Тавара, Мати

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мати Тавара

Мати Тавара (яп. 俵 万智 Тавара Мати, род. 31 декабря 1962 года) — японская поэтесса и переводчица[1][2]. Автор поэтических сборников в жанре танка и переводов с классического японского языка на современный.

Биография

Родилась в префектуре Осака[3], в 14 лет переехала в префектуру Фукуи. Окончила Университет Васэда в 1987 году по специальности «литература Японии». Начала писать танки под влиянием своего учителя, Юкицуны Сасаки[ja][4]. После окончания учёбы преподавала в Старшей школе Хасимото в Канагаве до 1989 года[5].

Сборник 50 танок «Августовское утро» (яп. 八月の朝 хатигацу но аса) получил 32-ю премию танка издательства Кадокава (яп. 角川短歌賞 кадокава танка сё:). Соединив «Августвовское утро» и другие свои небольшие сборники, Тавара опубликовала первое крупное собрание своих сочинений «Именины салата»[ja] в 1987 году, ставшее бестселлером: по состоянию на 2006 год было продано более 6 млн экземпляров, включая переводные[4]. «Именины салата» получили 32-ю Награду Общества современных поэтов Японии (яп. 現代歌人協会賞)[6]. Помимо этого она создала современные японские переводы Манъёсю, Такэтори-моногатари и других классических произведений[3].

«Именины салата», где любовная связь описывается без часто встречающейся в литературе экзистенциальной тревоги[7], вызвали всплеск популярности жанра танка в Японии, сравнимый с «бананаманией», которую начал выход первой книги Бананы Ёсимото. Тавара стала знаменитой, её начали приглашать быть ведущей в телешоу и программах на радио, где она хвалила танку и приглашала всех желающих попробовать силы в этом жанре. Через некоторое время Тавара опубликовала сборник стихотворений, выбрав лучшие из присланных ей[8].

Второй крупный сборник Тавары, «Свежесорванное танка» вышел в 1989 году и содержит танки, разбитые на строки[7]. Сборник 1997 года «Шоколадная революция» также стал бестселлером[7].

Тавару называют ведущей поэтессой танка[4]. Популярность Тавары обусловлена её поэтическим талантом; она легко выражает актуальные темы в классической стихотворной форме и классических же языковых оборотах[3]. В отличие от более ранних произведений, танки Тавары написаны в более лёгком настроении, а универсальность поднимаемых в нём вопросов увеличивает количество любителей творчества поэтессы[9].

Личная жизнь

В 2004 году Тавара родила сына, которого воспитывает одна[4].

Избранная библиография

  • «Именины салата» (яп. サラダ記念日 сарада кинэмби), 1987
  • «Свежесорванное танка» (яп. とれたての短歌です торэтатэ но танка дэсу), 1989
  • «У ветра на ладони» (яп. かぜのてのひら кадзэ но тэ но хира), 1991
  • «Шоколадная революция» (яп. チョコレート革命 тёкорэ:то какумэй), 1997

Примечания

  1. Lowitz, Leza; Aoyama, Miyuki; Tomioka, Akemi. A long rainy season: Haiku & Tanka (неопр.). — Stone Bridge Press  (англ.), 1994. — ISBN 1-88065615-9. Архивная копия от 23 июня 2014 на Wayback Machine
  2. Buckley, Sandra. Encyclopedia of contemporary Japanese culture (англ.). — Routledge, 2002. — ISBN 0-415-14344-6. Архивная копия от 4 июля 2014 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 Historical dictionary of modern Japanese literature and theater / ред. Miller, J. Scott. — Scarecrow Press, 2009. — ISBN 9780810863194.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Taori Shoji. Taking tanka to a new and timeless plane (англ.). Japan Times (6 апреля 2006). Дата обращения: 22 июня 2018. Архивировано 23 июня 2018 года.
  5. TAWARA Machi's Chocolate Box: My profile in English. Дата обращения: 23 июня 2018. Архивировано 13 января 2017 года.
  6. 現代歌人協会賞 (яп.). Общество современных поэтов Японии. Дата обращения: 22 июня 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 Hiroaki Sato. Japanese Women Poets: An Anthology. — Routledge, 2014. — С. 510. — ISBN 9781317466970.
  8. Stanlaw, James. Japanese English: language and culture contact (англ.). — Hong Kong University Press  (англ.), 2004. — P. 101. — ISBN 962-209-572-0.
  9. Brink, Dean. Sustaining Jouissance: Commercial and Heian Intertexts in Tawara Machi’s Tanka (англ.) // Positions : book. — 2008. — Vol. 16, no. 3. — P. 629—659. — doi:10.1215/10679847-2008-016.

Ссылки