Тальяпьетра, Альвизе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альвизе Тальяпьетра
Alvise Tagliapietra
Дата рождения 1670(1670)
Место рождения Венеция
Дата смерти 1747(1747)
Место смерти Венеция
Род деятельности скульптор
Дети Амброджо Тальяпьетра (р. 1701) и Джузеппе Тальяпьетра (р. 1711)

Альвизе Тальяпьетра (итал. Alvise Tagliapietra 1670—1747) — скульптор венецианского барокко.

Альвизе Тальяпьетра родился в Венеции в 1670 году и умер там же в 1747 году. Его фамилия происходит от итальянского слова «tagliapietra», что означает «резчик по камню»[1] или «камнетёс»[2].

Ученик Генриха Мейринга (1638–1723), старшего товарища, который был у него свидетелем на свадьбе[3] (февраль 1697 г.)[4][5]. После женитьбы начал самостоятельную деятельность[6]. Один из самых тонких и изысканных венецианских ваятелей начала XVIII века. В его творчестве наиболее ярко ощущается близость к стилю рококо[6][7], а для его работ характерно «высокое композиционное мастерство, элегантность деталей и какая-то совершенно особая свобода и непосредственность исполнения»[4][5].

Между 1705 и 1711 годами он и помощники его мастерской изготавливали мраморные статуи для алтаря церкви Святого Хрисогена Аквилейского в Задаре. Британский историк Джон Джулиус Норвич так описывает статую святого Симеона: «Преувеличенные контрапост и экзотические одеяния делают эту статую запоминающейся»[8]. Вскоре после этого, Альвизе Тальяпьетра стал одним из немногих итальянских скульпторов, которым было поручено изготовить скульптуры для Екатерининского парка в Царском Селе близ Санкт-Петербурга[9] (см. Обсуждение).

Работе Альвизе Тальяпьетра приписывается скульптура Мадонны Розария, в церкви Святого Доминика в городе Сплит, Хорватия. Однако Норвич высказывал сомнения в такой атрибуции[10].

Тальяпьетра со своими сыновьями: Амброджо (р. 1701) и Джузеппе (р. 1711) работал в церкви Святого Георгия и Святого Евфимия в городе Ровинь, Истрия[11].

В его родной Венеции, работы Тальяпьетра включают в себя статую «Умеренности» на фасаде церкви Джезуати[12], в 1732 году для церкви Сан-Моизе он создал баптистерий и кафедру и баптистерий оратории Святого Мартина в Кьодже[13]. Он также выполнил рельефы «Встреча Марии и Елисаветы» (1730) и «Принесение во храм» (1733—1734) в Капелле Божией Матери Розария в церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции[14].

В Санкт-Петербурге по одной работе скульптура находятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже и ГМЗ «Царское Село»[6]. Это статуи «Беллона», «Правосудие» и «Слава», которые признаются одними из лучших в собрании венецианской скульптуры первой четверти XVIII века Петра Великого[15]:

  • Статуя «Беллона»[4][5][7]. 1718-1719. Мрамор белый каррарский. Высота 188 см. На подножии спереди: «BELLONA», сзади «ALVISE A S. MOISE. F.». Скорее всего выполнена по заказу графа С.Л. Рагузинского-Владиславича для А. Д. Меншикова и затем предназначалась для Царского села, но так туда и не была перевезена. Упоминается в описях Летнего сада начиная с 1736 г. С 2012 г. находится в Михайловском замке Государственного Русского музея, Зал антиков (№ 137). В Летнем саду установлена копия.
  • Статуя «Правосудие»[4][5][7][16][17]. 1718–1719. Мрамор белый каррарский. Высота 202 см. Надписи не видны. Приобретена С.Л. Рагузинским-Владиславичем в Венеции для А. Д. Меншикова. В 1732 г. перевезена из сада дворца А. Д. Меншикова в Летний сад и оставлена там за неимением парной. Позже, после 1771 г., оказалась в Таврическом дворце, откуда в 1839 г. поступила в Зимний дворец. В мае 1839 г. статую реставрировал В. И. Демут-Малиновский, затем её установили в нише по центральной оси Иорданской (Парадной) лестницы, где и находится.
  • Статуя «Слава»[4][5][6][7]. 1723–1725. Мрамор белый каррарский. Высота 197 см. На подножии спереди: «GLORI», сзади «ALVISE A S. MOISE. F.». Заказана С.Л. Рагузинским-Владиславичем из Санкт-Петербурга в 1723 г. в ознаменование мира, заключённого со Швецией. Завершена к весне 1725 г., в июне 1726 г. привезена из Венеции в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду, откуда в 1743 г. поступила в Царское село. В 1992 г. установлена у парадного подъезда Екатерининского дворца со стороны плаца, где и находится.

В авторской подписи «ALVISE A S. MOISE. F.» указывал своё имя «Alvise» и, вероятно, прозвище «a San Moise» — по названию знаменитой барочной церкви Сан-Моизе в Венеции, которая сплошь усеяна декоративной скульптурой как снаружи, так и изнутри, и в которой ему довелось работать[2], а также букву «F», что означает «делал».


Галерея

Примечания

  1. Виртуальный Русский музей. Раздел «Тальяпьетра Альвизе».
  2. 2,0 2,1 Мацулевич Ж. А. Летний сад и его скульптура. Л.: Огиз, Изогиз, Ленинградское отделение, 1936. – С. 98. – 172 с.
  3. Kudiš Burić, Nina. A tabernacle by Alvise Tagliapietra in the Cathedral of Osor // Zbornik za umetnostno zgodovino (Nova vrsta) (0351-224X) 41 (2005). – С. 212.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Андросов С. О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 1999. – С. 72 – 74. – 272 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Андросов С. О. Пётр Великий и скульптура Италии. — СПб.: Арс, 2004. – С. 220, 223, 224. – 419 c.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Степаненко И. Г. Венецианская декоративная скульптура первой четверти XVIII века. Каталог коллекций. Том IX. Книга I. — СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2015. – С. 100 – 101. – 136 c.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Андросов С. О. Пётр Великий и скульптура Италии. — СПб.: Арс, 2004. – С. 391–392. – 419 c.
  8. Norwich, John Julius. Croatia: Aspects of Art, Architecture and Cultural Heritage (англ.). — Frances Lincoln, 2009. — P. 136.
  9. The Park Sculpture (недоступная ссылка). Tsarskoye Selo State Museum. Дата обращения: 2 января 2013. Архивировано 25 октября 2012 года.
  10. Norwich, John Julius. Croatia: Aspects of Art, Architecture and Cultural Heritage (англ.). — Frances Lincoln, 2009. — P. 126.
  11. Parish Church of St. George and St. Euphemia (недоступная ссылка). Museum with no Frontiers. Дата обращения: 2 января 2013. Архивировано 15 апреля 2013 года.
  12. Venezia - Guide Rosse Italia (неопр.). — Touring Club Italiano, 1996. — С. 428.
  13. Alinari, V. Églises et "Scuole" de Venise (неопр.). — Florence: Alinari Frères, 1906. — С. 249, 325.
  14. Romanelli, Giandomenico. Venice: Art & Architecture (неопр.). — Könemann, 1997. — С. 733.
  15. Мацулевич Ж. А. Монументально-декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и Москвы. 1946. Рукопись. Архив Государственного Эрмитажа. – С. 33.
  16. Итальянская скульптура XVII–XVIII веков: каталог коллекции / С. О. Андросов; Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — С. 207, 209. — 344 с.
  17. Пашкова Т. Л. Эрмитаж. Парадные залы. СПб.: Альфа-Колор, 2019. – С. 5. – 36 с.