Такер, Юджин
Юджин Такер | |
---|---|
Юджин Такер (англ. Eugene Thacker) — американский философ и писатель, профессор Новой школы. Известен благодаря исследованиям темы ужаса, массовой культуры и новых медиа. Относится к направлениям пессимизма и спекулятивного реализма.
Философские идеи
В ранних работах Такер работает в рамках философии науки и техники, интересуясь биоинформатикой, нанотехнологиями, биокомпьютерами и сетями[1]. Позже его начинают интересовать вопросы онтологии в работе «После жизни». В нём исследователь утверждает, что онтология жизни находится между самой «жизнью» и «способом жизни», что делает возможным «метафизическое замещение»[2].
Позже интерес Такера смещается на исследования культуры и медиа. В частности, он обретает популярность благодаря статьям и работам, посвященным жанру ужаса в литературе и кино. Параллельно этому Такер работает в рамках современной философии пессимизма, развивая идеи Артура Шопенгауэра, Томаса Лиготти и Петера Весселя Цапффе.
Жизнь
Одной из главных задач, к реализации которых стремится Юджин Такер является определение жизни-как-принципа. В попытках её осуществления он отталкивается от работ Аристотеля. По мнению философа именно в истории философии начинает высвечиваться различие между жизнью ("Life") и живым ("living"). Аристотель мыслит жизнь-как-принцип имманентной конкретным формам жизни и обнаруживает неспособность говорить о ней самой что-либо кроме того, что она присуща живым существам. Фокусируясь на различии "жизни-как-принципа" и "живого" Такер обращается к апофатическому богословию.
Для того, чтобы сравнивать вводимое Аристотелем различие между "жизнью" и "живым" и, являющееся предметом рассмотрения Псевдо-Дионисия Ареопагита, различие между Творцом и творением Такер абстрагирует метод апофатического богословия от его предмета. В трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита говорится о непознаваемости Бога, находящегося вне всего сущего. Однако его существование в качестве причины сущего можно познать в сотворённом им. Такер видит в этом различии между тем, что недосягаемо для мысли само по себе и открывается только в сотворённой или одухотворённой им форме, сутью которой и является сходство с интересующей его проблематикой определения жизни.
Такер предпринимает попытку определить жизнь-как-принцип с помощью негативной теологии, очерчивая её контуры следующим образом: 1. она находится по ту сторону всех возможных отдельных случаев своего оформления; 2. бытие "вне" не предполагает дистанцирования, удаления или дифференциации от живого; 3. её распространение одновременно и абсолютно и не тотально, в отсутствии внешней стороны она не перестаёт производить никогда не истощаясь. Жизнь появляется как нечто избыточное, что нельзя постигнуть мыслью, а только не-мыслью. [3]
Работы
На английском
- Into the Influx Incision (1994)
- Editor, Hard Code: Narrating the Network Society (Alt-X Press, 2001)
- Biomedia (2004)
- Creative Biotechnology: A User’s Manual, with Natalie Jeremijenko and Heath Bunting (2004)
- The Global Genome: Biotechnology, Politics, and Culture (2005)
- The Exploit: A Theory of Networks, co-authored with Alexander R. Galloway (2007)
- After Life (2010)
- In The Dust Of This Planet — Horror of Philosophy, vol. 1 (2011)
- Editor with Ed Keller & Nicola Masciandaro, Leper Creativity: The Cyclonopedia Symposium (2012)
- Dark Nights of the Universe (2013)
- Excommunication: Three Inquiries in Media and Mediation, with Alexander R. Galloway and McKenzie Wark (2013)
- And They Were Two In One And One In Two, co-edited with Nicola Masciandaro (2014)
- An Ideal for Living: Anti-Novel (2014 [2006])
- Starry Speculative Corpse (Horror of Philosophy Vol. 2) (2015)
- Tentacles Longer Than Night (Horror of Philosophy Vol. 3) (2015)
- Cosmic Pessimism (2015)
- Infinite Resignation (2018)[4]
На русском
Ужас философии. Том 1. В пыли этой планеты[5]
Ужас философии. Том 2. Звездно-спекулятивный труп
Ужас философии. Том 3. Щупальца длиннее ночи
Влияние на культуру
• По словам Ника Пиццолатто, во время работы над сериалом "Настоящий детектив" книга Юджина Такера "В пыли этой планеты" наряду с работами Дэвида Бенатара, Рэя Брасье, Томаса Лиготти и Джима Кроуфорда оказала на него значительное влияние, что отразилось и в самом сериале. [6]
Примечания
- ↑ Thacker, «Biomedia», in WJT Mitchell & Mark BN Hansen (editors), Critical Terms for Media Studies, University of Chicago Press 2010, p. 123.
- ↑ Thacker, After Life, p. x. See After Life, talk and interview, Ctheory/PAC-TAC lecture series, November 2008.
- ↑ Роль апофатического богословия в творчестве Юджина Такера . cyberleninka.ru. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.
- ↑ Eugene Thacker - Wikipedia . Дата обращения: 16 января 2019. Архивировано 26 октября 2019 года.
- ↑ Книга "Ужас философии. Том 1. В пыли этой планеты" – купить книгу ISBN 978-5-9906611-4-1 с быстрой доставкой в интернет-магазине OZON . OZON.ru. Дата обращения: 6 октября 2020. Архивировано 5 апреля 2022 года.
- ↑ PeoplePill. Eugene Thacker: American philosopher - Biography, Life, Family, Career, Facts, Information (англ.). peoplepill.com. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.