Центр Помпиду

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду
фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou
Дата основания 1977 год
Адрес Париж, Франция
Посетителей в год до 3,8 млн
Директор Серж Лавинь[1][2]
Сайт centrepompidou.fr

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), в просторечии Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)

История

В 1969 году президент Пятой республики Жорж Помпиду решил[3][4], что свободный участок плато Бобур должен быть использован для строительства многопрофильного культурного центра[5]. Принятое решение дало новый импульс к развитию ряда различных проектов, которые должны были быть объединены в новом центре, в число которых входило создание новой общественной библиотеки в центре Парижа, обеспечение достойным помещением Государственного музея современного искусства (MNAM), не совсем удобно располагавшегося в крыле Токийского дворца, а также создание Центра современной музыки (IRCAM), вдохновлённого идеями французского композитора Пьера Булеза. В дополнение к этому новый центр должен был взять на себя деятельность Центра современного искусства. Также в то время в команду был включён Франсуа Матей из Музея декоративных искусств, который разработал динамическую программу выставок современного искусства.

На конкурс был представлен 681 проект, созданный архитекторами из 49 стран. В том числе был выдвинут проект от СССР, в котором участвовали архитекторы ГИПРОНИИ РАН, — проект стал лауреатом и получил положительные отзывы от мастеров западной архитектуры[6]. Международным жюри под руководством архитектора и инженера Жана Пруве был выбран проект, представленный группой из трёх человек: британским архитектором Ричардом Роджерсом и двумя итальянцами — Ренцо Пьяно[4][7][8] и Джанфранко Франчини. Пьяно и Роджерс самостоятельно курировали управление проектом.

Открытие центра состоялось 31 января 1977 года[9]. Для публичного посещения он стал доступен со 2 февраля[10]. Оригинальное архитектурное решение в стиле хай-тек вызвало неоднозначные оценки современников[11][12][13]: экстравагантное здание критикам казалось похожим на нефтеперегонный завод[14][15]. Однако вскоре Центр Помпиду стал одной из визитных карточек Парижа и вошёл в число самых посещаемых французских и мировых достопримечательностей[16].

В конце 1970-х и 1980-х годах зал Центра Помпиду увидел такие известные выставки, как: «Paris-New York», «Paris-Berlin», «Paris-Moscow» и «Paris-Paris», «Vienna: Birth of a Century» (англ. Вена: Рождение века), «The Immaterials», «Memories of the Future» (англ. Воспоминания о будущем), «Maps and Figures of the Earth», «Magicians of the Earth» (англ. Маги Земли). Под руководством директоров Понтуса Хультена и Доменика Бозо коллекция музея значительно выросла и стала мировым лидером в области современного искусства.

В 1992 году началась реорганизация центра, целью которой было создание отдела культурного развития. Отдел был ответствен за программу живых выступлений, кинопоказов, лекций, симпозиумов и различных дискуссий. Слияние музея современного искусства и центра промышленного дизайна было заложено в основы архитектуры здания и дизайна коллекции, что через двадцать лет было воспринято как достаточно оригинальное решение.

После двадцати лет деятельности и более 150 миллионов посетителей, по указу президента Жана-Жака Айагона, в Центре Помпиду прошли ремонтные работы, которые длились с октября 1997 года по декабрь 1999 года. Правительство выделило средства для расширения пространства галереи, где проводился показ постоянной коллекции, а также для улучшения условий живого исполнения. В итоге центр получил около 100 тыс. м2 площади.

Центр Помпиду был открыт снова 1 января 2000 года с большим успехом. В настоящее время Центр Помпиду принимает от 3,5 до 3,8 миллиона посетителей в год[10].

В 2010 году открылся филиал Центра Помпиду в Меце, в 2015 году — филиал в Малаге[фр.][17], в 2019 году филиал в Шанхае.

Описание

Часть выставок Центра

Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров: оно имеет длину 166 м, ширину 60 м и высоту 42 м[8]. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (несущие фермы, трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Несущие конструкции выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электропроводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным[4][8][18][19].

Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства[7][20], библиотеку[5][18][21], Центр промышленного дизайна[22], Институт исследования и координации акустики и музыки[5], концертные и выставочные залы[23], несколько кинозалов[22]. Вход в библиотеку бесплатный для всех[24], за исключением смотровой площадки.

Обширную площадь перед зданием облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи[18]. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан, представляющий собой множество необычных металлических механизмов, двигающихся посредством воды[4][8].

Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни: более 6 миллионов посетителей в год[25], в том числе 3,5 миллиона посетителей музея[18][26].

См. также

Примечания

  1. В Центре Помпиду сменился директор, The Art Newspaper Russia (5 марта 2015). Дата обращения 14 декабря 2016.
  2. Алексей Тарханов. Французского политика понизили до музея // Газета "Коммерсантъ". — 2015-11-03. — Вып. 41. — С. 11.
  3. Носик Б. М. Прогулки по Парижу. Правый берег. — Радуга, 2000. — С. 44. — 367 с. — ISBN 5050049644.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Макарова В. В. Стили интерьера. — БХВ-Петербург, 2011. — С. 71. — 163 с. — ISBN 5977507380.
  5. 5,0 5,1 5,2 Inga Tourmann. Париж. Путеводитель и аудиогид. — Jourist Verlags GmbH. — С. Раздел 14. — 80 с. — ISBN 3898944514.
  6. Российская академия наук. Вестник Российской академии наук. — Том 78, выпуски 7-12. — Наука, 2008. — С. 1099.
  7. 7,0 7,1 Бартошевич А. В., Зингерман Б. И., Государственный институт искусствознания. Мир искусств: альманах / Том 4. — РИК "Культура", 2001. — С. 75. — 102 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Татьяна Бурдакова, Илья Кусый, Е. Левицкая, Марк Сартан, Я. Сартан, Л. Кунявский, Юлия Ларионова, Виктория Бакир, Анна Пожидаева, Виктория Базоева, Е. Громова, Е. Меркулова. Франция. — Litres, 2015. — С. 109. — ISBN 5457381994.
  9. Ирина Галинская. Культурология: Дайджест. — Выпуск 3 (2010 год). — Litres, 2015. — ISBN 5457838226.
  10. 10,0 10,1 The history – Centre Pompidou (недоступная ссылка). www.centrepompidou.fr. Дата обращения: 13 декабря 2016. Архивировано 28 марта 2020 года.
  11. Советское искусствознание. — Выпуски 21-22. — Советский художник, 1987. — С. 58.
  12. Читающая Россия. — Роспечать, 1997. — С. 40. — 99 с.
  13. Елена Юдковская. Записки на кассетах. — Глобус, 1998. — С. 157. — 167 с.
  14. Александр Жаров. Итальянское письмо и другие стихи. — Московский рабочий, 1928. — С. 538.
  15. Dominique Auzias, Jean-Paul Labourdette. Paris. — Париж: Nouvelles éd. de l'Université, 2013. — С. 14. — ISBN 9782746962200.
  16. L'histoire – Centre Pompidou. www.centrepompidou.fr. Дата обращения: 13 декабря 2016. (недоступная ссылка)
  17. Музеи шагают по планете. История вопроса // Коммерсантъ, № 166 (6160), 08 сентября 2017
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Анна Мудрова. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир. — Litres, 2015. — ISBN 5457637433.
  19. Евгения Ливеровская. 100 лучших мест Франции. — Litres, 2014. — ISBN 5457592359.
  20. Роза Лемперт-Андреева. С приездом в Париж и на Лазурныĭ берег: полезные советы и адреса. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 120. — 173 с.
  21. Смирнов В. П. Франция: страна, люди, традиции. — Мысль, 1988. — С. 88. — 286 с.
  22. 22,0 22,1 Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. — Петрополис, 2001. — С. 117. — 221 с.
  23. Франция. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Л. Г. Ведениной. — М.: Интердиалект+ : АМТ, 1997. — С. 460–461. — 1040 с. — ISBN 5-89520-003-6.
  24. Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Мир Паустовского. — Выпуски 21-22. — Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2004. — С. 105.
  25. Презентация центра (недоступная ссылка)
  26. Годовой отчёт центра за 2009 год. (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 августа 2011. Архивировано 23 января 2011 года.

Ссылки