Dassault-Breguet Super Étendard
Dassault Super-Étendard | |
---|---|
Тип | штурмовик |
Разработчик | Dassault Aviation |
Производитель | Dassault Aviation |
Первый полёт | 28 октября 1974 года[1] |
Начало эксплуатации | сентябрь 1978 года[2] |
Конец эксплуатации | 13 июля 2016 года [3] |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты |
Авиация ВМС Франции Авиация ВМС Аргентины ВВС Ирака |
Годы производства | 1977 - 1983 |
Единиц произведено | 85 |
Базовая модель | Dassault Étendard IV |
Дассо́ «Супер этандар»[4] (фр. Dassault Super-Étendard) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этандар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 85 самолётов.
Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер этандары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля: эсминец УРО «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейр». использовавшийся в качестве авиатранспорта, не понеся потерь.
В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2015 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.
13 июля 2016 года самолет этого типа торжественно совершил последний полет на базе в городе Ландивизьо на побережье Атлантики после чего военно-морские силы Франции отказались от дальнейшей эксплуатации.
История создания
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Тактический истребитель «Дассо Этандар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.
Боевое применение
Фолклендская война 1982 год
Этот раздел статьи ещё не написан. |
ВМС Аргентины применяли данные самолеты против кораблей британского флота. В частности эсминец Sheffield и контейнеровоз «Атлантик Конвейр» были потоплены ракетами Exocet, выпущенными с самолетов Super Etendard. Сообщалось о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл», но независимые источники это не подтверждают.
Удары по ИГИЛ
Восемь штурмовиков базировались на авианосце «Шарль де Голль», который в 2015 году дважды привлекался к операциям по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Ираке и Сирии.
На вооружении
Технические характеристики[5]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 14,31 м
- Размах крыла: 9,60 м
- Высота: 3,86 м
- Площадь крыла: 28,40 м²
- Колея шасси: 3,50 м
- База шасси: 4,80 м
- Масса пустого: 6500 кг
- Масса нормальная взлётная: 9450 кг
- Масса максимальная взлётная: 12 000 кг
- Ёмкость внутренних топливных баков: 3270 л
- Двигатель: 1× SNECMA «Atar» 8K-50 (49,03 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/ч
- Максимальная скорость у земли: 1180 км/ч
- Боевой радиус действия: 650 км
- Перегоночная дальность:2100 км
- Практический потолок: более 13 700 м
- Скороподъёмность у земли: 100 м/с (6000 м/мин)
Вооружение[источник не указан 2316 дней]
- 2100 кг (по некоторым[каким?] источникам в перегрузочное варианте до 4500 кг,топливо при этом естественно полностью не заправляется) боевой нагрузки на 5 пилонах, УР «Экзосет», ПРЛР АРМАТ,УР AS-30l с лазерным наведением, НАР, бомбы 250 и 450 кг, две УР «воздух—воздух» «Мажик» или Сайдуиндер
- способен нести ракету ASMP с ядерной боеголовкой (вариант 1000 кг, масса боеголовки 300 кг, 100 ктн, дальность пуска 100 км), бомбу AN52 массой 455 кг и мощностью 15 ктн
- 2 встроенные пушки DEFA552 (30 мм по 125 снарядов)
- Подвесные топливные баки 625 л и 1100 л, а также систему заправки топливом в полете (способен заправлять другие самолёты)
- Встречается информация о возможности использования планирующей бомбы АПАЧ, имеющей моноблочную или кассетную боевую часть(?)
- Аргентинские самолёты пытались приспособить для применения ракет Мартин-пескадор с дальностью пуска 9 км. Для их наведения в самолётах устанавливался специальный джойстик (рычажок).
Сравнение с аналогами
Су-17 | МиГ-27 | LTV A-7 Corsair II | Grumman A-6 Intruder | Mitsubishi F-1 | |
---|---|---|---|---|---|
Первый полёт | 2 августа 1966 года | 17 ноября 1972 года | 27 сентября 1965 года | 19 апреля 1960 года | 3 июня 1975 года |
Принят на вооружение | 1970 год | 1975 год | 1967 год | 1963 год | 1978 год |
Годы производства | 1969 — 1990 | 1973 — 1994 | 1965 — 1984 | 1962 — 1990 | 1977 — 1987 |
Единиц произведено | 2867 | 1412 | 1569 | 693 | 77 |
Статус | Состоит на вооружении | Состоит на вооружении | Снят с вооружения в 2014 году | Снят с вооружения в 1997 году | Снят с вооружения в 2006 году |
SEPECAT Jaguar | Dassault-Breguet Super Étendard | Hawker Siddeley Buccaneer | СОКО J-22 Орао | IAR 93 | |
---|---|---|---|---|---|
Первый полёт | 8 сентября 1968 года | 28 октября 1974 года | 30 апреля 1958 года | 31 октября 1974 года | 31 октября 1974 года |
Принят на вооружение | 1972 год | 1978 год | 1962 год | 1978 год | 1978 год |
Годы производства | 1968 — 1981 | 1977 — 1983 | 1961 — 1977 | 1978 — 1992 | 1976 — 1990 |
Единиц произведено | 573 | 85 | 206 | 165 | 86 |
Статус | Состоит на вооружении | Состоит на вооружении | Снят с вооружения в 1993 году | Состоит на вооружении | Снят с вооружения в 1998 году |
Примечания
- ↑ Origins and prototypes Архивировано 25 июля 2009 года.
- ↑ Production and operational experience Архивировано 25 июля 2009 года.
- ↑ Палубный штурмовик "Супер этандар" ВМС Франции совершил последний полет . Дата обращения: 15 июля 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
- ↑ «Дассо-Бреге» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 199. — ISBN 5-85270-086-X.
- ↑ Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 142.
Ссылки
- «Супер этандар» на странице Дассо Авиасьон (англ.)
- «Супер этандар» на странице Авиации ВМС Франции (фр.) (англ.)