Тень Каравеллы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тень Каравеллы
Обложка первого книжного издания (1971)Обложка первого книжного издания (1971)
Жанр Реализм
Автор Владислав Крапивин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1968—1970
Издательство Правда

Тень Каравеллы — автобиографическая[1] повесть Владислава Крапивина. Состоит из двух частей: первая часть, «Тень Каравеллы», была опубликована в журнале в 1968 году в журнале «Пионер» (№ 9 и 10); вторая часть, «По колено в траве», была напечатана в 1970 году там же (№ 9—11). Повесть принесла автору вторую премию Всесоюзного конкурса на лучшее произведение художественной литературы для детей и юношества (1971)[2]. По оценке биографа писателя А. Щупова, «Тень Каравеллы» получила широкую популярность и стала одним из знаковых произведений Крапивина[3].

Создание и публикации

Согласно А. Щупову, писатель работал над повестью почти одиннадцать лет; автор признавался, что «Тень Каравеллы» была наиболее трудным для написания произведением, было испробовано множество вариантов, изменялся состав героев. Черновики включали рассказ «Камень с морского берега», написанный в студенческие годы, рассказ «Осколок моря» и незаконченную повесть «Осколок с берега моря». Первоначально вместо игры с парусником герои помещали камешек в перископ, луч от которого оказывался в том или ином месте на карте. Придумав кораблик, Крапивин закончил работу над обеими частями в общей сложности за три месяца. Вторая часть дописывалась в Приамурье, куда писателя отправили как лейтенанта запаса во время пограничного конфликта на острове Даманском[4].

Первая часть повести, «Тень Каравеллы», была опубликована в журнале в 1968 году в журнале «Пионер» (№ 9 и 10)[5]. вторая часть, «По колено в траве», была напечатана в 1970 году там же (№ 9—11). В 1971 году обе части составили книгу «Тень Каравеллы», вышедшую в издательстве «Детская литература»[6] с иллюстрациями Е. Медведева.

Содержание

Действие происходит зимой во время войны. Автор на основе собственных воспоминаний описывает тыловые будни двух мальчишек[6]. Повествование ведется от лица семилетнего Владьки[1], худенького болезненного первоклассника, который вместе с четвероклассником Павликом переживает все невзгоды военного времени. Их жизнь протекает в не всегда отапливаемой комнате, дети проводят время в очередях, разделяют друг с другом чай с сахарином и ломтик черного хлеба, ожидая вестей с фронта[6].

Двух мальчишек, несмотря на разность характеров и возрастные различия, делает друзьями общая игра-мечта. Ребята придумывают игру, в которой совершают морские путешествия под парусами, напоминающие произведения Р. Стивенсона, и расправляются с капитаном немецкой подводной лодки[6].

Героям противостоит спекулянт Борька по кличке Ноздря, который забирает у младших школьников завтраки и торгует всякой всячиной. Он обманывает и подвергает оскорблениям Владика, а когда пытается его избить, на помощь другу приходит Павлик. Игра и реальность соединяются, как и в игре, герои побеждают злодея...[7]

Критика

Рецензенты А. Марченко и М. Ямпольская цитировали слова автора о «смелом характере» детства, которое «борется за радость» и находит её, несмотря на все препятствия[5][6].

По мнению литературоведа А. Марченко (журнал «Детская литература»), повесть сильно отличалась о предыдущих произведений Крапивина, хотя сохраняла такие их особенности, как романтика моря, книжность, стремление уйти от обычной жизни. По мнению Марченко, повесть написана иначе, уверенно и энергично, «с сознанием власти над словом, свободно и лично», ей присущи подлинность переживаний, точность в интонации и деталях. Если ранее писатель маскировался, изображая других мальчишек, здесь Крапивин, начав искать радость, сумел найти себя, поскольку написал о самом себе. Марченко писала, что обретенная героями «радость детства» сочетается в повести с «беспощадностью военных зим», с их голодом и невзгодами[5].

Рецензент М. Ямпольская из того же издания считала, что повесть отличают психологизм, человечность, настоящая бескорыстная дружба. По её мнению, в произведении переплетены действительность и мечты; обычная жизнь в дни войны описана достоверно и подробно. Автор противопоставляет романтическую игру-мечту, добро и благородство серой и мрачной реальности, которую населяют обыватели и накопители – таков Борька, ненавидящий «интельгенцию»; этот персонаж олицетворяет серость и невежество. Ямпольская отметила различие в лексических средствах: эмоционально насыщенные, яркие и красочные фрагменты, посвященные романтической игре (в которых присутствует масса морских терминов и названий), сильно отличаются от описаний борькиного мира зла и подлости[6].

Согласно литературному критику И. Мотяшову, повесть характеризуется поэтичностью и правдивостью; это рассказ о книгах, которые становятся жизнью, о том, какое большое влияние они оказывают на формирование характера и на жизненный путь человека. Как полагал Мотяшов, «Тень Каравеллы», вероятно, стала своеобразным полемическим ответом автора на обвинения критиков в «книжной романтике», которая в повести превращается — когда герои читают, фантазируют и играют в литературных героев — в реальную созидающую силу[8]. Писатель Н. Никонов посчитал, что повесть написана «просветленно» и «проникновенно», и причислял обе части к лучшим произведениям Крапивина. По мнению Никонова, образы и мальчиков (Павлик, Толька Дыркнаб), и девочек (Майка, Милка, Манька) оказались удачными обобщениями, а постоянные в творчестве писателя «каравеллы и паруса» успешно встроены в повествование[9].

По мнению литературного критика Н. Кузина, как и в других своих произведениях, в «Тени Каравеллы» автор рассказывает о «неугомонной поре детства, о дерзновенных мечтах маленьких обитателей земли, делающих первые шаги по жизни». В то же время повесть отличают особенности авторского изложения; по мнению Кузина (1975), это, вероятно, самое романтическое произведение писателя. Критик полагал, что биографическое повествование позволяет увидеть истоки творческого самоопределения Крапивина, его романтического и поэтического восприятия. Владик, как и его тёзка — сам писатель в возрасте семи лет — впервые слышит зов далёких морей в конце войны, накануне победы; как писал Кузин, несмотря на тяготы военного времени, на раннее взросление, дети в те годы сохраняли способность мечтать[10].

В учебном пособии по советской детской литературе под редакцией В. Д. Разовой (1978) повесть была рассмотрена подробно и характеризовалась как одна из лучших книг для детей на тему войны[11][12].

Кандидат филологических наук Т. Галкина проанализировала повесть с точки зрения психолингвистики, рассмотрев системы текстовой репрезентации авторских образов. По мнению Галкиной, в произведении преобладают полимодальные образы: для изображения одного объекта автор чаще всего обращается к трём репрезентативным системам, в первую очередь к визуальной (глаголы используются часто, но однообразны), аудиальной (глаголы используются реже, но более разнообразны) и кинестетической, в меньшей степени — к вкусовой и обонятельной. Благодаря наличию всех пяти репрезентативных систем образы становятся «живыми и проживаемыми», что позволяет писателю «оживить» детские воспоминания[13].

Литературовед И. Сергиенко включает повесть в перечень произведений, составляющих «ядро» реалистической прозы Крапивина 1970–1980-х годов[14].

Примечания

Литература

  • Акимова А. Н., Иноземцев И. В., Разова В. Д. и др. Советская детская литература [учебное пособие для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов] / под ред. В. Д. Разовой. — М.: Просвещение, 1978. — 496 с.
  • Богатырева Н. Ю. Литературная сказка В. П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика) / Дисс. канд. фил. наук. Специальность 10.01.01. — русская литература. — М., 1998. — 209 с.
  • Бояршинова Э. И. Друзья и паруса // Уральский рабочий. — Свердловск, 1969. — № 3 сентября. — С. 3.
  • Галкина Т. Г. Текстовая репрезентация чувственной ткани образа сознания (на примере повести В. Крапивина «Тень Каравеллы») // Проблемы филологии, культурологии / ред. Н. К. Токтарова, В. И. Семиляк. — Махачкала: НИЦ «Апробация», 2015. — С. 92—94. — ISBN 978-5-9907567-3-1.
  • Гольдштейн Р. Мечта, которая — жизнь // На смену!. — Свердловск, 1972. — № 8 сентября. — С. 3.
  • Зубарева Е. Е. Несущие тягу земную: Очерки / редактор Д. В. Красновская. — М.: Детская литература, 1980. — 192 с.
  • Зубарева Е. Е. Герой детской литературы последних лет // Конфликты и характеры в современной советской литературе. Сборник научных трудов / редактор Г. С. Инюшин. — М.: МГПИ, 1980. — С. 97—108.
  • Кузин Н. Г. Если видеть мечту умеешь... // Урал. — 1971. — № 7. — С. 131—137.
  • Кузин Н. Г. Между жизнью и сказкой. Штрихи к портрету писателя // На смену!. — Свердловск, 1975. — № 9 октября.
  • Кузин Н. Г. Верность теме (Владислав Крапивин) // Диалог с временем: Литературно-критические статьи и очерки. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. — С. 33—44. — 3000 экз.
  • Марченко А. М. Расширение вселенной // Детская литература. — 1969. — № 12. — С. 7.
  • Мотяшов И. П. Порог требовательности // Урал. — 1970. — № 3. — С. 164—171.
  • Никонов Н. Г. Тень Каравеллы... // Уральский рабочий. — Свердловск, 1972. — № 191 (16 августа). — С. 3.
  • Петухова А. Е. Друг, которому семь // Детская литература: сборник статей / отв. редактор Д. В. Красновская. — М.: Детская литература, 1974. — С. 232—251.
  • Мещерякова М. И., Посашкова Е. В. В. П. Крапивин // Литература Урала: очерки и портреты: книга для учителя / под ред. Н. Л. Лейдермана, Е. К. Созиной; ред. Н. Л. Лейдерман. — Екатеринбург: издательство Уральского университета; издательство Дома учителя, 1998. — С. 564—595. — ISBN 5-7525-0575-5.
  • Сергиенко И. А. «Формула Крапивина»: сюжетная модель реалистической прозы Владислава Крапивина 1960–1980-х годов // Сюжетология и сюжетография. — 2019. — № 2. — С. 151–165. — ISSN 2410-7883.
  • Щупов А. О. Владислав Крапивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Сократ, 2022. — 560 с. — (Жизнь замечательных уральцев: вып. 9). — ISBN 978-5-6049016-2-5.
  • Ямпольская М. Л. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. «Детская литература», М., 1971 [Рецензия] // Детская литература. — 1971. — № 11. — С. 59—60.