Тарас Бульба (рапсодия)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тарас Бульба
чеш. Taras Bulba
Композитор Леош Яначек
Форма рапсодия
Дата создания 1915—1918
Дата первой публикации 1924
Части 1. Смерть Андрия
2. Смерть Остапа
3. Пророчество и смерть Тараса Бульбы
Исполнительский состав
пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавра, малый барабан, подвесная тарелка, треугольник, колокола, арфа, орган, струнные.
Первое исполнение
Дата 9 октября 1921
Место Национальный театр в Брно

«Тарас Бульба» (чеш. Taras Bulba) — рапсодия для оркестра чешского композитора Леоша Яначека. Она была написана между 1915 и 1918 годами и является одним из самых известных произведений Яначека[1][2]. Рапсодия написана по мотивам одноимённой повести Николая Гоголя[2].

Первая версия произведения была закончена 2 июля 1915 года, но позже Яначек исправил её и внёс существенные изменения[2]. Вторая, почти полная версия была закончена 29 марта 1918 года[2]. Премьера «Тараса Бульбы» состоялась 9 октября 1921 года в Национальном театре в Брно (дирижёр Франтишек Нойман). Композиция была посвящена «нашей армии, вооружённому защитнику нашей нации»[3]. Она была издана Hudební matice в 1924 году в аранжировке для фортепианного дуэта, написанной Бржетиславом Бакалой. В 1927 году была опубликована полная партитура с дальнейшими изменениями. Яначек охарактеризовал свою работу как «рапсодию» и выбрал три эпизода из повести Гоголя для отражения в этом программном произведении.

Описание

Инструменты

Музыка написана для пикколо, 2-х флейт, 2-х гобоев, английского рожка, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, контрафагота, 4-х валторн, 3-х труб, 3-х тромбонов, тубы, литавры, малого барабана, подвесной тарелки, треугольника, колоколов, арфы, органа и струнных.

Части

Музыкальное произведение состоит из трёх частей:

  1. Смерть Андрия
    Первая часть, «Смерть Андрия», посвящена младшему сыну казака Тараса Бульбы, который влюбляется в дочь польского воеводы. В начале — страстный эпизод между влюблёнными с соло в исполнении английского рожка, скрипки и гобоя. Время от времени повсюду появляются намёки на темноту, и в конце концов музыка становится все более бурной, показывая битву между двумя армиями: гневный лай тромбона, звон колоколов и торжествующий возглас трубы. Андрий сражается на стороне поляков, но когда его отец приближается к нему в битве, он осознает свое предательство и опускает голову, чтобы его убил сам Тарас Бульба. В финале, есть краткое воспоминание о любовной музыке.
  2. Смерть Остапа
    Вторая часть, «Смерть Остапа», посвящена старшему сыну Тараса Бульбы, которого терзает смерть Андрия. Его схватили поляки во время битвы и увезли в Варшаву для пыток и казни. Переодетый Тарас Бульба пробирается в Варшаву, а в момент смерти Остапа забывает, где находится, и зовет сына. Большая часть музыки звучит как неумолимый, хромающий марш. А в конце — дикая мазурка под торжествующий танец поляков. Тараса Бульбу олицетворяют мрачные тромбоновые ноты, а последний мучительный крик Остапа играет высокий кларнет.
  3. Пророчество и смерть Тараса Бульбы
    В последней части «Пророчество и смерть Тараса Бульбы» казаки бешено сражаются по всей Польше, чтобы отомстить за Остапа. В конце концов Тарас Бульба попадает в плен в битве на Днепре, но прежде, чем он будет сожжён польской армией, он произносит дерзкое пророчество: «Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!». Часть начинается с боевой музыки и боевых кличей Тараса Бульбы (тромбоны), затем идёт тихий отрывок, изображающего его поимку. Само пророчество — это волнующий пассаж для духовых и органных инструментов, кульминацией которого является звон колоколов и торжествующий эпилог. Как раз перед тем, как вступают колокола, мы слышим первый письменный пример в классической музыке моравской каденции в баре 169[4].

Примечания

  1. Sleeve note of the Supraphon CD (SU 3667-2911)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Jan Vičar Leoš Janáček`s Taras Bulba Архивная копия от 22 апреля 2021 на Wayback Machine // Imprints: Essays on Czech Music and Aesthetics. Palacký University in Olomouc, 2005
  3. Score, p. VI
  4. Overview of Bohuslav Martinů‟s Piano Style, Crane-Waleczek (2011), p.19

Литература

  • Leoš Janáček: Taras Bulba. Rapsodia per orchestra. Partitura. (Score) Prague: Editio Supraphon, 1980. H 3616p

Ссылки