Султан-Галиев, Мирсаид Хайдаргалиевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Султангалиевщина»)
Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев
тат. Мирсәет Хәйдәргали улы Солтангалиев
Дата рождения 13 июля 1892(1892-07-13)
Место рождения д. Елимбетово, Стерлитамакский уезд, Уфимская губерния
ныне Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Дата смерти 28 января 1940(1940-01-28) (47 лет)
Место смерти г. Москва, РСФСР
Страна Флаг СССР СССР  Российская империя

Мирсаи́д Хайдаргали́евич Султа́н-Гали́ев (тат. Мирсәет Хәйдәргали улы Солтангалиев, 13 июля 1892, д. Елимбетово, Уфимская губерния (ныне Стерлибашевского района Башкортостана), — 28 января 1940, Москва) — мусульманский политический деятель, член РСДРП(б), один из основоположников Татарской республики[1], приверженец пантюркизма и национализма[2]. Расстрелян 28 января 1940 года за «национал-уклонизм». Реабилитирован посмертно в 1990 году.

Биография

Ранние годы

Родился 13 июля 1892 года в татарской семье.

В 1911 году окончил Казанскую татарскую учительскую школу.

Работал учителем в сёлах Старо-Адзитарово и Шарипово Стерлитамакского уезда, библиотекарем, выступал в татарской периодической печати, принимал активное участие в студенческом революционном движении «Ислах».

После поражения революции 1905 г. Султан-Галиев переехал в Баку. Там также работал учителем и библиотекарем, выступал в печати. С 1913 года преподавал в женской гимназии г. Баку.

Лидер мусульман-социалистов

В мае 1917 года Султан-Галиев участвовал в работе Всероссийского мусульманского съезда в Москве и избранного им Всероссийского мусульманского совета. В июле он вернулся в Казань, совместно с Муллануром Вахитовым участвовал в создании Мусульманского социалистического комитета (МСК) в г. Петрограде, секретарь исполкома. В ноябре 1917 года он вступил в РСДРП(б).

С 1917 года в руководстве мусульманской секции (Центрального мусульманского комиссариата) Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац), его секретарь — Мустафа Субхи.

В мае 1918 года участвовал в подготовке к Учредительному съезду будущей Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР).

В 1918[3]—1920 гг. председатель Центральной мусульманской военной коллегии при Народном комиссариате по военным делам РСФСР (1919).

При переходе башкирских войск на сторону Красной армии 10 июля 1919 года подписал приказ № 10 о недопустимости агитации против Башкирской республики и репрессий в отношении башкирского народа[4].

По мнению историка Т. Б. Быкова, М. Х. Султан-Галиев внёс ключевой вклад в остановку красного террора в Крыму. В марте 1921 года, желая удалить национального татарского лидера из Москвы на время проведения X съезда РКП(б), чтобы помешать ему встретиться с другими лидерами мусульманских регионов Советской России, прибывавшими на съезд, он был послан в Крым для налаживания большевистской и национальной работы. Проведя полтора месяца в Крыму, Султан-Галиев смог разобраться в обстановке, наладить работу татарского бюро Крымского обкома РКП(б) и подготовить правдивый доклад «О положении в Крыму», в котором, в частности, писал:[5]

Первой и очень крупной ошибкой в этом отношении явилось слишком широкое применение в Крыму красного террора. По отзывам самих крымских работников, число расстрелянных врангелевских офицеров достигает во всем Крыму от 20 до 25 тысяч. Указывают, что в одном лишь Симферополе расстреляно до 12 000. Народная молва превозносит эту цифру для всего Крыма до 70 000… Самое скверное, что было в этом терроре, так это то, что среди расстрелянных попадало очень много рабочих элементов и лиц, отставших от Врангеля с искренним и твёрдым решением честно служить Советской власти…

Султан-Галиев М. О положении в Крыму (недоступная ссылка). Докладная записка (14/IV-21 г. г. Москва). Архивировано 11 октября 2013 года.

В руководстве партии

В 1919—1921 гг. председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б).

Член Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР (1920—1923).

Основатель и руководитель Российской мусульманской коммунистической партии. Преподавал в Коммунистическом Университете трудящихся Востока.

Исключение из партии

В 1923 году Султан-Галиева исключили из партии в рамках борьбы с левой оппозицией и арестовали, так же, как и некоторых его последователей, для которых был изобретен специальный ярлык «султангалеевщина». Большая часть его письменных работ, речей и эссе была уничтожена[6].

В 1924 году был освобождён. В 1924 году он завершил «Тезисы об основах социально-политического развития тюркских народов Азии и Африки». В этом документе он утверждал, что жизнь СССР недолговечна из-за «империалистической политики большевистских руководителей», которых он назвал панрусистами, стремившимися ликвидировать национальные республики. Он считал себя борцом за свободу своего народа и вообще всех порабощенных империализмом народов мира, поддерживая взгляды и действиях Троцкого, Каменева, Зиновьева[2].

Обвинения в национализме

В 1928 году по обвинению в создании «контрреволюционной организации» его арестовали повторно и приговорили к расстрелу за «национал-уклонизм», заменив ВМН десятью годами лагерей. В этот период Султан-Галиев выступил с заявлениями о том, что империализм может быть не только капиталистическим, но и социалистическим. Он считал, что тюркско-татарские народы должны быть в центре борьбы колониального мира за свое освобождение от империалистического ига, а заинтересованными сторонниками свободы колониальных народов могли быть только Соединенные Штаты Америки и Япония. «Оба эти государства настроены были враждебно к СССР. Оба эти государства были заинтересованы в национально-освободительном движении колониального Востока, поскольку это движение было направлено, в основном, против мировой гегемонии англо-французского империализма»[2].

В рамках борьбы с «национал-уклонизмом» и репрессий 1920-30-х годов по «национальным линиям» органы НКВД расследовали уголовное «дело Султан-Галиева» о «татарской буржуазно-националистической оппозиции и контрреволюционной организации» («султангалиевщина»), в рамках которого были осуждены Султан-Галиев и некоторые татарские, башкирские и крымскотатарские политические и общественные деятели (не менее 23 человек)[7].

В 1934 году Султан-Галиева снова ненадолго освободили, он жил в ссылке в Саратове.

В 1937 году он был снова арестован.

Признания

23 августа 1938 года направил признания народному комиссару внутренних дел ТАССР В. И. Михайлову (дополнительно к показаниям от 3 августа 1938 г.), в которых подтвердил свои политические взгляды. Он сообщил, что освобождение колониальных народов обязательно должно проходить стадию капитализма и прямой переход к социализму невозможен. Он высказал мнение, что пантюркизм в условиях Советской России не страшен, а панисламизм может быть использован международным пролетариатом в борьбе его с империализмом[2].

«Я считал, что основным препятствием в деле установления подлинного единства и братства народов СССР является не местный национализм, а великодержавный шовинизм. Борьбу партии с великодержавным шовинизмом я считал недостаточно решительной и половинчатой. Отсюда мое недовольство национальной политикой партии и Сов[етской] власти и в результате — скат к местному национализму и буржуазно-националистической контрреволюции... Я искал поддержки в борьбе с великодержавным шовинизмом и русским национализмом у буржуазных националистов», - написал он[2].

В своих показаниях он указал на М. М. Вахитова, «открыто называвшего себя «красным панисламистом» и убеждавшего меня незадолго до своей смерти в том, что нам, националам, необходимо будет ориентироваться в дальнейшем в национальном вопросе не на И. В. Сталина, а на Л. [Д.] Троцкого»[2].

Он сообщил, что крымский «коммунист» Измаил Фирдевс тоже не верил в интернационализм русских коммунистов, и ещё с конца 1918 г. убеждал, что следует использовать социалистическую революцию в СССР для организации и создания национальной независимости тюрко-татарских народов[2].

Салтан-Галиев показал, что в начале 1919 г. в г. Уфе Шамиль Усманов предлагал «призвать вновь к жизни тюрко-татарский буржуазный национализм, чтобы при его содействии и поддержке добиться осуществления национальной самостоятельности тюрко-татарских народов»[2].

По его словам, осенью 1919 г. «лидер» татаро-башкирских лев[ых] эсеров Галимджан Ибрагимов предлагал толкнуть татарских националистов, какого-нибудь «нового Алкина», на путь вооруженной борьбы с Сов[етской] властью, и убеждал, что разрешение национального вопроса при большевизме невозможно, т[ак] к[ак] идея национальной культуры несовместима с идеей диктатуры пролетариата[2].

Татарские «правые» — М. Бурундуков, З. Булушев, Ю. Валидов — влияли на Салтан-Галиева своим национализмом[2].

Подследственный также подробно перечислил имена всех националистов, с которыми он контактировал в Азербайджане, Башкирии, Московском центре национального единства, «являвшегося фактически первым центром пантюркизма и туранизма»[2].

«Не прошло бесследно для меня и мое общение в 1923 г. во время XII партсъезда с грузинскими национал-уклонистами: с Махарадзе, Буду Мдивани и Котэ Цинцадзе. Общение с ними не только усиливало и укрепило мой национализм, но и сближало меня с троцкистами, с которыми они уже тогда находились в блоке. Не случайно поэтому то, что после XII партсъезда в мае 1923 г. я пошел к Л. Троцкому договариваться с ним о блоке против ЦК партии. Из национал-уклонистов Ср[едней] Азии на меня сильно влиял Т. Рыскулов», - написал Султан-Галиев[2].

Признавшись в сочувствии к различным оппозициям в партии, Султан-Галиев затем подробно рассказал о контактах своих единомышленников с кемалистами, в частности, с Энвером-пашой, поддержку которого националисты рассчитывали использовать для басмаческого движения. Также имелись контакты через представителя «АРА» в Татреспублике Уоррена. Целью пантюркистов является расчленение СССР и образование «независимых» национальных государств: Туранской республики и Кавказской Федерации, подчеркнул Султан-Галиев[2].

В 1940 году Султан-Галиев был осуждён и расстрелян.

Идейное наследство

Султан-Галиев был основателем исламско-социалистической идеологии[8], соединявшей в себе элементы марксизма и ислама. «Исламский марксизм» позже нашел некоторое распространение в странах третьего мира. С идеями Султан-Галиева были знакомы такие деятели стран третьего мира, как бывший президент Египта Гамаль Абдель Насер и бывший президент Алжира Ахмед Бен Белла[9][10].

Память

Его именем в 1992 году названа площадь в историческом центре Казани. Стела установлена в с. Кармаскалы Республики Башкортостан.

См. также

Примечания

  1. Мирсаид и Фатима на фоне молодой республики. Дата обращения: 1 октября 2021. Архивировано 1 октября 2021 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Тагиров Индус. Мирсаид Султан-Галиев: «Признания» // Гасырлар авазы - Эхо веков. — 2011. — № 3-4.
  3. РВСР. Приказ РВСР от 20 ноября 1918 г. № 276. Дата обращения: 26 января 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  4. Иргалин Г. Д. Султан-Галиев, Мирсаид Хайдаргалиевич // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  5. Быкова, 2011, с. 128.
  6. «Ленин и Султан-Галиев: борьба за ислам во время революции». Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 24 ноября 2017 года.
  7. Иргалин Г. Д. Султан-Галиева дело // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  8. Sultan Galiev — a Forgotten Precursor Архивная копия от 20 мая 2011 на Wayback Machine (англ.)
  9. Сагадеев А. В. Мирсаид Султан-Галиев и его идеи. Большевизм, ислам и национальный вопрос. // Россия и современный мир : сборник. — М.: 1998. — № 3(20)
  10. Индус Тагиров: «М.Султан-Галиев: „Освободительное движение существует, прогрессирует и развивается“» (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 20 апреля 2018 года.

Литература

Ссылки