Сулаж, Пьер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Сулаж
Pierre Soulages
Место смерти Ним, Франция
Жанр живопись
Стиль ташизм
абстрактный экспрессионизм

Пьер Сула́ж (фр. Pierre Soulages; 24 декабря 1919, Родез — 25 октября 2022, Ним) — французский художник-абстракционист, один из ведущих представителей ташизма, знаменитый своими картинами, выполненными чёрным цветом.

Биография и творчество

Пьер Сулаж. 1967

Пьер Сулаж родился 24 декабря 1919 года в городе Родез (префектура департамента Аверон). В раннем возрасте у него умер отец и его воспитанием занималась мать, которая была владелицей магазина для рыбалки и охоты. В детстве проявил художественные способности. Поступил в Школу изящных искусств в Париже перед Второй мировой войной[1], но разочаровавшись в методах преподавания скоро покинул её, вернувшись в Родез. В 1941 году был зачислен на курсы Художественной школы в Монпелье, но в связи с необходимостью зарабатывать на жизнь в условиях оккупации вынужден был прекратить обучение. Работал разнорабочим, управляющим сельскохозяйственных предприятий[2].

В 1946 году приехал в Париж, где посвятил себя нефигуративной живописи, экспериментируя с различными материалами. Известность пришла к нему после первой выставки в Салоне Независимых (1947). Его творчество произвело впечатление на таких признанных художников как Франсис Пикабиа и Фернан Леже[1]. Большое влияние на его художественную эволюцию оказали работы французского абстракциониста Ханса Хартунга. Вместе с ним, а также с Жераром Шнайдером, Сулажа относили к группе свободной абстракции. В 1960-е годы был близок к представителям нового романа, в частности, к Алену Роб-Грией[2]. С 1987 по 1994 год по государственному заказу Сулаж работал над витражами церкви аббатства Сент-Фуа в Конке (Аверон)[1][3].

Сквозная тема его работ — чёрный цвет, а самого мастера даже прозвали «волшебником чёрного цвета»[4]. Свою оригинальную манеру он выработал в 1950-х годах, когда стал работать с чёрной краской, нанесённой на холст штукатурной лопаткой, на которой прочерчивал контур рисунка с помощью ножа или щётки, чтобы придать изображению форму и текстуру. На его картинах обычно господствует чёрный цвет, также на полотне могут быть представлены один или несколько менее выделяющихся цветов. С середины 1970-х годов начинает применять, по авторскому определению, «сверхчёрный» (outrenoir) цвет, что даёт зрителю представление о «запредельно чёрном»[5].

Когда смотрят на мои работы, видят свет, который излучают оттенки чёрного. Этот свет исходит из полотна, но только, когда на него смотрят, то есть вступают в некие отношения с произведением искусства. И впечатление, которое возникает, шире картины, пространство которой ограничено рамой, вас словно бы втягивает внутрь, и вы, таким образом, сами становитесь частью полотна[6].

В этот период в большинстве его работ использована только чёрная краска, которую он наносил при помощи щётки и шпателя. По оценке французского историка Мишеля Пастуро: «Это не монохромия, а виртуозная монопигментарная техника, с помощью игры отражений создающая бесконечное множество световых образов, возникающих между зрителем и картиной. Это уникальное явление в истории живописи, великолепное и неповторимое, которое не имеет ничего общего с гнетущими Black Squares американского минималиста Эда Рейнхардта (1913—1967), всегда одинаковыми чёрными квадратами без рельефной структуры, не выполняющих никакой художественной задачи»[5]. Он также выполнял свои работы не только на холсте, но и на других материалах (бумага, стекло, медь, бронза)[3].

Сулаж говорил, что его картины — «это поэтические объекты, способные принять то, что каждый человек готов вложить в соответствии с предложенным ему ансамблем форм и цветов». На утверждение Роберта Мазервелла о том, что абстракционизм лучше всего понимают американцы, художник ответил: «Искусство должно быть понято, любимо и разделяемо всеми, в любой точке мира... Я считаю, что в искусстве в основном есть только личные впечатления, которые выходят за рамки отдельного человека и даже его культуры»[7].

Более 70 лет он рисовал преимущественно в чёрном цвете, поэтому его часто называют «чёрным художником». С 1979 года он работает исключительно в чёрном цвете, создав серию работ, которые, по его собственному определению, находятся «за пределами чёрного». Созданные в 1965—1966 годах по его проекту витражи для музея Зурмондта-Людвига в Аахене и «живой свет, заключённый в самом стекле»[8] — 104 витража в аббатстве Сент-Фуа-де-Конк (Конк, Аверон, Франция) — получили название «иконы ночи»[9]. Сулаж скончался в университетской больнице Нима  26 октября 2022 года в возрасте 102 лет[1]. Церемония прощания с художником проходила в Лувре, в Cour Carrée, в присутствии членов правительства и семьи художника[10].

Признание

В 1979 году Сулаж был избран почётным членом Американской академии искусства и литературы. В 2001 году стал первым из художников, у которого состоялась первая прижизненная выставка картин сначала в Эрмитаже[11][4], а затем и в Третьяковской галерее[1][12]. Итогом премьерных российских выставок «Чёрный свет» (Lumiere du noir) стало опубликование в том же году каталога «Сулаж. Светоносность чёрного. Soulages. Lumiere du noir»[13]. В конце 2009 года прошла выставка его картин в парижском Центре Помпиду, которую посетило полмиллиона зрителей. В 2014 году на его родине в Родезе, был открыт музей посвящённый его творчеству. Мастер присутствовал на его открытии и преподнёс в дар около 500 своих работ[1][3]. В ознаменование столетнего юбилея художника, прошедшего в 2019 году, в Лувре провели его персональную выставку. После Пабло Пикассо и Марка Шагала, он стал третьим живым художником, удостоенным такой чести[12]. В ноябре 2021 года одна из его картин 1961 года была продана за 20,2 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке[14].

Документальные фильмы

  • 2015 — Искусство контражура / L’art du contre-jour (реж. Оливье Пекмезьян / Olivier Pekmezian)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Мастер «l'outrenoir» Пьер Сулаж скончался в возрасте 102 лет. RFI (26 октября 2022). Дата обращения: 27 октября 2022.
  2. 2,0 2,1 Крючкова, 2010, с. 126.
  3. 3,0 3,1 3,2 Музей Сулажа в Родезе. ru.france.fr. Дата обращения: 28 октября 2022.
  4. 4,0 4,1 Умер французский художник-абстракционист Пьер Сулаж. Радио Свобода. Дата обращения: 28 октября 2022.
  5. 5,0 5,1 Пастуро, 2017, с. 131—132.
  6. Елена Караева. Пьер Сулаж: пятьдесят оттенков черного. euronews (24 декабря 2019). Дата обращения: 16 ноября 2022.
  7. Pierre Soulages: Beyond black (англ.). christies.com. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  8. Christopher Masters. Pierre Soulages obituary (англ.). theguardian.com. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  9. Les vitraux de Pierre SOULAGES (фр.). roqandfred.com. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  10. /creation/un-hommage-national-pierre-soulages-sera-rendu-mercredi-au-louvre-163300 Un hommage national à Pierre Soulages sera rendu mercredi au Louvre (фр.). Le Journal des Arts. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  11. Кира Долинина. Черная-черная живопись в белом-белом зале. Коммерсантъ С-Петербург, № 94 (1 июня 2001). Дата обращения: 14 ноября 2022.
  12. 12,0 12,1 Pierre Soulages | Biography, Artwork, & Facts | Britannica (англ.). www.britannica.com. Дата обращения: 16 ноября 2022.
  13. Сулаж. Светоносность чёрного, 2001.
  14. Un hommage national à Pierre Soulages sera rendu mercredi au Louvre (фр.). Le Monde. Дата обращения: 8 ноября 2022.

Литература

  • Сулаж. Светоносность чёрного. Soulages. Lumiere du noir. — Париж: Paris-Musees, 2001. — 104 с. — ISBN 2-87900-562-0.
  • Крючкова В. А. Мимесис в эпоху абстракции: Образы реальности в искусстве второй парижской школы. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 472 с. — ISBN 978-5-89826-369-0.
  • Пастуро, Мишель. Чёрный. История цвета. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 168 с. — (Библиотека журнала «Теория моды»). — ISBN 978-5-4448-0610-4.

Ссылки