Тимуридский Ренессанс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, 1405 год

Тимуридский Ренессанс — феномен[источник не указан 1624 дня] расцвета искусств и наук в империи Тимуридов. По формальным и содержательным критериям являлся аналогом европейского Возрождения. Тимуридский Ренессанс достигает своего пика в XV веке, когда заканчивается эпоха локального переселения народов и разорительного монгольского владычества. Символично, что Тамерлан отстраивает разрушенный Чингисханом Самарканд. В эпоху Тимуридов возрождается интерес к персидской классике, начинается масштабное строительство архитектурных сооружений (мавзолеи, медресе, китабхане), расцветает суфийская поэзия с акцентом на человеческие отношения, формируется реалистическая живопись (гератская миниатюра, настенная живопись), новый импульс получает математика и астрономия, в начале XVI века тимурид Бабур осваивает огнестрельное оружие.

Наука

В результате монгольских походов тысячи ученых, юристов были убиты, сотни медресе разрушены. Тимуру пришлось приложить огромные усилия для восстановления системы высшего образования и особенно мусульманской юриспруденции. Пришлось приглашать в столицу государства крупных мусульманских правоведов, например, Сад ад-дини Macуд ибн Умара ат-Тафтазани (‏1322, Тафтазан, Хорасан — 1390, Самарканд) видного представителя позднего калама. Его сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, грамматике, математике[1], риторике и коранической экзегетике пользовались популярностью в качестве учебных пособий[2]. В начале XV века в Самарканде работал и преподавал такой крупный ученый-правовед как Шамс ал-Дин Мухаммад б. Мухаммад ал-Джазари.

В Самарканде были построены более 20 медресе: медресе Сарай Мульк ханым, медресе Кутб ад-дин садра, медресе эмира Фирузшаха, медресе эмира Бурундука, медресе Мухаммад Султана и др.[3].

Основными центрами науки в империи Тимуридов были Самарканд, Бухара, Герат. В Самарканде находилось Медресе Улугбека (1420). Ещё одним центром научной жизни была обсерватория в Самарканде (1424), где такие ученые как Аль-Каши, Казы-хаде Руми рассматривали вопросы определения расстояния до Луны и Солнца. В 1437 году коллектив ученых (в том числе Аль-Каши и Ал-Кушчи) создает звездный атлас, вошедший в историю как Гурганский зидж. В области математики систематически излагается теория десятичных дробей, решаются уравнения, изучаются Начала Евклида.

Тимур уделял большое внимание развитию дворцовой историографии, которой была поставлена задача описывать его многогранную деятельность. Первыми летописцами были уйгурские историки, составлявшие в стихотворной форме на тюркском языке хронику походов и деятельности Тимура. Затем были привлечены персидские историки Низамиддин Шами и Гиясаддин Али. Фундаментальным трудом было сочинение Н.Шами - "Зафар-намэ" (Книга побед), название которому дал сам Тимур.[4] Были и другие историки Хафиз Абру, Фасих аль-Хавафи.

Живопись

Жертвоприношение Ибрахима (Авраама). «Тимуридская антология», Шираз, 1410—1411 годы. Коллекция Гюльбекяна, Лиссабон

Живопись Тимуридского Ренессанса представлена прежде всего гератской миниатюрой, которой иллюстрировались рукописные издания в китабхане. Вдохновителем кружка художников был внук Амира Тимура, сын Шахруха Байсонкур. Помимо персидского влияния в живописи эпохи Тимуридов ощущались и китайские традиции (Мухаммад Сиях Калам). Тимуридские художники иллюстрировали такие произведения как Шахнаме, Хамсе, Калила и Димна, а также черпали своё вдохновение в легендах о мирадже. Тела людей изображались узкими и вытянутыми, головы с круглыми лицами и миндалевидными глазами невелики и слегка наклонены. Яркие цветы соседствуют с яркими (красными, желтыми, синими) кафтанами людей и белыми тюрбанами.

Самым известным художником-миниатюристом Тимуридского государства в Хорасане был Бехзад. В миниатюрах этих рукописей Бехзад проявляет себя и как мастер пейзажа, и как мастер батальных сцен, и как мастер изображений человеческих фигур и их индивидуальных особенностей. Ему принадлежит множество художественных нововведений.

Бехзад. Строительство замка аль-Хаварнак. Миниатюра. «Хамсе» Низами. 1495—1496 гг. Британская библиотека, Лондон

В 1490-х годах указом Султана Хусейна Байкара Бехзад был назначен главой султанской китабхане — библиотеки и мастерской по переписке книг. Теперь Бехзад не только создает миниатюры и рисунки, но осуществляет руководство проектами и руководит работой художников.

Литература и меценатство

Тимуридский Ренессанс в литературе представлен поэзией Лютфи, Сайид Ахмеда, а также Алишера Навои, который писал произведения на чагатайском языке в жанре газели и рубаи, включенные в диваны. Темой поэзии становилась всепоглощающая неразделенная любовь (мухаббат) и нравственное назидание. Нередко в поэтическую форму облекалось историческое повествование (дастан).

Внук Тимура Искандар Султан имел двор включавший группу поэтов, ученых и ремесленников, в том числе историка Муин-ал-Дина Натанзи, астрономов Гияс-ал-Дина Каши, Махмуда Каши и поэтов, например, Мир Хайдара, которого Искандар призвал писать стихи на тюркском языке. Благодаря покровительству Искандар Султана была написана тюркская поэма «Гуль и Навруз».[5] Как отмечал Алишер Навои, Искандер Султан пригласил к себе в царский двор Хайдара Хорезми, который написал по его заказу поэму на тюркском языке «Сокровищница тайн».[6]

Одним из поэтов конца XIV — начала XV веков был узбекский поэт Дурбек, крупный представитель узбекской светской литературы того периода[7]. Из наследия Дурбека сохранилась переработка любовно-романтической поэмы в двух рукописях «Юсуф и Зулейха» на староузбекский язык[8].

Именно в эпоху Тимуридов большое внимание уделялось развитию тюркского языка. Тюркский поэт Алишер Навои писал[9]:

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Алишер Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Кемаледдин Бехзад, архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница. Навои возвел мечеть и медресе, получившее название Ихласийа. Медресе было разделено на две половины: восточную и западную, в каждую было назначено по одному преподавателю, из которых один читал курс законоведения (фикх), а другой — курс хадис (изречения пророка). С южной стороны медресе, была сооружена ханака, где неимущим ежедневно раздавалась бесплатно пища, а раз в году — и одежда. Преподавателям медресе назначалось каждому в год по 1200 золотых и 24 мешка зерна. Студенты делились на три разряда по их успеваемости: шести лучшим назначалось по 24 золотых и 5 мешков зерна; восьми средним — по 16 золотых и 4 мешка; восьми наиболее слабым—по 12 золотых и 3 мешка. Ежегодно он раздавал нищим тысячу комплектов одежды. Им было построено 380 общественных зданий» [10]

Архитектура

соборная мечеть Биби-ханым, 1404 год
Секстант обсерватории Улугбека, Самарканд, 1428г.

В области архитектуры Тимуридский Ренессанс характерен облицованными мрамором купольными строениями, которые раскрашивались синей краской и золотом (техника кудаль). Высота купола мавзолея Гур-Эмир, к примеру, достигает 12 метров. Сами строения возводились из кирпича и имели прямоугольную в плане форму. Широкое распространение в декоре получает майолика и наборная мозаика c геометрическим орнаментом (восьмиугольник), а также надписи из Корана, выполненные угловатым куфическим шрифтом. Входы в помещения оформляются в виде айвана. Возрождается настенная живопись с изображением сражений и пиров (не сохранилась).

Отличительными особенностями данной архитектуры являются помпезность, колоссальность, величие замысла и богатый декор. В градостроительстве присутствовала идея ансамбля. В центре города располагалась площадь (узб. maydon: Регистан) с цитаделью. Водоснабжение осуществлялось с помощью системы арыков. Для нужд путешественников и купцов создавались гостиницы-ханаки. Общественные постройки были представлены мечетями (Голубая мечеть), медресе, дворцами (Куксарай) и караван-сараями.

Уникальным архитектурным сооружением Тимуриодв была Обсерватория Улугбека, которая представляла собой трехэтажную цилиндрическую конструкцию высотой в 30 метров. Дворец "Ак-сарай" в городе Шахрисабз, высота входного портала дворца составляла 70 метров. Дворец "Ак-сарай"[11]

См. также

Примечания

  1. Матвиевская и Розенфельд, 1983.
  2. Ибрагим Т., 2010.
  3. Гулямов Я. Г. К вопросу о традиции архитектурных ансамблей в городах Средней Азии XV в. // История материальной культуры Узбекистана. — Самарканд: Сугдиён, 1998. — Вып. 29. — С. 29—30.
  4. Бартольд В. Сочинения. т.1 М., 1963, с.102
  5. ESKANDAR SOLṬĀN – Encyclopaedia Iranica. Дата обращения: 23 февраля 2020. Архивировано 26 мая 2020 года.
  6. Рустамов Э. Р. Узбекская поэзия в первой половине XV в. М., 1963, с.30
  7. Абдумавлянов А. А., Бабаханов А. История узбекской литературы. — Учитель, 1966. — С. 15. — 252 с.
  8. Дурбек. — Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. Каюмов А. П. Алишер Навои // История всемирной литературы: В 9 томах. — Т. 3. — М.: Наука, 1985. — С. 576—582.. Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  10. Бертельс Е. Избранные труды. М., 1965, с.107
  11. Gilmanova N. V. The Ak-Saray palace (англ.) // ijarset.com : статья. — 2018. — Issue 6 June 2018 (т. Vol. 5,, № Vol. 5,). — С. 6080-6087. Архивировано 22 июля 2020 года.

Литература

  • Ибрагим Т. Тафтазани // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Книга 2. Математики и астрономы, время жизни которых известно // Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.). — М.: Наука, 1983.

Ссылки