Тарсия, Бартоломео

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бартоломео Тарсия
Триумф Мудрости
Дизайн потолка
Дизайн потолка

Бартоломео (Варфоломей) Та́рсия (итал. Bartolomeo Tarsia; 1690, Венеция — 1765, Санкт-Петербург) — итальянский художник позднего барокко XVIII столетия.

Биография

В 1722 году по приглашению графа С. Л. Рагузинского, представителя императора Петра I в Венеции, приехал в Санкт-Петербург.

В 1720-е годы украшал Большой Петергофский дворец, в 1750-е годы, когда Петергофский дворец был перестроен и расширен Б. Ф. Растрелли, также занимался его украшением. Потолок Парадной лестницы украсил плафоном «Аллегория Весны» (1751 год). Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой искусств. Им же созданы плафон «Аполлон на Парнасе», плафон Картинного зала Петергофского дворца на тему «История иероглифики», созданный в 1726 году.

Плафоны погибли, но сохранились фотографии и 2 авторских эскиза, по которым можно судить, что Б. Тарсия придерживался принципов позднего барокко.

Б. Тарсия способствовал совершенствованию профессионального художественного образования в России. Директор гравировального департамента Я. Штелин пригласил его обучать рисованию русских гравёров.

В 1738—1741 г. был ведущим преподавателем «Рисовальной палаты» при основанной императором Петром I Академии наук, где готовил гравёров и иллюстраторов научных изданий, обучал рисованию с гипсов и с натуры. Покинул Россию в 1750-е гг.

Им написан заглавный лист к описанию кунсткамеры академии художеств. На листе представлена императрица Анна Иоанновна в виде матери, приводящей детей к Минерве; вдали аллегорические изображения наук и статуя Петра Великого, вверху слава с подписью: «Пётр начал, Анна совершила». Других достоверных произведений Б. Тарсия не сохранилось.

Примечания

Литература

  • Большая биографическая энциклопедия. 2009.
  • Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — СПб. 1889. — Т. 1. С. 282; Т. II, прил., С. 304.
  • Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения. — Москва, 1870. — С. 29, 249, 329. — II.
  • Пекарский История Имп. Академии Наук. — СПб, 1870. — Т. І, С. 542. — «Сборник Русского Исторического Общества», Т. XVII, стр. III.