Такка-такка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рой Лихтенштейн
Такка-такка. 1962 год
англ. Takka Takka
Холст, масло, графитный карандаш. 143 × 172,8 см
Музей Людвига, Кёльн
инв. ML 01074

«Такка-такка» (англ. Takka Takka) — картина в стиле поп-арт, созданная американским художником Роем Лихтенштейном в 1962 году. Она выполнена в стиле комикса с использованием техники Бен-Дей. Картина хранится в коллекции Музея Людвига[1]. Название произведения происходит от ономатопеического слова «Takka», изображённому на ней графически и имитирующему звук, который исходит от работающего пулемёта[2].

История

Рой Лихтенштейн был обученным пилотом Армии США, чертёжником и художником, а также ветераном Второй мировой войны несмотря на то, что никогда не видел и не принимал участия в активных боевых действиях[3][4]. На работе «Такка-такка» изображена пулемётная стрельба, которая ведётся поверх маскировочной сети из пальмовых листьев во время битвы за Гуадалканал между американцами с союзниками и Японией с конца 1942 по начало 1943 года. На картине видны гильзы и летящая граната. Взрыв стилизован под титульную фразу[2]. Источником для картины Лихтенштейна является рисунок из номера 40 комикса «Battlefield Action», опубликованного издательством «Charlton Comics Group» в феврале 1962 года[5].

По сравнению с первоисточником на работе Лихтенштейна нет линии горизонта и других признаков глубины резко изображаемого пространства. Художник также убрал все обозначения человека в композиции, убрав руку, шлем и японский символ восходящего солнца[2].

Рой Лихтенштейн в 1967 году.

Лихтенштейна критиковали за милитаризм в нескольких его работах («Такка-такка», «Бу-ух!» и «Ладно, горячая штучка, ладно!»). Художник отвечал на это тем, что несмотря на то, что герои, изображённые в комиксах, являются фашистскими типами, он не воспринимает их всерьёз. Он допускал, что подобный подход может восприниматься как политический момент, но подчёркивал, что использует его по предельно формальным причинам[6].

Критика

Софи Гилберт, критик американского ежемесячного журнала «The Washingtonian», похвалила картину «Такка-такка» (вместе с работой «Брататат!») как образец лихтенштейнских «агрессивных, гипермаскулинных военных картин» из-за изображения орудий, создающих звуковые эффекты и использования звукоподражательных слов во время военного конфликта[7].

«Такка-такка», с ее разрушением основного повествовательного предложения текстом, сосредоточенным на отсутствующих деталях о прошлом или опущенном настоящем, оценивается как «самое маловероятное соединение картины и истории»[8]. Работа рассматривается как одна из тех, в которых Лихтенштейн преувеличил значение звуковых эффектов комиксов в общем стиле поп-арта[9].

По мнению критика Стивена Вайзенбургера, изменения, внесённые Лихтенштейном по сравнению с первоисточником, создают напряжение между повествованием и графическим содержанием, потому что «истощённые солдаты» на картине отсутствуют. Он также отмечал, что «Такка-такка» служит подрывом интерпретативных конвенций «поп-культуры» и, что ещё более важно, подвергает сомнению общую идею о войне, героизирующую насилие во имя неких высших идей. Косвенным образом сравнивая «Такка-такку» с «Герникой» Пикассо искусствовед Клаус Хоннеф утверждал, что использование в работе «мультипликационной идиомы в сочетании с элементами письменного языка» демонстрирует, что искусство не должно представлять ужасы войны графически, чтобы быть сильным[10].

Примечания

  1. Lichtensteins in Museums. LichtensteinFoundation.org. Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 6 июня 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Weisenburger, Steven. Fables of Subversion: Satire and the American Novel (англ.). — University of Georgia Press[англ.], 1995. — P. 112—113. — ISBN 0820316687.
  3. Chronology. Roy Lichtenstein Foundation. Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 6 июня 2013 года.
  4. David McCarthy; Horace Clifford Westermann. H.C. Westermann at War: Art and Manhood in Cold War America (англ.). — University of Delaware Press[англ.], 2004. — P. 71. — ISBN 978-0-87413-871-9.
  5. Takka Takka. LichtensteinFoundation.org. Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 10 ноября 2017 года.
  6. Naremore, James. Modernity and Mass Culture (неопр.) / Naremore, James and Patrick M. Brantlinger. — Indiana University Press, 1991. — С. 208. — ISBN 0253206278. Архивная копия от 19 октября 2021 на Wayback Machine
  7. Gilbert, Sophie. Art Preview: “Roy Lichtenstein: A Retrospective” at the National Gallery of Art. The Washingtonian (11 октября 2012). Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 14 сентября 2015 года.
  8. Steiner, Wendy. Pictures of Romance: Form against Context in Painting and Literature (англ.). — University Of Chicago Press, 1987. — P. 157. — ISBN 0226772292.
  9. Brooker, Will. Batman Unmasked: Analyzing a Cultural Icon (англ.). — Bloomsbury Publishing, 2001. — P. 182. — ISBN 0826413439.
  10. Honnef, Klaus. Pop Art (неопр.) / Grosenick, Uta. — Taschen, 2004. — С. 50. — ISBN 3822822183.

Ссылки