Талызина, Нина Фёдоровна
Нина Фёдоровна Талызина | ||||
---|---|---|---|---|
Научная сфера | педагогическая психология, дидактика | |||
Место работы | кафедра психологии образования и педагогической психологии МГУ | |||
Учёное звание |
профессор, академик РАО |
|||
Награды и премии |
|
|||
Ни́на Фёдоровна Талы́зина (28 декабря 1923, Лучинское, Ярославская область, СССР — 6 января 2018, Москва, Россия) — советский и российский психолог. Специалист в области педагогической психологии. Лауреат большого количества премий и наград за заслуги в области науки и образования. Внесла крупный вклад в разработку деятельностного подхода к обучению. Действительный член Академии педагогических наук СССР (с 1989), действительный член Российской академии образования (c 1993)[1].
Биография
Н. Ф. Талызина родилась в многодетной крестьянской семье[2] в селе Лучинское под городом Ярославлем. В молодости на мировоззрение Н. Ф. Талызиной большое влияние оказала семья просветителя Б. Ф. Некрасова, племянника Н. А. Некрасова.
После окончания семилетней школы Н. Ф. Талызина поступила в 1939 году в Ярославское педагогическое училище. В 1942 году стала студенткой физико-математического факультета Ярославского педагогического института, где начала заниматься психологией под руководством профессора НИИ психологии АПН РСФСР Т. Е. Егорова.
С 1947 по 1950 гг. училась в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. Под руководством профессора П. А. Шеварева защитила диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач». Одновременно работала в научной лаборатории психологии обучения, которую возглавляла Н. А. Менчинская.
С 1950 года работала в Московском государственном университете. Научно-исследовательскую деятельность в МГУ начала под руководством П. Я. Гальперина. Сотрудничала с ним с самого начала разработки его теории поэтапного формирования умственных действий, является его ученицей и последовательницей[3]. В 1970 г. под его руководством защитила докторскую диссертацию на тему «Управление процессом усвоения знаний».
В 1963 году возглавила кафедру педагогики философского факультета МГУ, а после создания факультета психологии — кафедру педагогической психологии и педагогики, заведующей которой была в течение 28 лет. В 1971 г. Н. Ф. Талызиной было присвоено звание профессора, в том же году она была избрана членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1989 г. — академиком АПН СССР (РАО).
С 1966 г. являлась руководителем лаборатории педагогической психологии, с 1989 г. возглавляла Центр по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ, осуществляющий обучение преподавателей и методистов на основе деятельностной теории учения.
Умерла 6 января 2018 года; похоронена на Истринском кладбище в Московской области[4][5].
Научный вклад
В этом разделе использованы только первичные либо аффилированные источники. |
Исходными теоретическими постулатами деятельностной теории учения послужили положения, разработанные в советской психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным. С точки зрения Талызиной, именно деятельностный подход является метологической базой для создания психологии, которая позволяет преодолеть функционалистский подход к психике, мешающий eё адекватному исследованию. В качестве единицы анализа (в том числе учебной деятельности) должна выступать не изолированная функция, а действие как системное образование[6][7]. Н. Ф. Талызина осуществляет дальнейшее развитие идей деятельностной теории и общепсихологической теории становления психических функций П. Я. Гальперина[8]. Благодаря Н. Ф. Талызиной теория формирования умственных действий и понятий в настоящее время реализуется на практике в процессе обучения во всем мире[9].
Обширные исследования Н. Ф. Талызиной внесли большой вклад в развитие педагогической психологии, а также в организацию современного непрерывного образования и профессиональной подготовки психологов[10]. Н. Ф. Талызиной активно изучались закономерности и механизмы процесса учения, формирования умственных действий и познавательных умений. Разработаны методы моделирования различных видов познавательной деятельности и принципы управления процессом их формирования. Сформулирована деятельностная концепция программированного обучения[11][12][13][14][15].
Н. Ф. Талызиной было проведено семь циклов исследований[2]. Они посвящены:
- формированию научных понятий[16][17][18];
- возрастным возможностям усвоения логического мышления[19];
- моделированию и формированию познавательных видов деятельности[20];
- психологическим механизмам обобщения[21];
- рассмотрению обучения как одного из видов управления и анализу особенностей реализации в обучении требований общей теории управления[22];
- деятельностному подходу к психодиагностике интеллекта[23][24];
- использованию деятельностного подхода при разработке проблем дидактики[25].
Результаты исследований Н. Ф. Талызиной представлены в многочисленных (более 400) публикациях, изданных на 16 языках.
Основные труды
- Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969;
- Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т. В. Габай). М., 1977;
- Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980;
- Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. М., 1975, 1984;
- Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю. В. Карповым). М., 1987;
- Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). Саратов, 1987;
- Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя; М., 1988;
- Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С. В. Кривцевой, Е. А. Мухаматулиной). М., 1991;
- Формирование приемов математического мышления (Сборник) (Ред. и соавт.). М., 1995;
- Усвоение научных понятий в школе. (Совместно с И. А. Володарской, Г. А. Буткиным). М., 1999;
- «Практикум по педагогической психологии», М., 2002, 2008;
- Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 1998—2013 (9 изданий).
Награды и звания
Н. Ф. Талызина — заслуженный профессор Московского университета (1997); почетный профессор факультета психологии МГУ (2003); обладатель большого количества наград за вклад в развитие науки и образования. В их число входит:
- золотая медаль «Выдающиеся ученые 21 века» Международного биографического центра (2007);
- премия Президента Российской Федерации в области образования (1997)[26].
- премия имени М. В. Ломоносова за научную деятельность (2001) за цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения»;
- золотая медаль Российской Академии Образования (2007);
- медаль Н. К. Крупской;
- медаль К. Д. Ушинского;
- значок «Отличник высшего образования»;
- две медали ВДНХ;
- Орден Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988);
- победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии» (2013);
- и другие.
Примечания
- ↑ Академики Российской академии образования Архивная копия от 15 октября 2018 на Wayback Machine. // Официальный сайт РАО.
- ↑ 2,0 2,1 Психологический журнал Том 26, № 4, 2005.Н. Ф. Талызина. «Уверена, что будущее психологии за деятельностным подходом».[1] Архивная копия от 16 марта 2017 на Wayback Machine
- ↑ Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006. Т. 3, № 4. С. 91-109 . Дата обращения: 28 мая 2015. Архивировано 9 марта 2016 года.
- ↑ Некролог Н. Ф. Талызиной на сайте факультета психологии МГУ . Дата обращения: 6 января 2018. Архивировано 13 октября 2018 года.
- ↑ Скончалась Талызина Нина Фёдоровна. Вечная память… Архивная копия от 9 января 2018 на Wayback Machine // «Психологическая газета», 8 января 2018.
- ↑ Талызина Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня //Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С.92-101.[http://web.archive.org/web/20180127032309/http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931092.htm Архивная копия от 27 января 2018 на Wayback Machine]
- ↑ Талызина Н. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2, № 4. — С. 157—162.[2] Архивная копия от 14 февраля 2019 на Wayback Machine
- ↑ Габай Т. В. Разработка деятельностной теории учения в трудах Н. Ф. Талызиной // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля2014 г. — Издательство Московского университета Москва, 2014.[3] Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine
- ↑ Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 . Дата обращения: 31 мая 2015. Архивировано 11 октября 2018 года.
- ↑ Семенов И. Н. Типология концептуально-методологических средств развития Н. Ф. Талызиной педагогической психологии// Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля2014 г. — Издательство Московского университета Москва, 2014.[4] Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine
- ↑ Талызина Н. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Москва, 11-13 июня 1975. — МГУ М, 1975. — С. 154—168
- ↑ Талызина Н. Формирование познавательной деятельности учащихся. — Знание М, 1983. — С. 95 (Переведена на испанский язык).
- ↑ Талызина Н. Проблемы управления познавательной деятельностью учащихся // Социально-психологические проблемы управления коллективами.— М, 1974. — С. 159—161.
- ↑ Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
- ↑ Талызина Н. Идеи программированного обучения в Венгрии // Советская педагогика. — 1966. — № 7. — С. 156—158.
- ↑ Талызина Н. Усвоение существенных признаков понятий при организации действий испытуемых // Доклады АПН РСФСР. — Т. 2. — 1957. — С. 47-50.
- ↑ Талызина Н. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. — 1957.
- ↑ Талызина Н., Володарская И., Буткин Г. Усвоение научных понятий в школе. Учебное пособие. — Полиграф сервис Москва, 1999.
- ↑ Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений сред.проф.образов. 8-е изд. — Академия М, 2011. — С. 287.
- ↑ Талызина Н. Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности // Управление процессом усвоения знаний. — М., 1984.
- ↑ Талызина Н. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 3-16.
- ↑ Талызина Н. Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. Дис. д-ра психол. наук. — М., 1969. — 524 с.
- ↑ Талызина Н. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос.ун-тов. — МГУ М, 1987. — С. 63.
- ↑ Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., 1987.
- ↑ Talyzina N. Die takigeits theorie des lernens als grunglage einer neuen didaktik (Деятельностная теория учения как основа новой дидактики) // Leder Mensch Kann lernen — Perspektiven einer Kulturhistorischen Pedegogik. — Berlin, 2001. — С. 204—221.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 06.10.1998 г. № 1200 «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области образования за 1997 год»
Ссылки
- Талызина Н. Ф. Воспоминания, размышления, беседы.
- Персонологическая рефлексия жизнетворчествa Н. Ф. Талызиной и её психолого-педагогической деятельности на кафедре педагогики МГУ
- Психологи МГУ. Талызина Нина Фёдоровна
- Интервью с Н. Ф. Талызиной (1993 г.)
- Интервью с профессорами МГУ (2006 г.)
- К 60-летию со дня рождения Н. Ф. Талызиной
- Талызина Н.Ф на сайте факультета педагогического образования МГУ .
- Талызина Н. Ф. на сайте Российской академии образования.
- Некролог Н. Ф. Талызиной на сайте факультета психологии МГУ
- Академики РАО
- Награждённые медалью К. Д. Ушинского
- Награждённые медалью Крупской
- Лауреаты премии Президента Российской Федерации в области образования
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Академики АПН СССР
- Психологи СССР
- Психологи России
- Женщины-психологи
- Выпускники ЯГПУ
- Преподаватели философского факультета МГУ
- Преподаватели факультета психологии МГУ
- Авторы учебников психологии
- Лауреаты Ломоносовской премии МГУ
- Кандидаты педагогических наук
- Педагоги по алфавиту