Суджаддинов, Горхмаз Мамед Таги оглы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Горхмаз Мамед Таги оглы Суджаддинов
Звания Заслуженный художник Азербайджанской ССР — 2 декабря 1982

Суджаддинов (Аскербейли) Горхмаз Мамед Таги оглы (азерб. Qorxmaz Məmməd Tağı oğlu Sücəddinov (Əsgərbəyli); 16 апреля 1932, Ганджа — 22 апреля 2010, Баку) — азербайджанский, советский скульптор, заслуженный художник Азербайджанской ССР (1982)[1].

Биография

Горхмаз Суджаддинов родился 16 апреля 1932 года в семье Мамеда Таги Аскербейли, профессора кафедры почвоведения сельскохозяйственного института в г.Гянджа Азербайджанской ССР. В 1937 году отец Горхмаза был репрессирован по ложному доносу и впоследствии погиб в лагере в Коми АССР. Посмертно реабилитирован после смерти Сталина во времена оттепели Хрущёва.

Бабушка, опасаясь, что сын «врага народа» навсегда останется изгоем, изменила фамилию внука на свою, Суджаддинов, и перевезла его в Баку, где он рос и воспитывался в семье своего дяди Ягуба Суджаддинова.[2]

Несмотря на тяжёлые условия жизни в послевоенное время, у мальчика просыпается интерес к рисованию и он начинает учёбу в художественном училище имени А.Азимзаде. После успешного окончания училища Горхмаз поступает в Институт прикладного и декоративного искусства во Львове, откуда переводится в Академию Художеств в Тбилиси, где его наставником и ментором становится известный скульптор Константин Михайлович Мерабишвили.

Первая профессиональная работа Горхмаза Суджаддинова, декоративный фонтан «Бахрам Гур», сегодня является одним из символов города Баку.[3] А одна из последних – надгробный памятник и мемориальная доска народной артистке Азербайджана, знаменитой «Гайнане» («Теща»), Насибе Зейналовой. Между ними целая галерея монументальных и станковых работ среди которых, композиция «Хамсе» у мавзолея Низами Гянджеви по мотивам произведений великого поэта, памятник «Видади и Вагиф» в Казахе, портретный барельеф Самеда Вургуна на фасаде Русского драматического театра в Баку, декоративная композиция «Апшерон» в Загульбе и др.

В течение жизни Горхмаз Суджаддинов был участником многочисленных выставок, некоторые из его произведений хранятся в музеях и частных коллекциях в стране и за рубежом, в том числе работы из бронзы и дерева: «Музыка», «Раздумья», портреты Физули, Хагани, Деде Горгуда, Джавад хана и Рихарда Зорге.

Не все работы мастера сохранились до наших дней по тем или иным причинам, так «Девушка с Чашей», монументальная статуя из алюминия, стоявшая при въезде в Гянджу, бесследно исчезла в начале 1990-х годов, а памятники Ленину и Гатыр Мамеду были демонтированы по идеологическим соображениям.

В советское время Горхмаз Суджаддинов многие годы преподавал рисунок на кафедре изобразительного искусства архитектурного факультета Политехнического института в Баку. В 90-х годах он продолжил преподавательскую деятельность в Турции, сначала на факультете Изобразительных Искусств Университета Ататюрка в Эрзуруме, а затем на факультете Изящных искусств Университета Эрджиес в Кайсери, где возглавил кафедру Живописи и Скульптуры. За время пребывания в Турции им были созданы портретные памятники выдающимся деятелям этой страны: Мустафе Кемалю Ататюрку, Мимар Синану и Юнусу Эмре.

Скончался[4] и похоронен в Баку, рядом со своей супругой.

Произведения

Примечания