Перейти к содержанию

Сплетни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Визуализация нидерландской пословицы Один ветер мотает то, что другой прядёт (то есть Обе разносят слухи, сплетни) в картине «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего.
Статуя Сплетни в немецком городе Зиндельфинген.

Спле́тнислухи, непроверенные сведения, новости и персональные данные, первоначально передаваемые устным путём.

История

В средние века для сплетниц существовало наказание под названием «узда для ругани», когда на голову женщины надевалось металлическое устройство, удерживающее язык в неподвижном состоянии, чтобы она не могла говорить[1].

Современность

Одним из главных источников быстрого распространения сплетен служат социальные медиа, посредством которых сплетни могут быть перенесены всего за несколько минут из одного уголка мира в другой.

Специалист по управлению персоналом Мэри Горманди Уайт выделяет следующие признаки сплетен на работе:[2]

  • Непринуждённо беседующие замолкают («Разговор прерывается, как только вы заходите в помещение»)
  • Начинаются высматривания кого-то
  • Сотрудники разговаривают на неуместные темы

Маркетинговая компания OnePoll[англ.] в ходе исследования выяснила установила, что женщины сплетничают всего лишь около 50 минут в день, в то время у мужчин — 76 минут[1]. В свою Deutsche Welle опубликовала, со ссылкой немецкую компанию Statista, специализирующуюся на потребительских и рыночных данных, и журнал Reader’s Digest, опрос, согласно которому 18 процентов респондентов признались, что сплетничают один раз в неделю, в то время как 11 процентов занимаются этим ежедневно. При этом в качестве основного предмета сплетен для 16 процентов опрошенных выступают соседи и коллеги, для 15 процентов респондентов — родственники, для 14 процентов — друзья и лишь 11 процентов опрошенных — начальство. В среде американских белых воротничков у офисных сплетников первое место заняли миллениалы (81 процент), а второе — бебибумеры (58 процентов). В то время как 30 процентов опрошенных признались, что разносили сплетни по заданию начальства, решившего таким образом узнать о текущих настроениях сотрудников[1].

Научные исследования

Происхождение и развитие сплетен исследуется эволюционной психологией[3]. Сплетни являются важным средством, с помощью которого люди могут отслеживать репутацию в сообществе и таким образом поддерживать широкое распространение косвенной взаимности[англ.][4].

Британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар рассматривает сплетни как основу для выстраивания социальных связей в больших сообществах[5].

В свою очередь эволюционный биолог А. Б. Марков высказывал идею, что главным стимулом для развития речи у людей была необходимость в сплетнях для распространения сведений о «неблагонадежных» членах группы, что способствует её сплочению[6].

Американский социальный психолог, профессор психологии Колледжа Нокса[англ.] Фрэнсис Т. Макэндрю[англ.] в одной из своих работ заявляет, что сплетни распространяются якобы со следующими целями [3]:

Ассоциированный профессор департамента психологии Калифорнийского университета в Риверсайде Меган Роббинс, проводившая совместно со своим коллегой Александром Караном исследование сплетен, поделив их на позитивные, негативные и нейтральные, выяснила, что женщины действительно сплетничают больше мужчин, но, вопреки расхожему мнению, без злословий и вполне нейтрально. Наиболее злые сплетни свойственны для молодёжи. У экстравертов гораздо сильнее выражено желание посплетничать. Кроме того, уровень сплетен не зависит от уровня дохода и социального статуса человека, поэтому бедные и богатые сплетничают одинаково. Также для сплетников первостепенным является тип личности, а не пол, уровень доход или образования. Исследователи выяснили, что основным предметом сплетен (в соотношении 3292 примера сплетен против 369) выступают общие знакомые, а не кто-либо из знаменитостей[1][7].

Британский социолог, профессор-эмерит Ланкастерского университета Николас Аберкромби[англ.], в свою очередь, отмечал[8]:

Я представил описание исследования роли сплетен в управлении жизнью молодых людей в панджабской общине Лондона. Сплетни — это действенное средство для утверждения и поддержания исходного предположения о том, какая жизнь царит в общине.

Профессор математики, статистики и информатики Иллинойсского университета в Чикаго Лаура Шапосник оценила в разработанной ею модели, что достаточно 25 человек в качестве первоисточника сплетни, при условии, что член сообщества услышал о ней от двух других (например, отличающихся от него своими политическими взглядами), а затем сам сообщил о ней ещё 20 людям, то, в конечном итоге, сплетня способна овладеть умами от 5 до 10 тысяч человек[1].

Этика

В Книге Притчей Соломоновых говорится: «Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Библия, Книга Притчи 18:8). Наушником является переносчик сплетен, а сплетни сравниваются с лакомством, в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая и смакуя сплетни. Сплетни - человеческий порок, когда не проверив информацию, люди передают слухи, выдавая их за факты.

Папа римский Франциск сравнил сплетни с терроризмом, посчитав, что сплетники «бросают бомбы своими языками», которые затем уничтожают человеческие репутации, и заявил, что «сплетничать — значит убивать»[1].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Журенков К. А. Пусть говорят? Сплетня не порок, а средство коммуникации // Огонёк. — № 39 от 07.10.2019. — С. 4
  2. Grunert J. "When Gossip Strikes" // OfficePro, January/February 2010, pp. 16-18, at 17
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 McAndrew F. T.[англ.]. The Science of Gossip: Why we can't stop ourselves, Scientific American (October 2008). Архивировано 27 июля 2013 года. Дата обращения 11 августа 2016.
  4. Sommerfeld R. D., Krambeck H. J., Semmann D., Milinski M.[фр.]. Gossip as an alternative for direct observation in games of indirect reciprocity // Proceedings of the National Academy of Sciences. — 2007. — № 104 (44). — P. 17435-17440. — PMID 17947384. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  5. Dunbar R. I. Gossip in evolutionary perspective // Review of General Psychology[англ.]. — 2004. — № 8. — P. 100—110. Архивировано 23 июля 2011 года. abstract Архивная копия от 28 июля 2013 на Wayback Machine
  6. Марков А. Б. Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека Архивная копия от 29 декабря 2020 на Wayback Machine Расширенная версия доклада на IV Международной конференции «Биология: от молекулы до биосферы» (15.12.2009)
  7. Robbins M. L., Karan A. Who gossips and how in everyday life. Social Psychological and Personality Science. // Social Psychological and Personality Science[англ.]. — 2019. — Vol. 11. — № 2 doi:10.1177/1948550619837000
  8. Abercrombie N.[англ.] (2004). Sociology: A Short Introduction. Short Introductions. Cambridge: Polity Press. pp. 122–152.

Литература

Ссылки