Театр имени Мухтара Ауэзова (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Театр имени Мухтара Ауэзова»
Мұхтар Әуезов атындағы театры
Линия А
Алматинский метрополитен
Расположение Алмалинский район,
Бостандыкский район
Дата открытия 1 декабря 2011
Проектное название Тулпар
Тип колонная трехсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 30
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 104
Ширина платформы, м 15,2
Архитекторы Т. С. Абильда,
Б. К. Мусургалиев,
А. М. Жунусов
Художники Г. А. Ешкенов,
А. Ж. Жамхан
Выход к улицам Проспект Абая, Улица Байзакова, Казахский государственный цирк
Наземный транспорт

А 3н, 25, 34, 44, 57, 62, 65, 66, 92, 98, 118, 120, 120а, 128

Тр 5, 19, 25
Режим работы 06:20—00:00
Перейти к шаблону «Первая линия (Алма-Ата)» 
оборотные тупики
Гейт Сити
Автовокзал Северный
Алматы-1
Суюнбая
Роща Баума
БАК
оборотные тупики
Райымбек батыра
Жибек Жолы
Алмалы
Абая
Байконур
Театр имени Мухтара Ауэзова
Алатау
Сайран
Москва
оборотные тупики
Сары-Арка
Бауыржан Момышулы
Калкаман
Западный автовокзал
оборотные тупики

«Театр имени Мухтара Ауэзова» (каз. Мұхтар Әуезов атындағы театры) — 6-я станция Алма-Атинского метрополитена. Расположена на линии А, между станциями «Байконур» и «Алатау».

Станция расположена под проспектом Абая на пересечении с улицей Жандосова.

История и происхождение названия

Открытие станции произошло 1 декабря 2011 года в составе первого пускового участка Алматинского метрополитена «Райымбек батыра» — «Алатау».

Название станция получила от расположенного рядом Казахского драматического театра имени Мухтара Ауэзова. В проекте имела название «Тулпар».

Вестибюли и пересадки

Входы-выходы в подземный вестибюль расположены на северной и южной сторонах проспекта Абая в районе улицы Джандосова в Алмалинском и Бостандыкском районах города. К вестибюлю подходит пешеходный переход, расположенный поперек проспекта Абая.

Техническая характеристика

Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения (глубина 30 м) с междупутьем 18,1 м. Состоит из трех залов — центрального и двух боковых, которые образуют общую островную платформу шириной 15,2 м и длиной 104 м. Спуск-подъём на станцию по эскалаторам (4 ленты) высотой подъёма 27,0 м, длиной 54,0 м.

Архитектура и оформление

Интерьер станции выполнен из отделанных стен и колонн плитками травертина со вставленными объемными медальонами, выполненными из гиперпласта и украшенными национальным орнаментом и сценами из быта кочевников (16 сцен — по 8 с каждой стороны зала). Стены также украшены карнизным профилем из искусственного камня. Полы гранитные с простым, крупным рисунком. В торце платформы располагается живописное мозаичное панно с изображением сцены из спектакля.

Ближайшие объекты

Строительство станции

Ниже представлены наиболее значимые события[1]:

  • 1992 год — начало строительства подходной камеры.
  • Ноябрь 2001 года — сбойка левого перегонного тоннеля со стороны станции «Алатау».
  • Декабрь 2004 года — сбойка правого перегонного тоннеля со стороны станции «Алатау».
  • Январь 2006 года — сбойка левого перегонного тоннеля со стороны станции «Байконур».
  • Июнь 2006 года — сбойка правого перегонного тоннеля со стороны станции «Байконур».
  • Август 2006 года — начало строительства наклонного хода.
  • 2007 год — начало сооружения левого станционного тоннеля.
  • Январь 2008 года — по наклонному тоннелю прошли 37 тюбингов из 54. Демонтирована надстройка над стволом на пересечении проспекта Абая и реки Весновка.
  • Май 2008 года — началось строительство венткиосков.
  • 28 сентября 2009 года — на строящейся станции произошёл обвал. Есть пострадавшие[2].

Примечания

  1. История строительства метрополитена (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июня 2019. Архивировано 5 января 2019 года.
  2. В алматинском метро произошёл обвал, есть пострадавшие Архивная копия от 1 октября 2009 на Wayback Machine Today.Kz

Ссылки