Тобольск (посадочная полоса)

Материал из энциклопедии Руниверсалис

В Тобольске два аэропорта: действующая посадочная площадка (ИАТА: TOX) и аэропорт (ИАТА: RMZ), см также Ремезов (аэропорт)

Тобольск
Посадочная площадка Тобольск
ИАТА: ТОХИКАО: USTO (УСТО)
Информация
Вид аэропорта гражданский
Страна Флаг России Россия
Расположение Тюменская область
Узловой аэропорт для ЮТэйр-Вертолётные услуги
Высота НУМ +51 м
Часовой пояс UTC+6
Время работы

01.00-13.00 UTC зима

02.00-14.00 UTC лето
Карта
ТОХ (Уральский федеральный округ)
Точка
ТОХ
аэропорт на карте Уральского федерального округа
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
07/25 800х39 металл
12/30 650х70 грунт

Тобольск (Тобольская посадочная площадка тюменского аэропорта «Рощино») — с 1962 года аэропорт II класса Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданского воздушного флота, с 1967 года Тюменского управления гражданской авиации, нынепосадочная площадка местных воздушных линий, расположенная в деревне Медянки Татарские вблизи одноимённого города Тюменской области. В статусе посадочной площадки с 2010 года[1]. Новым аэропортом города Тобольска в 2021 году стал Аэропорт Ремезов.

История авиасообщения в Тобольске

Тоболяки впервые встречали аэроплан в 1914 году на Панином бугре. Мероприятие было платное: зрителей пускали за гривенник[2].

В 1924 году через Тобольск проследовал самолёт «Юнкерс», совершавший перелёт по маршруту «Свердловск – Тюмень – Тобольск – Ирбит – Свердловск»[2].

В 1932 году на слиянии Иртыша и Тобола было закончено обустройство гидропорта, а в мае 1932 года туда прибыл первый гидросамолёт Ш-2 («Шаврушка»). «Ясным солнечным днём на мысу собралась многочисленная публика, не только весь персонал только что открытого гидропорта, но и горожане, и жители деревни Татарские Медянки. Все ждали первого «клиента»», – так описывала события «Тобольская правда»[2].

Наземный аэропорт «Тобольск» был обустроен к 1937 году там же, рядом с деревней Татарские Медянки[2].

До 1962 года Тобольск оставался запасным, промежуточным аэродромом для Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданского воздушного флота, с коллективом от 20 до 50 человек, сообщает в своей книге «Труженики неба» последний командир Тобольского объединённого авиаотряда Алексей Василишин[3].

С началом освоения Тюменской нефти принято решение о строительстве в Тобольске полноценного аэропорта для малой авиации. Работы начались в 1962 году, когда в аэропорту была смонтирована металлическая взлётно-посадочная полоса 40*1600 метров, проложены две запасные грунтовые полосы, а также построены необходимые для приёма и обслуживания самолётов наземные сооружения. В этом же году в Тобольске появилось отдельное звено самолётов в составе трёх Ан-2 и пяти Як-12[2].

В 1965 году была создана Тобольская отдельная авиаэскадрилья во главе с Иваном Каяшевым, самолётный парк увеличился до восьми Ан-2 и шести Як-12, а коллектив сотрудников до 365 (в том числе пилотов)[2].

В 1968 году, после создания отдельного Тюменского управления гражданской авиации, началось расширение его структуры. К первоначально созданным 5 авиаотрядам присоединился Тобольский. Необходимыми условиями для этого было наличие аэропорта, хотя бы одного лётного отряда и авиационно-технической базы (АТБ)[4].

Тогда же в Тобольске начали базироваться вертолёты, начиная с первого Ми-4 (экипаж Николай Тельный и Василий Афанасьев). В 1974 году пригнали первый Ми-8 (командир воздушного судна Юрий Мальков, второй пилот Геннадий Ковзан, бортмеханик Павел Журба, инструктор Василий Горячев)[2].

К 1976 году Тобольский ОАО располагал 24 самолётами Ан-2, шестью Ан-24, 16 вертолётами Ми-8 и 12 вертолётами Ми-2. В отряде работали 1 290 сотрудников. А в 1984 году коллектив вырос до 1320 человек[2]. В авиаотряд входило пять лётных эскадрилий, 240 человек лётного состава, много экипажей работало на севере – Надым, Уренгой, Нумги, Салехард, Тарко-Сале, Пурпе, Сургут, Берёзово[1].

Аэропорт Тобольска имел несколько приписных аэродромов – в Вагае, Лайтамаке, Увате, Болчарах, принимал самолёты Ан-24, Як-40 и даже грузовой Ан-26[1]. Пассажирские регулярные рейсы связывали город с Москвой, Бугульмой, Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Омском, Минводами. Местные линии через обустроенные площадки для приёма Ан-2 обеспечивали связь с Заболотьем на западе (Лайтамак, Ачиры, Янгутум), с Вагайским районом на востоке, с Уватом, Ишменево на севере[1].

В 1990-е годы регулярное пассажирское сообщение с Тобольском было прекращено, а сам авиаотряд расформирован[2].

В 2023 году на старом аэродроме базировалась эскадрилья вертолётов, которой командровал Юрий Чечулин и в которой работало 40 человек[2].

Командиры Тобольского авиаотряда

В 1968 году лётная эскадрилья преобразована в 293-й Тобольский объединённый авиаотряд, который до 1970 года возглавлял Иван Каяшев. Его преемником стал Михаил Шаповалов, в 1981 году его сменил Владимир Городилов[2], и до 1992 года, когда прекратил существование Тобольский ОАО, им командовал опытный лётчик-инструктор Алексей Василишин[3].

Показатели деятельности

Пассажиропоток:
год 2014 2015 2016 2017
тыс. пассажиров 37,7 37,5 38,5 37,1
Источники:[5][6]

Новый Аэропорт Тобольска

В 2018 году в 11 км к юго-востоку от существующего аэропорта началось строительство нового аэропорта, рассчитанного на прием таких воздушных судов, как SuperJet 100, Airbus A320, Boeing 737 и других. Инвестором проекта выступает ПАО «СИБУР Холдинг».

Первый технический рейс новый Аэропорт Ремезов с кодом ИАТА: RMZ — ИКАО: USTJ принял 24 марта 2020 года, его совершил самолёт Ан-148 специального лётного отряда «Россия».

Новый аэропорт Ремезов был введён в эксплуатацию в 4 квартале 2021 года. 24 сентября 2021 тобольский аэропорт торжественно принял свой первый пассажирский рейс. 16 октября начались регулярные рейсы.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Раиса Половинко. АНГЕЛ ДОЛЖЕН ЛЕТАТЬ. Сетевое издание Тюмень Медиа (29 апреля 2013).
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Наталья Юрьева. 100 лет гражданской авиации отмечают сегодня в России. Тоболка.ру (9 февраля 2023).
  3. 3,0 3,1 Алексей Василишин. О товарищах своих. — Тюменские лётчики. — Москва, 2018. — Т. 2.
  4. Исмагилов Артур Аскарович. Создание Тюменского управления гражданской авиации // Вестник Томского госуниверситета. — 2016. — № 405.
  5. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг.. Росавиация. Дата обращения: 13 августа 2019. Архивировано 17 июля 2016 года.
  6. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг.. Росавиация. Дата обращения: 13 августа 2019. Архивировано 22 марта 2019 года.