Перейти к содержанию

Титановая долина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Титановая долина — особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Свердловской области. Приоритетные отраслевые направления ОЭЗ: авиастроение, производство изделий из титана, производство оборудования и компонентов для машиностроения и металлургии, деревообработка, медицинская промышленность, производство строительных материалов.

Единственным акционером АО «ОЭЗ «Титановая долина» является субъект Российской Федерации — Свердловская область в лице Министерства по управлению государственным имуществом.[1]

Управляющая компания

Управление ОЭЗ «Титановая долина» осуществляют: АО «ОЭЗ «Титановая долина», федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФМинэкономразвития России  и региональный орган исполнительной власти – Министерство инвестиций и развития Свердловской области. Генеральный директор – Андрей Антипов.

В задачи Управляющей компании входит: проектирование и строительство промышленных объектов под нужды резидентов, обслуживание инженерных сетей (теплоснабжения, ливневой канализации, пожарного водопровода, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), содержание территории под объектами общей инфраструктуры, предоставление топливно-энергетических ресурсов, техническое обслуживание инженерных и технических сетей в помещениях резидентов, услуги связи и другие эксплуатационные услуги[2].

Льготы

Федеральный закон об ОЭЗ гарантирует резидентам неизменность преференций, а также налоговых и таможенных льгот на весь срок существования ОЭЗ.

В соответствии с режимом свободной таможенной зоны, импортируемые оборудование и продукция, используемые на территории ОЭЗ, освобождены от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

В части налогов резиденты ОЭЗ освобождены от уплаты налога на имущество (на 10 лет с момента формирования налогооблагаемой базы), земельного налога (на срок до 10 лет с момента возникновения прав собственности на участок) и транспортного налога (на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учёт).

Также резиденты платят пониженные налоги на прибыль.

Хронология развития

Внешние видеофайлы
Лето 2016 года
Конец 2016 года
Начало 2017 года
Начало 2018 года
Строительство жд 2021 год
Строительство "Аллегро 2021 год

Создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 1032 от 16 декабря 2010 года. Наименование: ОАО «ОЭЗ «Титановая долина». Учредители: Правительство Свердловской области и АО «Особые экономические зоны».[3][4][5][6]

14 мая 2012 года УК «Титановая долина» получила от Министерства строительства и архитектуры Свердловской области разрешение № RU 66-1/2012 на начало строительства I этапа, I очереди.

21 июля 2012 года в Москве подписано Соглашение №С-219-ОС/Д25 о передаче функций управления особой экономической зоной вблизи Верхней Салды от Министерства экономического развития РФ к ОАО «ОЭЗ «Титановая долина». Заключение Соглашения стало результатом внесения изменений в российское законодательство: 1 января 2012 года вступили в силу поправки в закон об ОЭЗ, которые предполагают передачу управляющим компаниям большего числа функций и полномочий.

18 августа 2018 года была создана вторая очередь ОЭЗ — площадка «Уктус».

Финансирование

В развитие инфраструктуры ОЭЗ было вложено 4,9 миллиардов рублей.

За весь период экономической деятельности резидентов ОЭЗ «Титановая долина» сумма уплаченных ими налогов, таможенных платежей, а также страховых взносов превысила 1,7 млрд рублей (343 миллионов рублей поступило государственную казну за 2021 год). Что, при объеме бюджетных инвестиций в 4,9 млрд рублей, позволяет заявить об окупаемости ОЭЗ «Титановая долина» более чем на треть (34%).

Частные инвестиции резидентов в проекты, реализуемые в ОЭЗ, превысили 12,6 млрд рублей. Только за 2021 год было вложено более 4,3 млрд рублей. Т.о. соотношение частных инвестиции составляет 2,5 рубля на 1 рубль бюджетных средств.

Показатели эффективности

По данным рейтинга эффективности функционирования особых экономических зон страны Минэкономразвития РФ за 2021 год сводный расчетный показатель эффективности за весь период деятельности ОЭЗ «Титановая долина» составил 87,1%. Это 7 место среди 19 экономических зон РФ промышленно-производственного типа.

Всего же Минэкономразвития РФ выделяет три категории эффективности особых экономических зон: эффективное функционирование (показатель выше 80%), достаточно эффективное функционирование (от 40% до 80%) и неэффективное функционирование (менее 40%).

25 показателей, на основе которых проводится рейтинг, включают в себя деятельность резидентов, рентабельность вложения средств федерального и регионального бюджетов в создание инфраструктуры[7].

Первая очередь

Титановая долина в Верхней Салде (2021)

58°02′02″ с. ш. 60°30′00″ в. д.HGЯO

Площадка "Верхняя Салда" - находится в черте города Верхняя Салда, расстояние до Нижнего Тагила 40 км, до Екатеринбурга — 180 километров. Выбор названия связан с расположенным рядом крупнейшим в мире производителем полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения — Корпорации «ВСМПО-АВИСМА», поставщика титановых деталей для таких компаний, как Boeing и Airbus. Площадь: 298,1 га.

Проект включает инженерную подготовку территории, коммунальную инфраструктуру, электро- и газоснабжение.

На территории площадки расположен Верхнесалдинский таможенный пост Екатеринбургской таможни.

Транспортная инфраструктура

  • Трасса Р-353, связывающая ОЭЗ с городом Нижний Тагил, а через него и Екатеринбург со всей транспортной сетью России.
  • Рядом проходит железнодорожная ветка Нижний Тагил — Алапаевск и находится сортировочная станция «Смычка». С 2021 года на территории ОЭЗ осуществляется строительство путей грузовой железной дороги для инвесторов с большим грузооборотом. Железная дорога будет сдана в 2023 году.[8][9]
  • Аэродром экспериментальной авиации Салка.
  • Расстояние до международного аэропорта Кольцово 186 км.

Резиденты

На сентябрь 2022 года на площадке работают следующие резиденты:[10]

  • Завод «Зибус» — производство медицинского инструмента и имплантов.[11] Запущен летом 2018 года.
  • Завод «Ural Boeing Manufacturing». Механическая обработка титана для самолетов Boeing. Совместное производство ВСМПО Ависма и Boeing Company. Завод открыт в сентябре 2018 года.[12]
  • ООО «Инструментальное производство Миникат». Производство металлорежущего инструмента совместно с корейской компанией YG-1 Co., Ltd. Открыт в 2018 году.

Ведут строительство:

  • ООО «Аллегро» (совместное предприятие глобальной горно-металлургической группы ЕВРАЗ и системного интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис»)[13] — строительство прокатного стана для железнодорожных колес.[14] Начало строительство в январе 2021 года, Старт производства намечен в 2023 году.

Ведут проектирование:

  • ООО «Силарус» — экологически безопасное производство технического кремния[15].
  • ООО "Завод прессованных профилей" — современное производство экструдированного алюминия различных сплавов.

Предприятия получившие статус резидента, но еще не начавшие производственную деятельность:

  • ООО «ВСМПО новые технологии» — механическая обработка деталей авиационного назначения из штамповок и плоского проката, произведенных из прочных и высокопрочных титановых сплавов.
  • АО «Верхнесалдинский металлургический завод» — организация производства гранулированного чугуна.
  • АО «Ферростар» — производство железа прямого восстановления.
  • ООО «ЭкоТех» — завод по производству графитированных электродов.[16]

Вторая очередь

Внешние видеофайлы
Начало 2018 года
Цех УЗГА, декабрь 2018 года

56°41′50″ с. ш. 60°46′10″ в. д.HGЯO

Установка памятной стелы в честь создания авиастроительного кластера Свердловской области

Вторая очередь ОЭЗ — площадка «Уктус». Образована постановлением Правительства РФ от 18 августа 2018 года.[17] Она занимает территории аэропорта Уктус под Екатеринбургом.[18] Предполагается что вторая очередь полностью вступит в строй в 2024 году, запланированы инвестиции в инфраструктуру 3 млрд руб. Площадь: 96,7 га.

В декабре 2018 года на площадке был открыт цех сборки самолетов L-410. Субсидии на строительство нового производственного комплекса предоставил Минпромторг РФ. По оценкам, предприятие позволит поднять уровень локализации самолета L-410 до 72 % и создать дополнительно порядка 500 рабочих мест[19].

Транспортная инфраструктура

  • Трасса М-5, которая связывает площадку ОЭЗ с городами Екатеринбург и Челябинск, а также в Екатеринбургской кольцевой автодорогой (ЕКАД), а через нее - со всей транспортной сетью России.
  • Расстояние до международного аэропорта Кольцово 18 км.
  • Аэродром "Уктус" находится на территории площадки ОЭЗ.

Резиденты

На площадке второй очереди на сентябрь 2022 года работают:

  • АО «Уральский завод гражданской авиации» в Екатеринбурге, где собирают самолёты L-410 и DA-42Т[20]. В ноябре 2018 года выпущен первый локализованный в России L-410[21].
  • ООО «Русмед» — производство медицинских масок и трёхкомпонентных шприцев однократного применения. В марте 2022 года предприятие запустило производственную линию по выпуску трехслойных медицинских масок, предназначенных для использования при проведении хирургических операций, процедурных осмотров и других медицинских манипуляций. Ее мощность составляет более 40 млн штук в год.[22]

Ведут строительство:

  • ООО «МО «Отдел медицинской техники» — создание производственного комплекса по выпуску и реализации медицинских изделий.[23]

Ведут проектирование:

  • ООО «Объединенная Нефтегазовая Группа» — производство газового оборудования, оборудования для переработки газа и газового конденсата.[24]
  • ООО "Выбор-КСМ Екатеринбург" — завод по производству тротуарной плитки и элементов благоустройства.

Предприятия получившие статус резидента, но еще не начавшие производственную деятельность:

  • ООО «Униматик» — создание производства для изготовления и модернизации оборудования, и компонентов для машиностроения.
  • ООО «Сибеко системы сидений» — производство комплектующих для транспортных средств и сидений для авиационного, дорожного и автомобильного транспорта.
  • ООО «Ойл Энерджи Экспорт» — организация производства внутрискважинного оборудования и материалов для строительства нефтяных, и газовых скважин.
  • ООО «ГИГ-Екатеринбург» — автоматическое сборочное производство стеклянных изоляторов.
  • ООО «ЗКО «Горняк» — производство станков и оборудования для металлургии, отрасли строительных материалов, горных предприятий.
  • ООО «Аспект Медикал» — создание производства аппаратно-программных комплексов для локомоторной терапии, а также наборов для сборки аппаратов ИВЛ.

Примечания

  1. ОБ ОЭЗ Титановая долина. Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 17 апреля 2018 года.
  2. Эксплуатация. titanium-valley.com. Дата обращения: 14 октября 2020. Архивировано 16 октября 2020 года.
  3. Россия. Особые Экономические Зоны. Дата обращения: 5 апреля 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.
  4. В ОЭЗ «Титановая долина» начинает строительство третий резидент. Дата обращения: 5 апреля 2017. Архивировано 6 апреля 2017 года.
  5. Инфраструктура. Дата обращения: 5 апреля 2017. Архивировано 6 апреля 2017 года.
  6. Гендиректор ОЭЗ «Титановая долина» А.Кызласов: «Это год, когда мы переходили из стартапа в режим нормального функционирования». Дата обращения: 5 апреля 2017. Архивировано 6 апреля 2017 года.
  7. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2020 год и за период с начала функционирования особых экономических зон | Министерство экономического развития Российской Федерации. www.economy.gov.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. Архивировано 17 февраля 2022 года.
  8. СвЖД приступила к строительству подъездного пути от станции Верхняя Салда к площадке ОЭЗ «Титановая долина» | Пресс-релизы | Свердловская ЖД. svzd.rzd.ru. Дата обращения: 17 сентября 2021. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  9. РЖД станет соинвестором строительства путей в ОЭЗ «Титановая долина». Дата обращения: 1 февраля 2019. Архивировано 2 февраля 2019 года.
  10. ОБ ОЭЗ Титановая долина. titanium-valley.com. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 11 августа 2020 года.
  11. В ОЭЗ «Титановая долина» запустился первый завод. Дата обращения: 7 июля 2018. Архивировано 7 июля 2018 года.
  12. СП Boeing и ВСМПО ввело второй завод по выпуску деталей для самолетов. Дата обращения: 20 сентября 2018. Архивировано 16 июля 2021 года.
  13. ООО "Аллегро". titanium-valley.com. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 9 февраля 2022 года.
  14. ЕВРАЗ и «Рейл Сервис» приступили к строительству нового производства
  15. В «Титановой долине» начнется строительство завода по производству технического кремния. www.obltv.ru. Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
  16. Деловой квартал. DK.RU выяснил, кто стал новым резидентом «Титановой долины» с инвестициями в 5,5 млрд руб.. ekb.dk.ru. Дата обращения: 5 июня 2020. Архивировано 5 июня 2020 года.
  17. О расширении особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Свердловской области. Дата обращения: 26 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
  18. Строительство второго корпуса УЗГА идет по графику. Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 17 апреля 2018 года.
  19. В «Титановой долине» открылся цех локализации производства самолетов L-410. Коммерсантъ (19 декабря 2018). Дата обращения: 5 сентября 2020. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  20. Дмитрий Комаров. На всех не хватит (недоступная ссылка). Znak.com (7 ноября 2018). Дата обращения: 28 марта 2022. Архивировано 11 ноября 2018 года.
  21. Шаблон:Cite we
  22. Резидент ОЭЗ "Титановая долина" наладил выпуск более 40 млн медицинских масок в год. ТАСС (11 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022.
  23. Юрий Петухов. Новый резидент "Титановой долины" запустит производство медоборудования на Урале: Экономика. Облгазета. Дата обращения: 27 января 2021. Архивировано 1 февраля 2021 года.
  24. Компании ООО «Аспект Медикал» и ООО «Объединенная Нефтегазовая Группа» стали резидентами особой экономической зоны. titanium-valley.com. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 9 февраля 2022 года.