Список самых старых сохранившихся кораблей

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каноэ из Пессе — старейшее известное судно в мире, датируемое между 8040 и 7510 годами до нашей эры .

Это список самых старых кораблей в мире, сохранившихся до наших дней. Корабли в этом списке, включая военные корабли, яхты, парусники и суда, обнаруженные во время археологических раскопок, датируются 1918 годом или ранее. Перечисленные суда отсортированы по дате спуска на воду, определённой настолько точно, насколько возможно. У многих кораблей в столбце «Место постройки» указана Великобритания, которая в середине-конце XIX века была доминирующим судостроителем в мире. Большинство кораблей из этого списка находятся в музеях и включают в себя последние в своем роде образцы, оставшиеся в мире.

Критерии для попадания в список

Хотя в этот список входят «самые старые уцелевшие» корабли, многие из них с тех пор были восстановлены или реконструированы. Суда, подвергшиеся воздействию стихии, со временем приходят в негодность, поэтому ни один корабль нельзя считать по-настоящему оригинальным из-за замены деталей в течение срока службы. Это приводит к известному парадоксу под названием «Корабль Тесея», что делает определение «оригинала» неточным[1]. Пример - USS Niagara: оригинал затонул в 1820 году, трижды поднимался и реконструировался[2]. В ходе этих обширных реконструкций от оригинального судна не осталось почти ничего, кроме несущих конструкций. Отдельная проблема - корабли пострадавшие из-за погодных условий, после кораблекрушения или отсутствия ухода. Одним из примеров является корабль Мэри Роуз, чьи поднятые и сохранившиеся останки состоят только из частей корпуса. Те, что остаются нетронутыми под водой, выделены в отдельную категорию, посвященную затонувшим кораблям, например, останки кораблей в Черном море. Многие уцелевшие старые корабли могут также фигурировать в других списках Википедии, таких как плавучие маяки. Многие старые маяки сохранились во всем мире и по сей день, в отличие от океанских лайнеров, экземпляров которых до Второй мировой войны очень мало.

Исключены из списка

  • Реплики — здесь есть статья о репликах кораблей.
  • Затонувшие и не поднятые корабли.
  • Корабли, построенные после 1918 г. - это список «самых старых» кораблей, спущенных на воду до конца Первой мировой войны и до 1919 г.

Следующие суда включены в этот список

  • Реконструированные корабли — «Восстановление» допустимо, если корабль сохраняет свои первоначальные черты или их часть. [a]
  • Обломки — при условии, что они каким-то образом восстановлены и выставлены в качестве музейного экспоната. Все перечисленные ниже корабли имеют полностью или частично неповреждённый корпус. Такие корабли, как «Леди Элизабет» по-прежнему считаются уцелевшими, несмотря на то, что их нынешнее состояние относится к категории "не сохраняется".

Легенда

  •   Эти корабли были сохранены как корабль-музей или они больше не используются, но всё ещё существуют по сей день.
  •   Не корабль-музей (коммерческое судно, находящееся в частной собственности и так далее)
  • N/A указывает на то, что информация недоступна или еще не оценена.

Самые старые корабли

8040 г. до н.э. – 1400-е гг. н.э.

Старейшие из сохранившихся по категориям

Ниже приведен список кораблей, отсортированных по категориям. К ним относятся корабли, которые являются старейшими в мире по типу и функциям, они не включают корабли, известные только как последние в своем роде. Крайняя дата, как и в списке, - это корабли, построенные до 1919 года.

По типу

Старейший... Имя Год строительства Тип
Старейшее известное науке судно[3] Каноэ из Пессе 8040 BC Долблёнка
Целый корабль[4] Ладья Хеопса 2500 BC Солнечная барка
Мореходное судно[5] Dover Bronze Age Boat 1500 BC Мореходный корабль без типа
Шлюпка Nydam Boat 320–310 BC Клинкерный корпус
Военный корабль[6] Мэри Роуз 1511 Каракка
Не восстановленный археологическими методами[7] Тарихи Кадырга c.1600[b] Галера
Шхуна[8] Peggy 1791 Вооружённая яхта
Спасательная шлюпка[9] Zetland 1802 Спасательное судно
Подводная лодка[10] Брандтаухер 1850 Военный корабль
Буксир[11][12] Mayflower 1861 Паровой буксир
Клипер [13][14] City of Adelaide 1864 Парусное судно
Корабль приводимый в действие турбиной[15] Турбиния 1894 Экспериментальное судно
Колёсный пароход[16] Moyie 1898 Пароход

По функциям

Старейший. . . Имя Год строительства Тип
Введенный в строй военный корабль [17] HMS Victory 1765 г. Линейный корабль
Сданный в эксплуатацию военный корабль на плаву  USS Constitution 1797 г. Фрегат
Торговое судно [18] Чарльз В. Морган 1841 г. Китобойный корабль
Океанский лайнер [19] SS Great Britain 1843 г. Пассажирское судно
Находящийся на плаву пароход [20] Берта 1844 г. Земснаряд
Действующий пароход [21] Тудор Владимиреску 1854 г. Лопастной пароход
Активный парусник [22] Звезда Индии 1863 г. Винджаммер
Активный речной ледокол  Kuna 1884 г. Речной ледокол
Гоночная яхта [23] Partridge 1885 г. Яхта
Активный пожарный катер [24] [25] Edward M. Cotter 1900 г. Пожарная лодка

Примечания

  1. Cohen. Identity, Persistence, and the Ship of Theseus. faculty.washington.edu (2004). Дата обращения: 15 марта 2019.
  2. Niagara Biography. sailtraininginternational.org. Дата обращения: 24 июня 2019.
  3. World's oldest boat. Дата обращения: 8 ноября 2013. Архивировано 29 мая 2013 года.
  4. Jenkins. The Smell of Time. Saudi Aramco World (January–February 1980). Дата обращения: 26 декабря 2013.
  5. Bronze Age Boat. www.dovermuseum.co.uk. Дата обращения: 13 июня 2021.
  6. Anne Curtis. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}. — ISBN 978-0-9532931-8-6.
  7. Basch (1974-01-01). «A Galley in Istanbul: The Kadirga». The Mariner's Mirror 60 (2): 133–134. doi:10.1080/00253359.1974.10657958. ISSN 0025-3359.
  8. John Leather. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}. — ISBN 978-0-937822-67-8.
  9. Brief History. Zetland Lifeboat Museum and Redcar Heritage Centre. Дата обращения: 13 октября 2018.
  10. James P. Delgado, Clive Cussler. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}. — ISBN 978-1-84908-860-2.
  11. Steam tug Mayflower 1861 by A. King, Bristol Museums & Art Gallery 1990
  12. James MacVeigh. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}. — ISBN 978-1-4456-5010-4.
  13. Joy McCann. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}. — ISBN 978-0-226-62238-5.
  14. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}.
  15. A History of the North East in 100 objects. Дата обращения: 12 июня 2013. Архивировано 17 июня 2013 года.
  16. Kootenay Lake Historical Society. SS Moyie National Historic Site. Дата обращения: 2 июля 2007.
  17. Victory welcomes 25 millionth visitor, Southern Daily Echo (October 15, 2013). Дата обращения 13 июня 2019.
  18. Schroer; Bradford, S. Sydney The Charles W. Morgan (PDF). National Register of Historic Places Inventory-Nomination. National Park Service (11 December 1974).and

    Accompanying 4 photos, from 1974 and undated (PDF). National Register of Historic Places Inventory-Nomination. National Park Service (11 December 1974).
  19. The Last Surviving Transatlantic Ocean Liners. Kinja.com. Дата обращения: 29 марта 2019.
  20. Bertha. World of Boats. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 4 июня 2011 года.
  21. Spilman. Oldest Operating Steamship & Boats, Redux. Old Salt Blog (19 ноября 2016). Дата обращения: 29 июля 2021.
  22. Step aboard the world's oldest active sailing ship. Maritime Museum of San Diego. Дата обращения: 15 сентября 2012.
  23. Alex Laird of Classic Works in La Ciotat, Captain of the Partridge. Classicworks.fr. Дата обращения: 18 октября 2017.
  24. Edward M. Cotter. National Historic Landmark summary listing. National Park Service (11 сентября 2007). Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 11 октября 2012 года.
  25. Ошибка: не задан параметр |заглавие= в шаблоне {{публикация}}.


Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref> группы «lower-alpha» не найдено соответствующего тега <references group="lower-alpha"/>