Тень Каравеллы
Тень Каравеллы | |
---|---|
![]() | |
Жанр | Реализм |
Автор | Владислав Крапивин |
Язык оригинала | русский |
Дата первой публикации | 1968—1970 |
Издательство | Правда |
Тень Каравеллы — автобиографическая[1] повесть Владислава Крапивина. Состоит из двух частей: первая часть, «Тень Каравеллы», была опубликована в журнале в 1968 году в журнале «Пионер» (№ 9 и 10); вторая часть, «По колено в траве», была напечатана в 1970 году там же (№ 9—11). Повесть принесла автору вторую премию Всесоюзного конкурса на лучшее произведение художественной литературы для детей и юношества (1971)[2]. По оценке биографа писателя А. Щупова, «Тень Каравеллы» получила широкую популярность и стала одним из знаковых произведений Крапивина[3].
Создание и публикации
Согласно А. Щупову, писатель работал над повестью почти одиннадцать лет; автор признавался, что «Тень Каравеллы» была наиболее трудным для написания произведением, было испробовано множество вариантов, изменялся состав героев. Черновики включали рассказ «Камень с морского берега», написанный в студенческие годы, рассказ «Осколок моря» и незаконченную повесть «Осколок с берега моря». Первоначально вместо игры с парусником герои помещали камешек в перископ, луч от которого оказывался в том или ином месте на карте. Придумав кораблик, Крапивин закончил работу над обеими частями в общей сложности за три месяца. Вторая часть дописывалась в Приамурье, куда писателя отправили как лейтенанта запаса во время пограничного конфликта на острове Даманском[4].
Первая часть повести, «Тень Каравеллы», была опубликована в журнале в 1968 году в журнале «Пионер» (№ 9 и 10)[5]. вторая часть, «По колено в траве», была напечатана в 1970 году там же (№ 9—11). В 1971 году обе части составили книгу «Тень Каравеллы», вышедшую в издательстве «Детская литература»[6] с иллюстрациями Е. Медведева.
Содержание
Действие происходит зимой во время войны. Автор на основе собственных воспоминаний описывает тыловые будни двух мальчишек[6]. Повествование ведется от лица семилетнего Владьки[1], худенького болезненного первоклассника, который вместе с четвероклассником Павликом переживает все невзгоды военного времени. Их жизнь протекает в не всегда отапливаемой комнате, дети проводят время в очередях, разделяют друг с другом чай с сахарином и ломтик черного хлеба, ожидая вестей с фронта[6].
Двух мальчишек, несмотря на разность характеров и возрастные различия, делает друзьями общая игра-мечта. Ребята придумывают игру, в которой совершают морские путешествия под парусами, напоминающие произведения Р. Стивенсона, и расправляются с капитаном немецкой подводной лодки[6].
Героям противостоит спекулянт Борька по кличке Ноздря, который забирает у младших школьников завтраки и торгует всякой всячиной. Он обманывает и подвергает оскорблениям Владика, а когда пытается его избить, на помощь другу приходит Павлик. Игра и реальность соединяются, как и в игре, герои побеждают злодея...[7]
Критика
Рецензенты А. Марченко и М. Ямпольская цитировали слова автора о «смелом характере» детства, которое «борется за радость» и находит её, несмотря на все препятствия[5][6].
По мнению литературоведа А. Марченко (журнал «Детская литература»), повесть сильно отличалась о предыдущих произведений Крапивина, хотя сохраняла такие их особенности, как романтика моря, книжность, стремление уйти от обычной жизни. По мнению Марченко, повесть написана иначе, уверенно и энергично, «с сознанием власти над словом, свободно и лично», ей присущи подлинность переживаний, точность в интонации и деталях. Если ранее писатель маскировался, изображая других мальчишек, здесь Крапивин, начав искать радость, сумел найти себя, поскольку написал о самом себе. Марченко писала, что обретенная героями «радость детства» сочетается в повести с «беспощадностью военных зим», с их голодом и невзгодами[5].
Рецензент М. Ямпольская из того же издания считала, что повесть отличают психологизм, человечность, настоящая бескорыстная дружба. По её мнению, в произведении переплетены действительность и мечты; обычная жизнь в дни войны описана достоверно и подробно. Автор противопоставляет романтическую игру-мечту, добро и благородство серой и мрачной реальности, которую населяют обыватели и накопители – таков Борька, ненавидящий «интельгенцию»; этот персонаж олицетворяет серость и невежество. Ямпольская отметила различие в лексических средствах: эмоционально насыщенные, яркие и красочные фрагменты, посвященные романтической игре (в которых присутствует масса морских терминов и названий), сильно отличаются от описаний борькиного мира зла и подлости[6].
Согласно литературному критику И. Мотяшову, повесть характеризуется поэтичностью и правдивостью; это рассказ о книгах, которые становятся жизнью, о том, какое большое влияние они оказывают на формирование характера и на жизненный путь человека. Как полагал Мотяшов, «Тень Каравеллы», вероятно, стала своеобразным полемическим ответом автора на обвинения критиков в «книжной романтике», которая в повести превращается — когда герои читают, фантазируют и играют в литературных героев — в реальную созидающую силу[8]. Писатель Н. Никонов посчитал, что повесть написана «просветленно» и «проникновенно», и причислял обе части к лучшим произведениям Крапивина. По мнению Никонова, образы и мальчиков (Павлик, Толька Дыркнаб), и девочек (Майка, Милка, Манька) оказались удачными обобщениями, а постоянные в творчестве писателя «каравеллы и паруса» успешно встроены в повествование[9].
По мнению литературного критика Н. Кузина, как и в других своих произведениях, в «Тени Каравеллы» автор рассказывает о «неугомонной поре детства, о дерзновенных мечтах маленьких обитателей земли, делающих первые шаги по жизни». В то же время повесть отличают особенности авторского изложения; по мнению Кузина (1975), это, вероятно, самое романтическое произведение писателя. Критик полагал, что биографическое повествование позволяет увидеть истоки творческого самоопределения Крапивина, его романтического и поэтического восприятия. Владик, как и его тёзка — сам писатель в возрасте семи лет — впервые слышит зов далёких морей в конце войны, накануне победы; как писал Кузин, несмотря на тяготы военного времени, на раннее взросление, дети в те годы сохраняли способность мечтать[10].
В учебном пособии по советской детской литературе под редакцией В. Д. Разовой (1978) повесть была рассмотрена подробно и характеризовалась как одна из лучших книг для детей на тему войны[11][12].
Кандидат филологических наук Т. Галкина проанализировала повесть с точки зрения психолингвистики, рассмотрев системы текстовой репрезентации авторских образов. По мнению Галкиной, в произведении преобладают полимодальные образы: для изображения одного объекта автор чаще всего обращается к трём репрезентативным системам, в первую очередь к визуальной (глаголы используются часто, но однообразны), аудиальной (глаголы используются реже, но более разнообразны) и кинестетической, в меньшей степени — к вкусовой и обонятельной. Благодаря наличию всех пяти репрезентативных систем образы становятся «живыми и проживаемыми», что позволяет писателю «оживить» детские воспоминания[13].
Литературовед И. Сергиенко включает повесть в перечень произведений, составляющих «ядро» реалистической прозы Крапивина 1970–1980-х годов[14].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Сергиенко, 2019, с. 155.
- ↑ Кузин, 1971, с. 137.
- ↑ Щупов, 2022, с. 112, 114.
- ↑ Щупов, 2022, с. 112—114.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Марченко, 1969, с. 7.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Ямпольская, 1971, с. 59.
- ↑ Ямпольская, 1971, с. 59—60.
- ↑ Мотяшов, 1970, с. 171.
- ↑ Никонов, 1972, с. 3.
- ↑ Кузин, 1975.
- ↑ Богатырева, 1998, с. 28.
- ↑ Разова, 1978.
- ↑ Галкина, 2015, с. 92—93.
- ↑ Сергиенко, 2019, с. 153.
Литература
- Акимова А. Н., Иноземцев И. В., Разова В. Д. и др. Советская детская литература [учебное пособие для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов] / под ред. В. Д. Разовой. — М.: Просвещение, 1978. — 496 с.
- Богатырева Н. Ю. Литературная сказка В. П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика) / Дисс. канд. фил. наук. Специальность 10.01.01. — русская литература. — М., 1998. — 209 с.
- Бояршинова Э. И. Друзья и паруса // Уральский рабочий. — Свердловск, 1969. — № 3 сентября. — С. 3.
- Галкина Т. Г. Текстовая репрезентация чувственной ткани образа сознания (на примере повести В. Крапивина «Тень Каравеллы») // Проблемы филологии, культурологии / ред. Н. К. Токтарова, В. И. Семиляк. — Махачкала: НИЦ «Апробация», 2015. — С. 92—94. — ISBN 978-5-9907567-3-1.
- Гольдштейн Р. Мечта, которая — жизнь // На смену!. — Свердловск, 1972. — № 8 сентября. — С. 3.
- Зубарева Е. Е. Несущие тягу земную: Очерки / редактор Д. В. Красновская. — М.: Детская литература, 1980. — 192 с.
- Зубарева Е. Е. Герой детской литературы последних лет // Конфликты и характеры в современной советской литературе. Сборник научных трудов / редактор Г. С. Инюшин. — М.: МГПИ, 1980. — С. 97—108.
- Кузин Н. Г. Если видеть мечту умеешь... // Урал. — 1971. — № 7. — С. 131—137.
- Кузин Н. Г. Между жизнью и сказкой. Штрихи к портрету писателя // На смену!. — Свердловск, 1975. — № 9 октября.
- Кузин Н. Г. Верность теме (Владислав Крапивин) // Диалог с временем: Литературно-критические статьи и очерки. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. — С. 33—44. — 3000 экз.
- Марченко А. М. Расширение вселенной // Детская литература. — 1969. — № 12. — С. 7.
- Мотяшов И. П. Порог требовательности // Урал. — 1970. — № 3. — С. 164—171.
- Никонов Н. Г. Тень Каравеллы... // Уральский рабочий. — Свердловск, 1972. — № 191 (16 августа). — С. 3.
- Петухова А. Е. Друг, которому семь // Детская литература: сборник статей / отв. редактор Д. В. Красновская. — М.: Детская литература, 1974. — С. 232—251.
- Мещерякова М. И., Посашкова Е. В. В. П. Крапивин // Литература Урала: очерки и портреты: книга для учителя / под ред. Н. Л. Лейдермана, Е. К. Созиной; ред. Н. Л. Лейдерман. — Екатеринбург: издательство Уральского университета; издательство Дома учителя, 1998. — С. 564—595. — ISBN 5-7525-0575-5.
- Сергиенко И. А. «Формула Крапивина»: сюжетная модель реалистической прозы Владислава Крапивина 1960–1980-х годов // Сюжетология и сюжетография. — 2019. — № 2. — С. 151–165. — ISSN 2410-7883.
- Щупов А. О. Владислав Крапивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Сократ, 2022. — 560 с. — (Жизнь замечательных уральцев: вып. 9). — ISBN 978-5-6049016-2-5.
- Ямпольская М. Л. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. «Детская литература», М., 1971 [Рецензия] // Детская литература. — 1971. — № 11. — С. 59—60.