Тагор, Гаганендранатх

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гаганендранатх Тагор

Гаганендранатх Тагор (গগনেন্দ্রনাথ ঠাকুর, 18 сентября 1867 — 14 февраля 1938) — индийский художник, представитель модернистского направления, племянник Рабиндраната Тагора.

Биография

Происходил из известной и влиятельной литературной и художественной семьи Тагоров. Старший сын Гунендранатха Тагора. Родился в имении «Джорасанко» в окрестностях Калькутты, где провел вместе с братом Абаниндранатхом своё детство. С раннего детства в нём была воспитана горячая любовь к древнему национальному искусству.

Получил хорошее домашнее образование. В 1906—1910 годах изучал японскую технику кисти, дальневосточное искусство. В 1907 году вместе со своим братом и Эрнестом Гавелом создал Индийское общество искусств народов Востока. Вскоре стал издавать «Ежегодник» («Рупам»). Со временем Гаганендранатх отошел от живописи, отдавая внимание карикатуре.

В 1920 году приходит к модернисткой живописи, часто работает в стиле кубизма. В 1925 году его стиль напоминает посткубизм.

Был женат на Прамодкумари Деви и имел сына Какендранатха, который приходится дедом индийской актрисе Шармиле Тагор[1]. Умер 14 февраля 1938 года в Калькутте[2].

Творчество

«Река», картина кисти Тагора

Значительную роль в формировании творчества Гаганендранатха Тагора сыграли мастера европейской школы живописи, а также художники Японии. Им были созданы интересные произведения под влиянием творчества прославленного японского мастера декоративной живописи Огата Корина (XVII век). Тагор также отдал дань кубизму и абстракционизму.

Больше всего Тагор достиг успеха в создании реалистических в своей основе произведений. Это «Похороны шары», «Нищие пилигримы» и другие. Многие работы художника посвящены темам индийского эпоса древней Индии. Художника волнует и увлекает героика прошлого. В этом он видит величие Индии и своего народа, что соответствует духу Бенгальского возрождения, в котором Гаганендранатх Тагор сыграл не последнюю роль.

Художник также создавал сатирические или карикатурные произведения, высмеивая пороки, высмеивая несправедливость. В одном из них — «Сила закона» — изображен сытый, довольный, полный благополучия полицейский, который под зонтиком ведет в участок двух несчастных нищих, голодных и промокших.

Произведения Гаганендранатха Тагора привлекали к себе не только интересной тематикой и глубиной содержания, но и также то, что он был замечательным колористом.

Увлекался созданием книг из литографий или карикатур. Также написал детскую книгу в стиле Льюиса Кэролла «Большая выдра» («Бходор Бахадур»).

Примечания

  1. Priyanka Dasgupta. The Tagore connection! (англ.) (недоступная ссылка). The Times of India (21 августа 2011). Дата обращения: 31 августа 2017. Архивировано 7 декабря 2013 года.
  2. TAGORE (Family) (англ.). World of Royalty. Архивировано 13 мая 2015 года.

Источники