Дневник Глумова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дневник Глумова
Жанр короткометражный
Режиссёр Сергей Эйзенштейн
Автор
сценария
Сергей Эйзенштейн
Оператор Борис Франциссон
Кинокомпания Госкино
Длительность 5 мин.
Страна  СССР
Язык немой фильм
Год 1923
Следующий фильм Стачка
Ссылки
Кинопоиск ID 44225
IMDb ID 0013992
Видео
Логотип Дзен фильм «Дневник Глумова»

«Дневник Глумова» — советский короткометражный фильм 1923 года, первый фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна.

История создания

«Дневник Глумова» стал ключевым моментом в карьере и жизни Сергея Эйзенштейна, поскольку обусловил его переход от театральной режиссуры к кинорежиссуре. Этот фильм создавался как часть театральной постановки 1-го рабочего театра Пролеткульта 1923 года «Мудрец», являвшейся постановкой комедии Александра Островского 1868 года «На всякого мудреца довольно простоты». Целью Пролеткульта в то время было создание новой, революционной эстетики, подходящей для пролетариата, и Эйзенштейн изменил комедию Островского согласно этим требованиям. Он перенёс действие в Париж, а героями сделал русских эмигрантов. Также Эйзенштейн изменил эстетику пьесы в целом, добавив в неё элементы циркового стиля и комедии дель арте.

«Дневник Глумова» является первым примером использования в кинематографе концепции «монтажа аттракционов» Эйзенштейна. По его мнению, подлинно зрелищный кинематограф должен поражать зрителя различными яркими и неожиданными моментами, чтобы передать какую-либо идею или аффект. Аттракцион — минимальная часть любого зрелища, «самостоятельный и первичный элемент конструкции спектакля — молекулярная (то есть составная) единица действенности театра»[1]. Аттракциону Эйзенштейн противопоставлял понятие трюка — замкнутого на самом себе зрелищного действия, в то время как аттракцион определяется своей способностью вызвать эмоциональный отклик у зрителя[2]. Именно работая над «Дневником Глумова», Эйзенштейн пришёл к пониманию цирка и мюзик-холла как источника идей и способов работы со зрителем для кинематографа.

В начале 1923 года Борис Михин, директор 3-й фабрики Госкино, выделил Эйзенштейну необходимые материалы и назначил Дзигу Вертова консультантом. Однако, после съёмки первых кусков фильма Вертов отказался от участия в съёмочном процессе (согласно автобиографии Эйзеншейна)[3]. Фильм снимался в апреле 1923 неподалеку от особняка Морозова в Москве, где проходили постановки Пролеткульта, за несколько дней до премьеры пьесы, и был показан непосредственно во время театральной постановки.

Фильм был также включён в 16-й номер «Киноправды» Дзиги Вертова, выпущенный 21 мая 1923 года под названием «Весенние улыбки Пролеткульта».

Реставрация

Считавшийся утерянным шестнадцатый номер «Киноправды», частью которого являлся «Дневник Глумова», был обнаружен в Красногорске в 1977 году, отреставрирован и включён в различные DVD-издания. Однако ведутся споры по поводу того, сохранён ли в реставрированной версии правильный порядок сцен[4].

Сюжет

Фильм состоит из трёх частей, каждую из которых показывали в различные моменты постановки. Первая часть начинается с Эйзенштейна, снимающего шляпу и приветственно помахивающего рукой, на фоне плаката с анонсом постановки; затем мы видим Григория Александрова в роли Глумова, на фоне этого же плаката, и остальных героев, делающих комичные гримасы. Однако существует мнение, что эта часть на самом деле должна была быть показанной в конце постановки, а не в её начале[4].

Вторая часть рассказывает о том, как был украден дневник Глумова. Она была непосредственно связана с постановкой, поскольку актёр, выбегавший со сцены, появлялся на экране, где он полз по фасаду здания, в котором и проходила постановка. Затем он забирался в самолёт, выпрыгивал из него, приземляясь в автомобиль, который подвозил его к дверям театра. После чего актёр (уже в реальности) возвращался на сцену, неся в руках катушку с киноплёнкой.

Третья часть метафорически показывала содержание дневника Глумова при помощи техники стоп-камеры, схожей с используемой в ранних фильмах Жоржа Мельеса. Фильм заканчивался сценой свадьбы Глумова и Машеньки, где они показывали другим героям кукиш в ответ на просьбы одолжить денег.

В ролях

Примечания

  1. Эйзенштейн, С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: в 6 тт., т. 2. — М.: Искусство, 1964. — С. 269.
  2. Эйзенштейн C.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: в 6 тт. Т. 1. М.: Искусство, 1964. — C. 270.
  3. Эйзенштейн C.М. Моя первая фильма // Избранные произведения: в 6 тт. Т. 1. М.: Искусство, 1964. C. 108.
  4. 4,0 4,1 «Lost» to «Found»: The «Rediscovery» of Sergei Eisenstein’s Glumov’s Diary and its avant-garde context «KinoKultura» (недоступная ссылка) Дата обращения: 31.10.2016

Источники

  • Эйзенштейн С. Избранные произведения в шести томах. — М.: Искусство, 1964—1971.
  • Майк О’Махоуни. Сергей Эйзенштейн. — М.: Ad Marginem, 2016. — 224 с. — ISBN 9785911032821

Ссылки