Содерберг, Стивен
Стивен Содерберг | |
---|---|
англ. Steven Soderbergh | |
Имя при рождении | Стивен Эндрю Содерберг |
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, кинооператор, монтажёр |
Карьера | 1981 — настоящее время |
Награды |
«Оскар» (2001) «Золотая пальмовая ветвь» (1989) «Эмми» (2013) «Независимый дух» (1990) |
Сайт | Официальный сайт |
Сти́вен Э́ндрю Со́дерберг (англ. Steven Andrew Soderbergh, род. 14 января 1963, Атланта) — американский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, оператор и монтажёр. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Независимый дух» за фильм «Секс, ложь и видео» (1989), премии «Оскар» за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000) и двух статуэток «Эмми» за лучшую режиссуру и монтаж телефильма «За канделябрами» (2013).
Биография
Стивен Содерберг родился 14 января 1963 года в Атланте, штат Джорджия, в семье Мэри Энн и Питера Эндрю Содербергов. Имена своих родителей Стивен увековечил, когда начал работать в кино: свои работы в качестве оператора он подписывает как Питер Эндрюс, а как монтажёр использует псевдоним Мэри Энн Бернард (Бернард — девичья фамилия матери)[1]. Когда Стивен был ещё ребёнком, отец перевёз семью в Питтсбург, а затем в Батон-Руж, штат Луизиана, где устроился на работу деканом в Университете штата.
Ещё не окончив среднюю школу в Батон-Руже, Стивен устраивается на курсы аниматоров в Университет, где снимает свои первые короткометражные фильмы. Окончив школу, Содерберг осуществляет неудачную попытку переезда в Голливуд. Проработав там некоторое время внештатным редактором, он возвращается в Батон-Руж, где работает в видеостудии, изготавливающей рекламные ролики и музыкальные видеоклипы, и попутно продолжает снимать короткометражки и писать сценарии. В 1986 году Содерберг снимает документальный фильм о концерте британской рок-группы Yes — Yes: 9012 Live, за который получает номинацию на премию «Грэмми».
После первого режиссёрского успеха у Содерберга начинаются проблемы с алкоголем, но вскоре ему удаётся их разрешить. В 1987 году Содерберг снимает короткометражный фильм-исследование сексуальных отношений «Уинстон» (англ. Winston), логическим продолжением которого стала полнометражная лента «Секс, ложь и видео», премьера которой состоялась на кинофестивале «Сандэнс». Фильм приносит Стивену «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1989 года и номинацию на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
В течение последующих шести лет Содерберг женится и через некоторое время разводится с актрисой Бетси Брэнтли, у него рождается дочь Сара. В это же время он работает над своей второй лентой — фильмом «Кафка» с Джереми Айронсом в главной роли — неоднозначным описанием жизни и творчества Франца Кафки, основанным на произведениях писателя.
Следующий фильм режиссёра «Царь горы» по мемуарам А. И. Хочнера рассказывает историю жизни маленького мальчика в годы Великой депрессии. Криминальная драма-нуар «Там, внутри» («Подноготная») 1995 года, повествующая об ограблении инкассаторской машины, показывает классические приёмы содерберговской режиссуры: нелинейное повествование и игру с цветами. «Анатомия Грея» — следующий его фильм — об экспериментах в области альтернативной медицины, проводимых известным американским актёром Сполдингом Греем.
Экспериментальная комедия 1996 года «Шизополис», в которой Содерберг сыграл одну из главных ролей, а также был композитором, оператором, автором сценария и режиссёром, начинается с вступительного слова: «Дамы и господа! Молодые и пожилые. Если Вы сочтёте сюжет фильма запутанным — помните, это не наша вина, всё дело в Вас. Вам придётся смотреть его снова и снова, пока Вам не станет понятно всё». Фильм отсылает зрителя к киноэклектике экспериментального кинематографа 1970-х годов.
Первой совместной работой Содерберга с Джорджем Клуни становится фильм «Вне поля зрения» по роману известного американского писателя Элмора Леонарда. В этой криминальной драме описана история романтических взаимоотношений между грабителем банков в исполнении Клуни и федеральным маршалом Карен Сиско в исполнении Дженнифер Лопес.
В полуторачасовом фильме 1999 года «Англичанин» Содерберг показывает своё умение строить нелинейный сюжет с использованием неповторимой техники монтажа. В криминальной драме, выполненной в стилистике неонуара, снялись такие культовые американские актёры как Теренс Стэмп и Питер Фонда.
В 2000 году Содерберг снимает два фильма: «Эрин Брокович» и «Траффик», получивших по несколько номинаций на «Оскар» и сделавших Содерберга первым режиссёром с 1939 года, номинировавшимся на «Оскар» как «лучший режиссёр» сразу за две разные работы (из пяти фильмов два были сняты Содербергом). В итоге премию Американской академии киноискусства он получил за картину «Траффик».
«Эрин Брокович» — основанная на реальных событиях социальная драма о матери-одиночке, устроившей судебное разбирательство с компанией PG&E, отравляющей отходами грунтовые воды, с Джулией Робертс в главной роли.
«Траффик» — криминальная драма по сценарию Стивена Гаана, описывающая все этапы торговли наркотиками: от международных поставок до продажи конечным покупателям. На сегодняшний день это самая продолжительная лента режиссёра (147 минут).
Стивена Содерберга
- «Вся президентская рать»
- «Энни Холл»
- «Гражданин Кейн»
- «Разговор»
- «5000 пальцев доктора Т.[англ.]»
- «Крёстный отец»
- «Крёстный отец 2»
- «Челюсти»
- «Последний киносеанс»
- «Бульвар Сансет»
- «Третий человек»
В 2001 году Содерберг снимает «Одиннадцать друзей Оушена» — стилизованный ремейк одноимённого фильма 1960 года с Джорджем Клуни, Брэдом Питтом, Джулией Робертс и Мэттом Деймоном в главных ролях. Фильм становится одним из самых финансово успешных в карьере режиссёра — сборы составили более 183 млн долларов[4].
Следующим фильмом режиссёра становится малобюджетная экспериментальная комедия «Во всей красе» — стилистическое продолжение ленты «Секс, ложь и видео» по одноимённому роману Элмора Леонарда.
«Солярис» Стивена Содерберга по одноимённому роману Станислава Лема сильно отличается от экранизации Андрея Тарковского. Содерберг делает акцент не на «нравственной проблематике», а на отношениях между мужчиной и женщиной, любви и сексе. Продюсером фильма стал Джеймс Кэмерон, главную роль сыграл Джордж Клуни.
Следующий проект Содерберга — полудокументальный десятисерийный мини-сериал «К Стрит[англ.]» (каждая серия продолжительностью 30 минут) для кабельной телекомпании HBO о лоббистах и политиках в Вашингтоне. Продюсером проекта стал Джордж Клуни. «К Стрит» — первый из нескольких телевизионных сериалов, которые Содерберг планирует снять для HBO.
Фильм «Эрос» стал творческой коллаборацией между тремя культовыми режиссёрами — Стивеном Содербергом, Вонгом Карваем и Микеланджело Антониони. Содерберг снял эпизод «Эквилибриум» — историю о рекламном агенте, страдающем от навязчивого эротического сна и психоаналитике, пытающемся решить не только проблемы своего пациента, но и свои собственные.
В 2004 году вышло продолжение «11 друзей Оушена» — «12 друзей Оушена». В этом фильме Содерберг переиграл практически все темы и сюжетные линии из предыдущего фильма и, благодаря инновационной режиссуре, во многом превзошёл свой же оригинал. В 2007 году вышел фильм «13 друзей Оушена», режиссёром картины вновь стал Содерберг.
В 2005 году Содерберг снимает для HBO пилотную серию Unscripted — телесериала о молодых людях, пытающихся устроиться на работу в Голливуде. Остальные серии снял Джордж Клуни, сценаристом проекта стал Грант Хеслов.
«Пузырь» — экспериментальный низкобюджетный фильм Содерберга с непрофессиональными актёрами без специально написанного сценария, снятый на цифровую видеокамеру. «Пузырь» одновременно был выпущен для показа в кинотеатрах, на DVD и в кабельных сетях. Это первый подобный эксперимент, когда картина выходит в прокат подобным образом.
Содерберг снял ещё несколько фильмов: «Че» — фильм об Эрнесто Че Геваре с Бенисио Дель Торо в главной роли. Производство романтической драмы «Хороший немец», действие которой происходит в послевоенном Берлине, с Кейт Бланшетт и Джорджем Клуни в главных ролях было завершено в 2006 г.[5].
В январе 2013 года в интервью изданию Vulture Содерберг сообщил, что ведёт теневой блог в Твиттере[6]. Спустя несколько дней он раскрыл имя своего аккаунта — @Bitchuation[7][8]. Первая запись в блоге сделана 13 октября 2012 года, в своих твитах режиссёр делится мыслями на разные темы и демонстрирует чувство юмора[9].
В 2013 году на 56-м Международном кинофестивале в Сан-Франциско Стивен Содерберг выступил с программной речью о положении дел в современном кинематографе[10][11].
В марте 2013 года сообщалось[12][13], что Содерберг планирует заняться съёмками 12-часового мини-сериала по роману Джона Барта «Торговец дурманом[англ.]». Однако в мае стало известно, что режиссёр спродюсирует и снимет 10 эпизодов телесериала «Больница Никербокер» по заказу кабельного канала Cinemax. Действие будет разворачиваться в 1900 году в нью-йоркской больнице Никербокер (англ. Knickerbocker Hospital), где будет показана работа врачей до изобретения современных медицинских технологий, в условиях высокой смертности и отсутствия антибиотиков[14][15]. В ноябре появилась первая информация о производстве сериала[16].
Содерберг выступил в качестве оператора и монтажёра фильма «Супер Майк XXL», вышедшего на экраны в 2015 году[17].
В 2022 году началась работа над мини-сериалом «Замкнутый круг».
Личная жизнь
С 2003 года Содерберг женат на журналистке Джулс Эснер, которую часто благодарит за вдохновение при создании женских персонажей[18]. У него есть дочь от первого брака с актрисой Бетси Брэнтли, на которой он был женат с 1989 по 1994 год[19]. У него также есть дочь от женщины из Австралии, родившаяся в 2009 году[20].
Фильмография
Награды и номинации
Премия | Год | Фильм | Категория | Результат |
---|---|---|---|---|
«Оскар» | 1990 | «Секс, ложь и видео» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
2001 | «Траффик» | Лучший режиссёр | Победа | |
«Эрин Брокович» | Лучший режиссёр | Номинация | ||
«Золотой глобус» | 1990 | «Секс, ложь и видео» | Лучший сценарий | Номинация |
2001 | «Траффик» | Лучший режиссёр | Номинация | |
«Эрин Брокович» | Лучший режиссёр | Номинация | ||
BAFTA | 1990 | «Секс, ложь и видео» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
2001 | «Траффик» | Лучший режиссёр | Номинация | |
«Эрин Брокович» | Лучший режиссёр | Номинация | ||
«Эмми» | 2009 | «Роман Полански: разыскиваемый и желанный» | Лучший документальный фильм | Номинация |
2011 | «Его путь» | Лучший документальный фильм | Номинация | |
2013 | «За канделябрами» | Лучший режиссёр мини-сериала или телефильма | Победа | |
Лучшая операторская работа в мини-сериале или телефильме | Номинация | |||
Лучшая монтаж мини-сериала или телефильма | Победа | |||
2015 | «Больница Никербокер» | Лучший режиссёр драматического сериала | Номинация | |
2016 | «Больница Никербокер» | Лучший режиссёр драматического сериала | Номинация | |
2018 | «Забытые Богом» | Лучший мини-сериал | Номинация | |
«Выбор критиков» | 2001 | «Траффик» | Лучший режиссёр | Победа |
«Эрин Брокович» | Победа | |||
«Независимый дух» | 1990 | «Секс, ложь и видео» | Лучший режиссёр | Победа |
2000 | «Англичанин» | Лучший режиссёр | Номинация | |
2007 | «Пузырь» | Лучший режиссёр | Номинация | |
«Спутник» | 1999 | «Плезантвиль» | Лучший фильм — комедия или мюзикл | Номинация |
2001 | «Эрин Брокович» | Лучший режиссёр | Номинация | |
«Траффик» | Лучший режиссёр | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Номинация | |||
Национальный совет кинокритиков США | 2000 | «Траффик» | Лучший режиссёр | Победа |
«Эрин Брокович» | Победа | |||
Берлинский кинофестиваль | 2001 | «Траффик» | Золотой медведь | Номинация |
2003 | «Солярис» | Золотой медведь | Номинация | |
2007 | «Хороший немец» | Золотой медведь | Номинация | |
2013 | «Побочный эффект» | Золотой медведь | Номинация | |
Венецианский кинофестиваль | 2019 | «Прачечная» | Золотой лев | Номинация |
Каннский кинофестиваль | 1989 | «Секс, ложь и видео» | Золотая пальмовая ветвь | Победа |
Приз ФИПРЕССИ | Победа | |||
1993 | «Царь горы» | Золотая пальмовая ветвь | Номинация | |
2008 | «Че» | Золотая пальмовая ветвь | Номинация | |
2013 | «За канделябрами» | Золотая пальмовая ветвь | Номинация | |
Queer Palm | Номинация | |||
«Сезар» | 1990 | «Секс, ложь и видео» | Лучший иностранный фильм | Номинация |
2002 | «Траффик» | Лучший иностранный фильм | Номинация | |
2003 | «Одиннадцать друзей Оушена» | Лучший иностранный фильм | Номинация | |
Премия Гильдии режиссёров США | 2001 | «Траффик» | Лучший режиссёр | Номинация |
«Эрин Брокович» | Лучший режиссёр | Номинация | ||
2014 | «За канделябрами» | Лучший режиссёр мини-сериала или телефильма | Победа | |
Почётная награда имени Роберта Олдрича | Победа | |||
2016 | «Больница Никербокер» | Лучший режиссёр драматического сериала | Номинация | |
Премия Гильдии сценаристов США | 1990 | «Секс, ложь и видео» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
Примечания
- ↑ Aaron Baker. Steven Soderbergh. — Urbana: University of Illinois Press, 2011. — P. 106.
- ↑ Шейла Джонсон. Стивен Содерберг: «Я всегда стоял лишь одной ногой в Голливуде…» . «Искусство кино» (ноябрь 1999). Дата обращения: 20 декабря 2015. Архивировано 20 декабря 2015 года.
- ↑ Ryan Lattanzio. Steven Soderbergh picks 11 favorite films (англ.). Indiewire[англ.]* (1 июля 2015). Дата обращения: 30 января 2016. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- ↑ Box Office Mojo . Дата обращения: 13 июня 2006. Архивировано 28 ноября 2012 года.
- ↑ Hollywood reporter (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 ноября 2018. Архивировано 10 апреля 2005 года.
- ↑ Mary Kaye Schilling. In conversation: Steven Soderbergh. Steven Soderbergh on quitting Hollywood, getting the best out of J-Lo, and his love of Girls (англ.). Vulture (27 января 2013). Дата обращения: 30 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
- ↑ Adam B. Vary. Steven Soderbergh is (probably) tweeting a novella. It’s called Glue, and it appears to be a hard-boiled European spy thriller (англ.). BuzzFeed (28 апреля 2013). Дата обращения: 30 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
- ↑ Adam Chitwood. Steven Soderbergh talks post-retirement plans, painting, Twitter, Behind the Candelabra, comic book movies, and more (англ.). Collider.com. Дата обращения: 30 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
- ↑ Стивен Содерберг, режиссёр и конспиратор. 20 твитов знаменитого американца в анонимном режиме . Look At Me (17 апреля 2013). Дата обращения: 30 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
- ↑ Михаил Лемхин. Стивен Содерберг о положении дел в кино . Чайка (30 апреля 2013). Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ Дмитрий Гнедич, Арсений Князьков. Стивен Содерберг о положении дел в современном кинематографе . kinomania.ru (3 мая 2013). Дата обращения: 28 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
- ↑ Adam Markovitz. Steven Soderbergh working on 12-hour adaptation of 'The Sot-Weed Factor' (англ.). Entertainment Weekly (29 марта 2013). Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
- ↑ Содерберг снимет сериал по классику постмодернизма . Lenta.ru (2 апреля 2013). Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
- ↑ Mike Fleming Jr. Steven Soderbergh Will Interrupt Retirement To Direct And Produce Cinemax Series ‘The Knick’ With Clive Owen Starring (англ.). Deadline.com (23 мая 2013). Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
- ↑ Содерберг снимет сериал про медиков начала XX века . Lenta.ru (24 мая 2013). Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
- ↑ Laura Smith. Time Travel With Steven Soderbergh on the Streets of New York (англ.). Hollywood.com[англ.] (7 ноября 2013). Дата обращения: 15 ноября 2013. Архивировано 30 декабря 2013 года.
- ↑ Ignatiy Vishnevetsky. “Retired” Steven Soderbergh will be lighting, shooting, and editing Magic Mike XXL (англ.). The A.V. Club (20 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014. Архивировано 5 июня 2014 года.
- ↑ Markovitz, Adam. Steven Soderbergh gets busy (англ.), Entertainment Weekly (13 January 2012). Архивировано 7 октября 2018 года. Дата обращения 7 октября 2018.
- ↑ Collins, Scott. The Funk of Steven Soderbergh (англ.), Los Angeles Times (16 February 1997).
- ↑ Thorne, Frank. Director of Ocean's Eleven Steven Soderbergh admits fathering love child (англ.), Evening Standard (7 April 2011). Архивировано 14 июня 2018 года. Дата обращения 7 октября 2018.
Ссылки
- extension765.com — официальный сайт Стивен Содерберг
- Кен Дэнсиджер, Джефф Раш. Нарратив и антинарратив. Два Стивена: Спилберг и Содерберг . «Искусство кино» (декабрь 2011). Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 26 ноября 2015 года.
- Стивен Содерберг . Дата обращения: 6 января 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года. на сайте Senses of Cinema
- Christopher Rosen. Steven Soderbergh doesn’t care if you like 'Ocean’s 12,' but don’t hate it for the wrong reason (англ.). The Huffington Post (10 декабря 2014). Дата обращения: 24 ноября 2015. Архивировано 24 ноября 2015 года.
- Персоналии по алфавиту
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры XX века
- Кинорежиссёры XXI века
- Кинорежиссёры США
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы XX века
- Сценаристы XXI века
- Сценаристы США
- Кинопродюсеры по алфавиту
- Кинопродюсеры XX века
- Кинопродюсеры XXI века
- Кинопродюсеры США
- Кинооператоры по алфавиту
- Кинооператоры XX века
- Кинооператоры XXI века
- Кинооператоры США
- Монтажёры по алфавиту
- Монтажёры XX века
- Монтажёры XXI века
- Монтажёры США
- Лауреаты прайм-тайм премии «Эмми»
- Лауреаты премии «Независимый дух» лучшему режиссёру
- Лауреаты премии «Оскар» за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии «Спутник»
- Лауреаты премии Гильдии режиссёров США
- Режиссёры телевидения США