Тихомиров, Анатолий Михайлович (генерал-лейтенант авиации)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анатолий Михайлович Тихомиров
Дата рождения 23 апреля 1924(1924-04-23)
Место рождения д. Пахтусово, СССР
Дата смерти 13 ноября 1996(1996-11-13) (72 года)
Место смерти город Люберцы, Россия
Принадлежность  СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1941 - 1987
Звание Генерал-лейтенант ВВС СССР
Часть
  • 20-й ЗапАП (лётчик, 1945-1946)
  • 812-й ИАП (лётчик, 1946-1947)
  • 402-й ИАП (лётчик, старший лётчик, 1947-1949)
  • 279-я ИАД (инженер дивизии по самолётам и двигателям, 1959-1960)
  • 131-я ИАД (инженер дивизии по самолётам и двигателям, 1960-1961)
Командовал
Сражения/войны Великая Отечественная война (1941-1945)
Награды и премии
Государственная премия СССР — 1979
Орден Октябрьской Революции Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красной Звезды
Связи
В отставке старший научный сотрудник ЛИИ им. М.М. Громова
Автограф

Анатолий Михайлович Тихомиров (23 апреля 1924 — 13 ноября 1996, Люберцы, Московская область) — советский военный деятель, лётчик, авиационный инженер, генерал-лейтенант авиации, организатор и руководитель работ в области надёжности и безопасности полётов военной авиации СССР, лауреат Государственной премии СССР (1979)[1][2].

Биография

Ранние годы

Родился 23 апреля 1924 года в д. Пахтусово Мантуровского района, Костромской области. В 1941 году окончил спецшколу ВВС № 5 в г. Горьком[1].

Военная служба и научная работа

После войны окончил Бирмскую военную авиационную школу пилотов (1945) и служил в качестве лётчика и старшего лётчика в 20 ЗапАП (г. Новосибирск, 1945-1946), 812 ИАП (Германия, 1946-1947), 402 ИАП (Германия, 1947-1949)[1].

Затем поступил в ВВИА им. Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1956 году. По окончании академии служил на должностях[1]:

К моменту назначения на должность начальника ГосНИИ ЭРАТ ВВС Тихомиров уже был генерал-майором и пользовался авторитетом у командования ВВС. Под его руководством институт получил существенное развитие, были открыты новые научные подразделения и направления научных исследований: физическое и математическое моделирование отказов авиационной техники (АТ), моделирование на ЭВМ динамики движения самолётов и вертолётов в аварийных ситуациях, обработка и анализ данных с бортовых аварийных регистраторов полетной информации, трасологические и дефектоскопические методы исследования поврежденных и отказавших изделий, разработка новых методов и технологий защиты изделий и материалов от коррозии, старения и биоповреждения и др. В 1976 году при институте впервые создан диссертационный совет по специальности 20.20.21 (эксплуатация и восстановление авиационной техники). В 1978 году институт за проводимую большую научную и практическую работу в области надёжности и эффективности эксплуатации военной АТ награждён орденом Трудового Красного знамени[2].

Институт под руководством Тихомирова занял ведущие позиции в области разработки и исследования систем технической эксплуатации АТ, методов повышения точностных характеристик авиационных прицельно-навигационных комплексов, методических и организационных основ войскового и капитального ремонта АТ, повышения уровня механизации при техническом обслуживании самолётов и вертолётов и их вооружения, развития методов и средств эксплуатационного контроля и диагностики, технологий моделирование процессов инженерно-авиационного обеспечения авиационных частей[1].

Известен вклад Тихомирова в становление современных методов расследования авиационных происшествий в части технологий работы комиссии по расследованию на месте катастрофы и в лабораторных условиях. Разработанный институтом совместно со специалистами ЛИИ им. М.М. Громова (В. И. Бочаров и др.) комплекс научных методов и технических средств установления причин и предупреждения отказов и аварий самолётов и вертолётов военной авиации был удостоен в 1979 году Государственной премии СССР[2].

После увольнения в запас Тихомиров некоторое время работал в ЛИИ им. М.М. Громова старшим научным сотрудником в области анализа факторов безопасности полётов военной авиации (1992-1995)[3].

Награды и звания

Память

Внешние изображения
Мемориальная доска памяти А. М. Тихомирова

На главном корпусе ГосНИИ ЭРАТ ВВС в г. Люберцы Московской области установлена мемориальная доска памяти А. М. Тихомирова (во многом благодаря его энергии и авторитету этот корпус 104 и был построен в институте)[4][2]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Тихомиров Анатолий Михайлович // Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — М.: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [559] (стб. 1). — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 9785903989034. Архивная копия от 19 октября 2019 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 М. С. Ямпольский, В. С. Белухин, А. Н. Гуркович, А. Н. Кондратенко, М. А. Арустамов, А. И. Липин, П. Г. Подлинов, К. Л. Супонько, Л. Ф. Хейфец, П. И. Беда, Б. Г. Бедрик, А. М. Веревкин, В. И. Зависляк, О. В. Ковязин, Е. И. Кравченко, Н. П. Карлаш, В. А. Наскальный, В. Н. Петухов, И. П. Паршин, А. Ш. Шапиро. 50 лет Государственному научно-исследовательскому институту эксплуатации и ремонта авиационной техники : Исторический очерк / А. К. Баталов, ответственный редактор и Г. П. Харитонов, зам. отв. редактора. — Люберцы: ГосНИИ ЭРАТ ВВС, 1992. — 207 с.
  3. О. Я. Деркач, В. Л. Каплан, А. Н. Петров, В. А. Полтавец, А. И. Свинарчук и др. Эксплуатационно-технические характеристики и обеспечение эксплуатации авиационной техники / Под ред. А. Н. Петрова. — Москва: Широкий взгляд, 2012. — 140 с. — 335 экз. — ISBN 9785904465032.
  4. История 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС – НИЦ ЭРАТ в наградах и памятных знаках. Авиапанорама. Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 4 ноября 2019 года.