Острова и капитаны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Острова и капитаны
Жанр Реализм
Автор Владислав Крапивин
Язык оригинала русский
Дата написания 1984—1986
Дата первой публикации 1987—1989
Издательство Средне-Уральское книжное издательство

«Острова и капитаны» — роман в трёх книгах[1] Владислава Крапивина, написанный в 1984—1986 годах[2]. Наиболее объемное произведение писателя[3]. Опубликован частями в 1987, 1988 и 1989 годах, полностью был издан в двух томах в 1989—1990 годах. Состоит из повестей «Хронометр», «Граната» и романа «Наследники».

Содержание

Художественно-историческая[3] трилогия включает несколько сюжетных линий. В первой части действие разворачивается в конце 1940-х годов, мальчик Толик знакомится с человеком по фамилии Курганов, который пишет книгу о кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна. Во второй повести события происходят в Севастополе спустя двадцать лет, а действие третьей книги отнесено к 1980-м годам, в ней рассказывается о жизни подростка Егора по прозвищу Кошак, который занимает высокое место в «полууголовной компании»[4]. Сквозными мотивами трилогии являются утраченная рукопись о малоизвестном эпизоде кругосветного плавания[1] — трагической судьбе лейтенанта Головачева; морской хронометр, оставленный Толику Кургановым[1]; влияющая на судьбы героев граната[5], от которой во время Крымской войны спасает детей ценой собственной жизни капитан-лейтенант Алабышев[6].

Критика

Как полагала кандидат филологических наук А. Синицкая, автор использовал шаблонные схемы беллетристики и объединил в рамках мелодраматического сюжета «таинственные нити судьбы», связывающие «в единое целое жизни нескольких поколений, поиски старинных документов и артефактов, узнавание, тайну рождения и обретение родителей»[7]; незаметные случайные события влекут существенные последствия. Синицкая полагала, что роман-трилогия скорее является «сериалом», поскольку сюжетные линии нуждаются в «сериальной длительности». Как и в сериалах, в романе связаны истории нескольких семей, герои «отражаются» в будущем и прошлом, различные ситуации соединяются в «сложный сюжетный узел», а эпизоды могут заменять друг друга, хотя в смысловом плане самодостаточны[8]. Синицкая считала такую схему достаточно распространенной, хотя и редко встречающейся в советской детской литературе. Исследователь отмечала «авантюрность» сюжета, что связано с попыткой привнести жанр пасхального рассказа (Синицкая отмечала, что речь не идет о семейной саге в форме романа или об истории одного героя, как в случае Шерлока Холмса) в общую мелодраматическую схему[9]. Этот мелодраматизм, по мнению Синицкой, связывается с романтизацией прошлого, которое включает как литературный (А. Грин), так и «реальный» (Октябрьская революция и Великая отечественная война) аспекты; во втором случае прошлое героизируется, хотя, как отмечала Синицкая, «герой-жертва-мученик» (гайдаровский мотив) оказывается в негероических обстоятельствах. По оценке исследователя, в романе находит своё кульминационное выражение традиционный для Крапивина мотив «поверки смертью»: в центре сюжетных коллизий и судеб героев находятся две смерти, самоубийство Головачёва и гибель Алабышева[8].

По мнению кандидата филологических наук Н. Богатырёвой, в трилогии рассмотрены истоки разрушения отношений в семье, причины того, почему у изначально хороших детей появляется «съёженная душа звереныша», как у Егора, который издевается над слабыми. Богатырёва полагает, что автор видит причины в насилии по отношению к детям: отец систематически порет Егора, а мать оказывается соучастницей, поскольку этому не противится[4]. По мнению публициста Е. Савина, главная идея романа — «всеобщая взаимосвязь всех вещей и явлений», содержание взаимосвязей составляют отношения между людьми; о причинах и следствиях всё время говорят и сами герои. Савин полагал, что роман обнаруживает структурное сходство с индийскими фильмами и латиноамериканскими сериалами (приемный сын, встреча со вновь обретёнными родственниками и т. д.). По мнению Савина, выстроенная автором схема повествования была в дальнейшем использована в цикле о Великом Кристалле[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Синицкая, 2016, с. 226.
  2. Щупов, 2022, с. 162—163, 166, 539.
  3. 3,0 3,1 Гришин, 2005, с. 298.
  4. 4,0 4,1 Богатырёва, 2022, с. 27.
  5. 5,0 5,1 Савин, 1995.
  6. Синицкая, 2016, с. 227.
  7. Синицкая, 2013, с. 195.
  8. 8,0 8,1 Синицкая, 2016, с. 226—227.
  9. Синицкая, 2016, с. 225—226.

Литература

  • Богатырёва Н. Ю. Русская литература для подростков 2010–2020-х годов: монография. — М.: МПГУ, 2022. — 190 с. — ISBN 978-5-4263-1103-9.
  • Гришин К. К. Крапивин, Владислав Петрович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Олма-Пресс ИНВЕСТ, 2005. — Т. 2. — С. 297—300. — ISBN 5-94848-211-1, 5-94848-245-6, 5-94848-262-6, 5-94848-307-X.
  • Липовецкий М. Л. В одеждах романтики // Литературное обозрение. — 1988. — № 5. — С. 49—52.
  • Савин Е. В плену Великого Кристалла // Двести. — М.: Стожары, 1995. — № Д (июль). — С. 68—76.
  • Синицкая А. В. Бригантина, гипсовый трубач и скелет в шкафу: классика жанра «с двойным дном» (сюжеты Владислава Крапивина) // Конвенциональное и неконвенциональное. Интерпретация культурных кодов / Сост. и общ. ред. В. Ю. Михайлина и Е. С. Решетниковой. — Саратов; СПб.: ЛИСКА, 2013. — С. 186—197. — ISBN 978-5-89091-466-8.
  • Синицкая А. В. Формулы мелодраматического сюжета, игра в эпос и советская метафизика // Детское чтение. — Кабинетный учёный, 2016. — Т. 10, № 2. — С. 214–236. — ISSN 2686-7052.
  • Щупов А. О. Владислав Крапивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Сократ, 2022. — 560 с. — (Жизнь замечательных уральцев: вып. 9). — ISBN 978-5-6049016-2-5..