↑ 15,0 15,1 «Женский серьезный мир» (художественное творчество С. А. Толстой) . cyberleninka.ru. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
- ↑ Юлия Георгиевна Байкова. С.А. Толстая как литератор (рус.). — 2007. Архивировано 12 июня 2017 года.
- ↑ Толстая С. А.: Дневники. Поездка к Троице . tolstoy-lit.ru. Дата обращения: 1 апреля 2022.
- ↑ Моя жизнь — Журнальный зал . magazines.gorky.media. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 29 марта 2022 года.
- ↑ Толстая С.А. Чья вина? По поводу Крейцеровой сонаты Льва Толстого. — Москва: Журнал "Октябрь", 1994.
Ссылки
- Определение Святейшего Синода, от 20—22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом. «Церковные Ведомости». СПб., 1901.
- Письмо графини С. А. Толстой к Митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому). «Прибавления к Церковным Ведомостям». СПб., 1901.
- Ответ Митрополита Антония графине С. А. Толстой на её письмо по поводу оповещения Святейшего Синода об отпадении от Православной Церкви графа Л. Н. Толстого. СПб., 1912.
- Горький М. О С. А. Толстой.
Для улучшения этой статьи желательно: |