Тобольск (посадочная полоса)
В Тобольске два аэропорта: действующая посадочная площадка (ИАТА: TOX) и аэропорт (ИАТА: RMZ), см также Ремезов (аэропорт)
Тобольск | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Посадочная площадка Тобольск | ||||||||||
ИАТА: ТОХ – ИКАО: USTO (УСТО) | ||||||||||
Информация | ||||||||||
Вид аэропорта | гражданский | |||||||||
Страна | Россия | |||||||||
Расположение | Тюменская область | |||||||||
Узловой аэропорт для | ЮТэйр-Вертолётные услуги | |||||||||
Высота НУМ | +51 м | |||||||||
Часовой пояс | UTC+6 | |||||||||
Время работы |
01.00-13.00 UTC зима 02.00-14.00 UTC лето |
|||||||||
Карта | ||||||||||
аэропорт на карте Уральского федерального округа |
||||||||||
Взлётно-посадочные полосы | ||||||||||
|
Тобольск (Тобольская посадочная площадка тюменского аэропорта «Рощино») — с 1962 года аэропорт II класса Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданского воздушного флота, с 1967 года Тюменского управления гражданской авиации, нынепосадочная площадка местных воздушных линий, расположенная в деревне Медянки Татарские вблизи одноимённого города Тюменской области. В статусе посадочной площадки с 2010 года[1]. Новым аэропортом города Тобольска в 2021 году стал Аэропорт Ремезов.
История авиасообщения в Тобольске
Тоболяки впервые встречали аэроплан в 1914 году на Панином бугре. Мероприятие было платное: зрителей пускали за гривенник[2].
В 1924 году через Тобольск проследовал самолёт «Юнкерс», совершавший перелёт по маршруту «Свердловск – Тюмень – Тобольск – Ирбит – Свердловск»[2].
В 1932 году на слиянии Иртыша и Тобола было закончено обустройство гидропорта, а в мае 1932 года туда прибыл первый гидросамолёт Ш-2 («Шаврушка»). «Ясным солнечным днём на мысу собралась многочисленная публика, не только весь персонал только что открытого гидропорта, но и горожане, и жители деревни Татарские Медянки. Все ждали первого «клиента»», – так описывала события «Тобольская правда»[2].
Наземный аэропорт «Тобольск» был обустроен к 1937 году там же, рядом с деревней Татарские Медянки[2].
До 1962 года Тобольск оставался запасным, промежуточным аэродромом для Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданского воздушного флота, с коллективом от 20 до 50 человек, сообщает в своей книге «Труженики неба» последний командир Тобольского объединённого авиаотряда Алексей Василишин[3].
С началом освоения Тюменской нефти принято решение о строительстве в Тобольске полноценного аэропорта для малой авиации. Работы начались в 1962 году, когда в аэропорту была смонтирована металлическая взлётно-посадочная полоса 40*1600 метров, проложены две запасные грунтовые полосы, а также построены необходимые для приёма и обслуживания самолётов наземные сооружения. В этом же году в Тобольске появилось отдельное звено самолётов в составе трёх Ан-2 и пяти Як-12[2].
В 1965 году была создана Тобольская отдельная авиаэскадрилья во главе с Иваном Каяшевым, самолётный парк увеличился до восьми Ан-2 и шести Як-12, а коллектив сотрудников до 365 (в том числе пилотов)[2].
В 1968 году, после создания отдельного Тюменского управления гражданской авиации, началось расширение его структуры. К первоначально созданным 5 авиаотрядам присоединился Тобольский. Необходимыми условиями для этого было наличие аэропорта, хотя бы одного лётного отряда и авиационно-технической базы (АТБ)[4].
Тогда же в Тобольске начали базироваться вертолёты, начиная с первого Ми-4 (экипаж Николай Тельный и Василий Афанасьев). В 1974 году пригнали первый Ми-8 (командир воздушного судна Юрий Мальков, второй пилот Геннадий Ковзан, бортмеханик Павел Журба, инструктор Василий Горячев)[2].
К 1976 году Тобольский ОАО располагал 24 самолётами Ан-2, шестью Ан-24, 16 вертолётами Ми-8 и 12 вертолётами Ми-2. В отряде работали 1 290 сотрудников. А в 1984 году коллектив вырос до 1320 человек[2]. В авиаотряд входило пять лётных эскадрилий, 240 человек лётного состава, много экипажей работало на севере – Надым, Уренгой, Нумги, Салехард, Тарко-Сале, Пурпе, Сургут, Берёзово[1].
Аэропорт Тобольска имел несколько приписных аэродромов – в Вагае, Лайтамаке, Увате, Болчарах, принимал самолёты Ан-24, Як-40 и даже грузовой Ан-26[1]. Пассажирские регулярные рейсы связывали город с Москвой, Бугульмой, Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Омском, Минводами. Местные линии через обустроенные площадки для приёма Ан-2 обеспечивали связь с Заболотьем на западе (Лайтамак, Ачиры, Янгутум), с Вагайским районом на востоке, с Уватом, Ишменево на севере[1].
В 1990-е годы регулярное пассажирское сообщение с Тобольском было прекращено, а сам авиаотряд расформирован[2].
В 2023 году на старом аэродроме базировалась эскадрилья вертолётов, которой командровал Юрий Чечулин и в которой работало 40 человек[2].
Командиры Тобольского авиаотряда
В 1968 году лётная эскадрилья преобразована в 293-й Тобольский объединённый авиаотряд, который до 1970 года возглавлял Иван Каяшев. Его преемником стал Михаил Шаповалов, в 1981 году его сменил Владимир Городилов[2], и до 1992 года, когда прекратил существование Тобольский ОАО, им командовал опытный лётчик-инструктор Алексей Василишин[3].
Показатели деятельности
Пассажиропоток: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||||||||||||||||
тыс. пассажиров | 37,7 | 37,5 | 38,5 | 37,1 | ||||||||||||||||
Источники:[5][6] |
Новый Аэропорт Тобольска
В 2018 году в 11 км к юго-востоку от существующего аэропорта началось строительство нового аэропорта, рассчитанного на прием таких воздушных судов, как SuperJet 100, Airbus A320, Boeing 737 и других. Инвестором проекта выступает ПАО «СИБУР Холдинг».
Первый технический рейс новый Аэропорт Ремезов с кодом ИАТА: RMZ — ИКАО: USTJ принял 24 марта 2020 года, его совершил самолёт Ан-148 специального лётного отряда «Россия».
Новый аэропорт Ремезов был введён в эксплуатацию в 4 квартале 2021 года. 24 сентября 2021 тобольский аэропорт торжественно принял свой первый пассажирский рейс. 16 октября начались регулярные рейсы.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Раиса Половинко. АНГЕЛ ДОЛЖЕН ЛЕТАТЬ . Сетевое издание Тюмень Медиа (29 апреля 2013).
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Наталья Юрьева. 100 лет гражданской авиации отмечают сегодня в России . Тоболка.ру (9 февраля 2023).
- ↑ 3,0 3,1 Алексей Василишин. О товарищах своих. — Тюменские лётчики. — Москва, 2018. — Т. 2.
- ↑ Исмагилов Артур Аскарович. Создание Тюменского управления гражданской авиации // Вестник Томского госуниверситета. — 2016. — № 405.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг. . Росавиация. Дата обращения: 13 августа 2019. Архивировано 17 июля 2016 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг. . Росавиация. Дата обращения: 13 августа 2019. Архивировано 22 марта 2019 года.