Тальони, Поль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Паоло (Пауль, Поль) Тальони
Paolo Taglioni
Литография Паоло Тальони работы Й. КрихубераЛитография Паоло Тальони работы Й. Крихубера
Профессия артист балета, балетмейстер,
Театр Королевская опера в Берлине
Паоло с сестрой балериной Марией Тальони в балете «La Sylphide» худ. Ф. Леполь (1832)

Паоло (Пауль, Поль) Николаус Тальони (итал. Paul Nikolaus (Paolo Nikola) Taglioni; 12 января 1808, Вена, Австрийская империя — 6 января 1884, Берлин Германская империя) — итальянский артист балета, танцовщик, хореограф и балетмейстер.

Биография

Представитель знаменитой итальянской балетной династии. Сын педагога и балетмейстера Филиппо Тальони. Младший брат балерины Марии Тальони.

Учился у своего отца и в Париже у Ж. Ф. Кулона. Дебютировал в 1825 в Штутгарте (исполнил па-де-де совм. с сестрой Марией Тальони). В 1826—1829 гастролировал в Вене, Мюнхене, Берлине; выступал во Франции, Германии с сестрой Марией, нередко разделяя её триумфы.

В 1831 году поставил свой первый балет — «Die Pagen des Herzogs von Vendôme».

В 1847—1851 и 1856—1857 — солист лондонского театра «Her Majesty’s Theatre», где поставил балеты: «Коралия, или Непостоянный рыцарь» (1847), «Tea, или Фея цветов» (1847), «Прима-балерина, или Ловушка», «Зимние развлечения, или Конькобежцы» (оба-1849), «Метаморфозы» (1850), все — композитора Ц. Пуни. В балетах, поставленных им в Лондоне, участвовали выдающиеся романтические танцовщицы: Карлотта Гризи, Каролина Розати, Мария Тальони, Амалия Феррарис, А. Боскетти и др.

Работал в Королевской опере в Берлине, в миланской «Ла Скала». В 1856—1883 — балетмейстер берлинской Придворной оперы, где поставил один из самых известных своих балетов «Приключения Флика и Флока» П. Л. Гертеля (1858), затем «Корсар», «Тщетная предосторожность» (1864), «Коппелия» (1882) и др. Одновременно ставил спектакли в Милане, Москве, Петербурге, Вене и др.

Поставленные им, кроме того, балеты: «Теа, или Фея цветов», «Фьорита», «Прима-балерина», «Зимние развлечения» и др.

Вначале постановки П. Тальони были отмечены влиянием отца, затем балетмейстер начал обретать свой стиль, вводя постановочные и техничевские новшества (эффекты электрического освещения и др.).

Постановки П. Тальони, созданные в эпоху повсеместно начавшегося упадка балетного искусства, в известной мере, противостояли этой тенденции и помогли немецкому балетному театру сохранить высокий художественный и исполнительский уровень.

Примечания

Литература

  • Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.

Ссылки